Радио "Стори FM"
Муздрама «Маяковский» в Ленкоме

Муздрама «Маяковский» в Ленкоме

Новый 97-й сезон театр «Ленком Марка Захарова» планирует открыть премьерой муздрамы «Маяковский» в постановке главного режиссера театра Алексея Франдетти. Музыку и стихи к спектаклю написал рэпер Баста (Василий Вакуленко) совместно со своей командой Gazgolder. Для обоих – и режиссера и музыканта - это своеобразный дебют: (первая постановка Франдетти на сцене Ленкома и первый спектакль Вакуленко.

basta.jpg

Предпремьерные показы состоялись в июле – в рамках празднования 130-летия Владимира Маяковского. Спектакль, в основе которого лежит пьеса Ники Симоновой, адресован прежде всего молодежи. Свидетельством тому и генеральная любовная линия, и музыкально-поэтическая составляющая от знаменитого рэпера Басты, которая органично сочетается с образом Маяковского, и зажигательная хореография в постановке Ирины Кашубы.

Личность Маяковского настолько сложна и неординарна, как и его время, что заход с любовной истории выглядит вполне логичным. Любви, как известно, все возрасты покорны. А в любви, как и в творчестве, Маяковский, если можно так выразиться, весьма преуспел. Его страстный роман с замужней Лилей Брик известен не меньше, чем его пламенная поэзия. Лиля – без сомнения роковая женщина, способная вдохновить мужчину на подвиги и заставить плясать под свою дудку. Она с легкостью и без тени смущения уводит Маяковского у своей сестры Эльзы (Сафия Яруллина), сразу же ставя поэту условие, что все свои произведения он отныне должен посвящать только ей. Нужно ли говорить, что условие было принято и нарушено лишь однажды в пользу другой возлюбленной – Татьяны Яковлевой.

1.jpg

Разрыв и новый союз отмечены экспрессивными дуэтами Лили и Эльзы «Мы знали это наверняка» и Маяковского с бывшей возлюбленной - «В разные стороны». Главных героев играют молодые и пока еще не титулованные артисты Станислав Тикунов и Анна Зайкова, их страсть и темперамент в полной мере передают накал страстей. И если Маяковский снедаем любовной страстью, то чувство Брик ближе к тщеславию – ей импонирует быть музой талантливого поэта, да и материальный расчет не чужд этой рыжеволосой бестии. В этом смысле Лиле под стать законный муж Осип Брик (Александр Горелов), который сразу смекнул, что на издании произведений Маяковского можно неплохо заработать. И он совсем не возражал против семейного трио. Возможно, кому-то такой альянс покажется распущенностью, но стоит вспомнить, что нравы среди богемной интеллигенции в первые годы Советской власти были весьма свободными, одна теория стакана воды чего стоила. А Брики и были богемной семейкой, держали литературный салон, так что удивляться особо нечему.

7.jpg

Дух времени пробивается сквозь ткань любовного сюжета событиями и историческими персонажами. Максим Горький в исполнении Виктора Ракова предстает признанным мэтром литературы нового времени, чье слово может возвысить или погубить молодой талант. Корней Чуковский (Иван Агапов) рецензирует «Облако в штанах» и пытается интриговать против дерзкого поэта, но благоразумно отступает перед его мощью.

2.jpg

Особое место в драме отведено Сергею Есенину (Дмитрий Никонов).

Футурист Маяковский и имажинист Есенин – непримиримые творческие противники – выдают горячий баттл (куда же без него в стилистике рэпа!), победу в котором одерживает наш герой. Тем не менее и Лиля, и Маяковский пристально следят за судьбой соперника вплоть до его трагического конца, как будто предчувствуя, что дорогой побежденного придется пройти и победителю. Символично, что сотрудник МГБ Яков Агранов (Сергей Пиотровский) дарит Маяковскому пистолет – как бы призывая последовать примеру Есенина.

3.jpg

Вереницей мелькают события из жизни героя: поездка в Париж, в Америку, зарубежные и отечественные романы, в том числе неудачная попытка жениться на Татьяне Яковлевой, жестко пресеченная Лилей, которая неожиданно вскоре заявит, что любит исключительно Осипа. В это же время Маяковский чувствует охлаждение публики к своему творчеству и притеснение со стороны властей, которые больше не выпускают его из страны. Возможно, все вместе и стало причиной трагического финала жизни Маяковского и огромной культурной утраты для страны, над которой он пронесся как комета. Спокойно и размеренно жить он просто не умел.

6.jpg

В спектакле задействована команда молодых артистов, поющих, читающих рэп и энергично танцующих. Центральной фигурой этой команды выступает альтер-эго Маяковского, помеченный в программе как Талант, в исполнении Кирилла Русина (кстати, дублера у него нет). Язык танца и жестов в его исполнении фантастически выразителен.

4.jpg

Впечатление от спектакля было бы не столь сильным без ярких костюмов, декораций и спецэффектов. Посмотрев спектакль, понимаешь, насколько большая и кропотливая работа была проделана многочисленной командой. Не удивительно, что подготовка заняла больше года, и именно этим спектаклем главный режиссер Ленкома Алексей Франдетти решил открыть новый сезон.

Фото: предоставлены пресс-службой театра; Юлия Губина; Игорь Клепнев

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg