Радио "Стори FM"
5 летних выставок в Мультимедиа Арт Музее

5 летних выставок в Мультимедиа Арт Музее

Автор: Максим Андриянов

XII Московская Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021» в разгаре, и Мультимедиа Арт Музей под руководством Ольги Свибловой представляет сразу пять очень разных выставок. По сути, они полностью отражают личный стиль Ольги Львовны, в котором легко соседствуют сорочка от ZARA, юбка Uniqlo, дизайнерские бусы, сумочка и обувь статусных марок, а также неизменные узкие очки, через которые так удобно изучать окружающий мир.

Музейные экспозиции в здании на Остоженке строятся по аналогичному принципу. Один этаж занимает подарок от семьи олигархов Карисаловых — коллекция советского кинопроката 1950-1980-х годов. Другой — классик Франк Орват со своим «Бестиарием», по соседству — снимки индустриальной Италии и кошки города Гродно. А в качестве новой оптики — познающие мир Анатол Слоун и Сергей Мосесов со своими фотографиями из Итонского университета.

Отношение к искусству как к супермаркету, где могут соседствовать товары самого разного назначения и ценовых категорий, позволяет Свибловой уже 25 лет вести свой корабль под аббревиатурой МАММ, не сбиваясь с пути.

kin-dza.jpg
Леонид Богданов. Рекламный плакат к фильму «Кин-дза-дза!». 1987 
Как раз к 25-летию Мультимедиа Арт Музея Михаил Карисалов подарил уникальную коллекцию киноплакатов, которую начала собирать еще его мама Ирина Ивановна Карисалова, известный питерский коллекционер, интересовавшаяся искусством во всем его многообразии: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство… В экспозиции представлено более 100 оригинальных плакатов к таким культовым советским фильмам, как «Девчата», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Любовь и голуби», «Мимино», «Вокзал для двоих», «Асса»… Смотреть на них — отдельное удовольствие, замешенное на ностальгии, любви к кино и знаменитым актерам. Не удивительно, что выставке отдан первый этаж музея, ведь этот блокбастер мгновенно захватывает внимание посетителей.

4-Bestiary.jpg
Франк Орват. Саки с детенышем. 1994. © Франк Орват/Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Серия работ Франка Орвата — тоже дар. Наследники ушедшего от нас осенью прошлого года 92-летнего мэтра фотографии не забыли, что в 2019 году первая его московская выставка «Дом пятнадцати ключей» была так хорошо принята публикой и прессой, что Орват пообещал Свибловой повторить успех. «Многие знают работы Орвата в области моды, когда он снимал моделей на улицах, но мало кто видел его «Бестиарий», для которого Франк вмонтировал животных из зоопарка в снимки дикой природы. И все это еще в 1990-х, на заре использования цифровых технологий ретуши. Я рад, что именно эта серия останется в собрании московского Мультимедиа Арт Музея, ведь это не только зрелищные произведения для публики, но и прекрасный учебный материал для начинающих фотографов», — говорит посол Франции в России Пьер Леви, открывавший экспозицию.

С индустриальной Италией — другая история. Выставка в МАММ — результат сотрудничества Центрального института каталогизации и документации (ICCD) с Итальянскими институтами культуры в Москве и Санкт-Петербурге. Ее цель — впервые представить вниманию зрителей потрясающую коллекцию индустриальной фотографии Джироламо Бомбелли, много лет занимавшегося съемками произведений искусства для художественных галерей, аукционных домов и издателей. К истории промышленного расцвета Италии 1920—1960 годов Бомбелли подошел с такой же скрупулёзностью, как и к основной работе — производственные мощности легендарных Martini&Rossi, Pirelli, Bassetti и многих других брендов стали благодаря его фотографическому гению историческими ценностями.

italia.jpg

Джироламо Бомбелли. Предприятие Pirelli. Район Бикокка, Милан, 1920—1930 © Collezioni ICCD, Roma

Совсем другой эмоциональный полюс фотоискусства представляет собой выставка Натальи Богданович и Сергея Пушкина «Кошки города Гродно». Здесь ваш мимиметр будет зашкаливать — авторы два года снимали кошек в самых разных локациях и обстоятельствах. Иногда в объектив фотографов попадали настоящие шедевры деревянной архитектуры, неумолимо уходящие в прошлое под натиском современного градостроительства. На снимках почти нет людей, только город и кошки.

koshki.jpg
Наталья Богданович, Сергей Пушкин. Без названия. Из серии «Кошки города Гродно». Гродно, Беларусь. 2006—2007

 

И, наконец, выставка «Итон. Школа джентльменов» Сергея Мосесова и Анатола Слоуна, выпускников самого известного в мире Итонского колледжа для мальчиков. В своих фотографиях авторы передают уникальный опыт обучения в закрытом социуме школы, где существует собственный стиль одежды, язык, коды поведения и даже спортивные игры. Глядя на эти снимки, понимаешь, почему «старые итонцы» даже в толпе с легкостью узнают друг друга по неуловимым для других признакам. 

etoncollege78.jpg
Сергей Мосесов. Директор школы, проректор и другие члены администрации на игре в Итонский пристенок. 2010 
И почему только эта школа славится такой продуктивностью — ее закончили 20 премьер-министров Британии (включая нынешнего премьера Бориса Джонсона), более 30 фельдмаршалов и адмиралов флота, выдающиеся писатели (Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли, Перси Шелли, Ян Флеминг), ученые (Джон Кейнс, Роберт Бойль), а также знаменитые музыканты, актеры, путешественники. «Эта выставка родилась в тот момент, когда Ольга Свиблова была у нас с женой в гостях и увидела книгу The Boys’ Side, изданную на основе фотографий нашего сына и его друга. Весь последний год своего обучения они снимали сцены из жизни своего колледжа. Обычно закрытая школа строго регламентирует все, что выходит за ее стены, но руководству так понравились фотографии, что они разрешили их обнародовать», — рассказывает Отар Купарадзе, отец Сергея Мосесова.

Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея, Москва

На главном фото: Анатол Слоун. Мальчики идут на занятия. 2010. Цифровая печать. Предоставлено автором