Радио "Стори FM"
Николай Николаев «Новая мировая религия»

Николай Николаев «Новая мировая религия»

Перед нами опыт сравнительного размышления о планетаризме». Автор - религиовед, юрист, публицист - исследует природу планетаризма, то, как он соотносится с другими религиями и почему важно осознавать, во что верят планетаристы. Публикуемый отрывок посвящен размышлениям об отношении общества к старости.


Стоит ли долго жить?

В Советском Союзе отношение к старости полностью соответствовало представлению о цели человеческой жизни, заложенной марксизмом. Человек рождался, чтобы строить коммунистическое будущее. Смысл его существования — строительство и борьба. Образ строителя коммунизма — это образ сильного, энергичного и решительного человека, готового на трудовые подвиги ради светлого будущего. Старики, скажем прямо, в этот образ не вписывались, а потому, невзирая на декларацию о том, что старикам везде у нас почет, отправлялись на заслуженный отдых без особых возможностей для такового. Минимальная пенсия, на которую можно было только сидеть дома и нянчиться с внуками, стояние в очередях и воспоминания. Собственно, это все, чем могла похвастаться старость в СССР.

Справедливости ради надо сказать, что в стране была бесплатная медицина, обеспечивающая рутинное лечение старческих болячек, но не более того. Отношение к старости как новому этапу в жизни, когда наконец можно творить, путешествовать и вести активный образ жизни, в СССР не было предусмотрено. Да и не могло быть, учитывая смысл человеческого существования — активное строительство нового общества. По сути, смысл заканчивался вместе с исчезновением физической возможности строить.

В Моральном кодексе строителя коммунизма было два положения, которые определяли отношение к ста­рости. Во-первых, основной принцип: «Доблестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест». Во-вторых, хотя и упоминалось «взаимное уважение в семье», особо была отмечена только «забота о воспитании детей». О стариках, родителях или старших в Моральном кодексе не было сказано ни слова. Для строительства будущего значительно важнее была молодежь.

Неудивительно, что советское общество вкладывало минимум средств в старость. Минимальные пенсии и редкие, но страшные дома престарелых, где одинокие старики могли доживать свой век, не выходя за забор своего учреждения. Я помню один из таких домов, на­ходившийся в 1980-х годах недалеко от нашей школы в московском районе Тушино. Грустная картина… В большей степени ответственность за стариков была возложена на семью (у кого она была). Учитывая стесненность советских людей в жилплощади, пенсионеры преимущественно отдавали себя детям и внукам, выполняя роль воспитателей, нянек и помощников по дому.

Полной противоположностью советским пенсионерам были активные, хорошо одетые и прихорошенные старички со старушками из Европы, о которых рассказывали те немногие, кто побывал там, и которых изредка можно было увидеть прогуливающимися за ручку вдоль исторических памятников Москвы, Ленинграда или Киева. Отношение к старикам в странах, где преобладала этика традиционных авраамических религий, базировалось не на функционале, а на заповедях, одна из которых — о почитании старших: 

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе* (*Втор. 5:6–21.).

Заповедь традиционно рассматривает необходимость почитания не только своих родителей, но и вообще старших. Более того, это не только требование, но и условие благополучного и долгого существования на Земле.

В исламе почитание старших — один из основных элементов нравственного поведения, образцом которого является сам пророк Мухаммед. В хадисах имама Ахмада есть рассказ о том, как Абу Бакр, друг и сподвижник пророка Мухаммеда, привел к нему своего отца. Пророк, увидев его, спросил:

О Абу Бакр, почему ты сделал так, что этот старец пришел к нам? Почему ты не сообщил мне о нем, я бы сам пришел к нему** (**Хадисы имама Ахмада. Цит. по публикации на сайте Духовного управления мусульман РФ).

Не из нас тот, что не милостив к младшим из нас и не уважителен к старшим из нас… — вот главный этический принцип отношения поколений, который выражается словами пророка, переданными в сборнике хадисов аль-Бухари*** (***Энциклопедия хадисов).

