Радио "Стори FM"
Балет «Марко Спада» в Большом

Балет «Марко Спада» в Большом

На исторической сцене Большого театра России состоялась премьера балета Д.Ф.Э. Обера "Марко Спада", восстановленного Пьером Лакоттом по спектаклю Жозефа Мозилье середины XIX века. Нынешняя премьера заявлена как капитальное возобновление балета в постановке великого французского хореографа.

2.jpg
Сцена из балета "Марко Спада"

Пьер Лакотт – известнейший реконструктор старинной хореографии. «Марко Спада» он поставил впервые в Римской опере в 1981 году – к 110-летию со дня смерти Даниэля Обера, затем – в 1985 году в Парижской опере. Заглавная роль изначально создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере в обоих театрах. По воспоминаниям Пьера Лакотта, Нуреев обожал танцевать этот балет. Он даже написал расписку, что целый месяц не будет уезжать из Рима, чтобы не пропускать ежедневные репетиции. Нуреева привлекал, в частности, размах персонажей, которые постоянно открываются с разных сторон, что требовало от исполнителя большого драматического таланта. В один вечер ему надо было изображать сразу двух человек – бандита и аристократа. Не удивительно, что этим ролям отдан в спектакле приоритет.

Нужно сказать, что в балете целых пять звездных ролей, две для танцовщиц (Анжелы и Маркизы Сампьетри) и три для танцовщиков (Марко Спады, Федеричи и Капитана Пепинелли).

В 2013 году Пьер Лакотт поставил новую редакцию балета «Марко Спада» на сцене Большого театра. Он сам выбрал этот балет, так как в нем множество действующих лиц, для которых нужны разнообразные танцевальные и артистические дарования. Специально для Большого он создал роли четырех подруг маркизы и хореографию двух друзей Марко Спады. Он полностью сочинил хореографию и оформление, потому что от постановки позапрошлого века практически ничего не осталось, кроме пары эскизов и рецензий. Материалы были утеряны.

Так сложилось, что балет «Марко Спада» стал последней работой хореографа в Большом театре. 10 апреля 2023 года Пьер Лакотт скончался в Париже в возрасте 91 года.

3.jpg
Сцена из балета "Марко Спада"

Сюжет спектакля довольно банален для своего времени. Буржуазный XIX век тяготел к жанру разбойничьего романа, где в центре повествования стоял благородный злодей, ведущий двойную жизнь. Таковыми были Эрнани и Вотрен из одноименных пьес Гюго и Бальзака, капитан Блад Рафаэля Сабатини… Примерно таким предстает и Марко Спада, которого все знают как аристократа, а на самом деле он глава шайки, которая грабит богатеев. Свою дочь Анжелу, которая не подозревает об истинном занятии отца, он воспитал как аристократку. В нее влюблен князь Федеричи, но жениться он собирается на дочке губернатора Маркизе. За Маркизой ухаживает еще и капитан драгунов граф Пепинелли. Узнав, что ее отец бандит, Анжела понимает, что ей одна дорога – примкнуть к шайке и принять свою судьбу. Понятно, что Марко хочет видеть Анжелу счастливой аристократкой, а не бандиткой, по которой плачет тюрьма. В результате сложных перипетий он соединяет всех влюбленных, организуя похищение Маркизы и Пепинелли, тем самым сведя их. В перестрелке Марко получает смертельное ранение, но успевает заявить, что Анжела — не его родная дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет Князю Федеричи взять ее в жены.

Несмотря на трагический финал, действо предстает в виде праздничной феерии. Лакотт наполнил балет танцами разных стилей: крестьянскими (тарантелла, неаполитана), танцами бандитов, в основе которых лежит фольклор, а также классическими – французскими бальными.

Танцы перемежаются изящными выразительными пантомимами. Атмосферу романтического праздника создают и красивейшие костюмы необыкновенных пастельных оттенков.

4.jpg
Сцена из балета "Марко Спада"

Пожалуй, не стоит заморачиваться на сюжетных линиях, можно просто наслаждаться танцами, костюмами, атмосферой и мастерством исполнителей. Кстати, Большой театр подготовил несколько актерских составов, поэтому любителям балета будет интересно побывать на разных спектаклях. В образе Марко Спада в разные дни выйдут Игорь Цвирко, Артём Овчаренко, Дмитрий Смилевский и Артемий Беляков

В самом Большом театре «Марко Спада» характеризуют как «балет роскошного стиля, с интригой, виртуозным классическим танцем, пантомимой, - в традициях императорского балета». Все эти определения абсолютно справедливы.

Фото предоставлены пресс-службой Большого театра