На исторической сцене Большого театра России состоялась премьера балета Д.Ф.Э. Обера "Марко Спада", восстановленного Пьером Лакоттом по спектаклю Жозефа Мозилье середины XIX века. Нынешняя премьера заявлена как капитальное возобновление балета в постановке великого французского хореографа.

Сцена из балета "Марко Спада"
Пьер Лакотт – известнейший реконструктор старинной хореографии. «Марко Спада» он поставил впервые в Римской опере в 1981 году – к 110-летию со дня смерти Даниэля Обера, затем – в 1985 году в Парижской опере. Заглавная роль изначально создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере в обоих театрах. По воспоминаниям Пьера Лакотта, Нуреев обожал танцевать этот балет. Он даже написал расписку, что целый месяц не будет уезжать из Рима, чтобы не пропускать ежедневные репетиции. Нуреева привлекал, в частности, размах персонажей, которые постоянно открываются с разных сторон, что требовало от исполнителя большого драматического таланта. В один вечер ему надо было изображать сразу двух человек – бандита и аристократа. Не удивительно, что этим ролям отдан в спектакле приоритет.
Нужно сказать, что в балете целых пять звездных ролей, две для танцовщиц (Анжелы и Маркизы Сампьетри) и три для танцовщиков (Марко Спады, Федеричи и Капитана Пепинелли).
В 2013 году Пьер Лакотт поставил новую редакцию балета «Марко Спада» на сцене Большого театра. Он сам выбрал этот балет, так как в нем множество действующих лиц, для которых нужны разнообразные танцевальные и артистические дарования. Специально для Большого он создал роли четырех подруг маркизы и хореографию двух друзей Марко Спады. Он полностью сочинил хореографию и оформление, потому что от постановки позапрошлого века практически ничего не осталось, кроме пары эскизов и рецензий. Материалы были утеряны.
Так сложилось, что балет «Марко Спада» стал последней работой хореографа в Большом театре. 10 апреля 2023 года Пьер Лакотт скончался в Париже в возрасте 91 года.

Сцена из балета "Марко Спада"
Сюжет спектакля довольно банален для своего времени. Буржуазный XIX век тяготел к жанру разбойничьего романа, где в центре повествования стоял благородный злодей, ведущий двойную жизнь. Таковыми были Эрнани и Вотрен из одноименных пьес Гюго и Бальзака, капитан Блад Рафаэля Сабатини… Примерно таким предстает и Марко Спада, которого все знают как аристократа, а на самом деле он глава шайки, которая грабит богатеев. Свою дочь Анжелу, которая не подозревает об истинном занятии отца, он воспитал как аристократку. В нее влюблен князь Федеричи, но жениться он собирается на дочке губернатора Маркизе. За Маркизой ухаживает еще и капитан драгунов граф Пепинелли. Узнав, что ее отец бандит, Анжела понимает, что ей одна дорога – примкнуть к шайке и принять свою судьбу. Понятно, что Марко хочет видеть Анжелу счастливой аристократкой, а не бандиткой, по которой плачет тюрьма. В результате сложных перипетий он соединяет всех влюбленных, организуя похищение Маркизы и Пепинелли, тем самым сведя их. В перестрелке Марко получает смертельное ранение, но успевает заявить, что Анжела — не его родная дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет Князю Федеричи взять ее в жены.
Несмотря на трагический финал, действо предстает в виде праздничной феерии. Лакотт наполнил балет танцами разных стилей: крестьянскими (тарантелла, неаполитана), танцами бандитов, в основе которых лежит фольклор, а также классическими – французскими бальными.
Танцы перемежаются изящными выразительными пантомимами. Атмосферу романтического праздника создают и красивейшие костюмы необыкновенных пастельных оттенков.

Сцена из балета "Марко Спада"
Пожалуй, не стоит заморачиваться на сюжетных линиях, можно просто наслаждаться танцами, костюмами, атмосферой и мастерством исполнителей. Кстати, Большой театр подготовил несколько актерских составов, поэтому любителям балета будет интересно побывать на разных спектаклях. В образе Марко Спада в разные дни выйдут Игорь Цвирко, Артём Овчаренко, Дмитрий Смилевский и Артемий Беляков
В самом Большом театре «Марко Спада» характеризуют как «балет роскошного стиля, с интригой, виртуозным классическим танцем, пантомимой, - в традициях императорского балета». Все эти определения абсолютно справедливы.
Фото предоставлены пресс-службой Большого театра