Надо сказать, что акцент на нравственной составляющей заботы о стариках сыграл существенную роль в увеличении продолжительности жизни и развитии здравоохранения в сторону обеспечения активной, качественной жизни в старости. Разница в подходах между европейскими и мусульманскими странами заключается в том, что люди, почитающие Коран, огромное значение уделяют семье. В мусульманской стране немыслимо, чтобы старики оставались одинокими. В почете и уважении, они живут в своих семьях, общаясь со своими многочисленными потомками.

Европа, где постепенно христианская культура теряла свое влияние, пошла по другому пути. Поколение 1970-х уже не видело необходимости в почитании старших. Пожилой человек или супружеская пара остаются автономны до глубокой старости, но налаженная государственная и частная системы достойно обеспечивают старость: пенсионные фонды, дома престарелых, больницы, благотворительные организации и учреждения. Однако значение семьи в жизни стариков стало значительно меньше, чем на Востоке. Исключение составили, пожалуй, южноевропейские страны, такие как Италия, Испания и другие, где в сельской местности сохранились традиции совместного проживания разных поколений семьи и совместного ведения хозяйства. Благодаря такому отношению к старшему поколению появились сильнейшая медицинская и социальная системы, направленные на обеспечение долгой и качественной жизни. Сегодня никого не удивишь 80-летним возрастом. Население западной цивилизации стремительно стареет, доля старшего поколения в структуре населения неизменно растет* (*Подробнее о динамике доли старшего поколения в населении Европы и мира можно ознакомиться на сайте Всемирного банка).

С точки зрения традиционной морали иначе и быть не может. Ведь человеческая жизнь в любом возрасте — это самое драгоценное, что есть. Однако с утилитаристской точки зрения планетаризма очевидные вопросы могут заиграть новыми красками. Отношение к человечеству как единой всепланетной популяции существенно изменяет логику подходов к проблемам старости.

Прежде всего: старость — это порядка трети человеческой популяции Земли. При этом достаточно дорогостоящая ее часть. Когда доля пожилого поколения была небольшой, затраты на его содержание в общей структуре затрат были незначительны. Но с увеличением среднего возраста затрат требовалось все больше и больше: это пенсии, услуги врачей и медицинского персонала, дорогостоящие лекарства, и… ничего взамен.

По рекомендациям ООН, многие государства уже повысили пенсионный возраст, однако от этого проблема не стала существенно меньше.

Помимо этого, бросается в глаза разница в благосостоянии и возможности проводить качественную и относительно здоровую жизнь в развитых и развивающихся странах. Долгие годы системы здравоохранения и социального обеспечения формировались странами только в пользу своих граждан, что абсолютно логично и ожидаемо. Однако переход к мировоззрению планетаризма и принципам эффективного альтруизма, о котором я уже упоминал, поставил вопрос о необходимости выравнивания уровня жизни во всем мире.

Неудивительно, что сегодня все чаще возникает вопрос об эффективности затрат, направляемых на обеспечение здоровой старости. Питер Сингер, рассуждая о том, стоит ли давать антибиотики и тратить деньги на вылечивание от пневмонии пациентов 80+, страдающих деменцией, предполагает, что

…в решении продлевать жизнь дальше того предела, за которым она уже ничего не дает пациенту, играет роль ошибочная в данном случае вера, что любая человеческая жизнь священна* (*Сингер П. Старость не лечится / Project Syndicate. — 2008).

Любой, кто сталкивался в жизни с тяжелыми болезнями близких стариков, задумается, кто прав в этом этическом споре. Выбор будет очень непростым, главное, чтобы он был честным.

Конечно, отношение к старости вряд ли станет предметом или поводом для уличных столкновений сторонников различных ценностных систем, но вполне может стать предметом социальной напряженности при смене подходов к организации здравоохранения и международного гуманитарного взаимодействия.

Понятно почему. Представьте, что вашей престарелой маме, у которой есть шанс прожить еще пару лет или месяцев, пусть даже абсолютно бесполезных с точки зрения общества и государства, отказывают в лечении, ссылаясь даже не на нехватку денег (увы, это происходит часто), а на нецелесообразность и неэффективность такого шага в планетарном масштабе. Потому что ваша мама уже точно не вернется к полноценной жизни, а в это время в далекой африканской стране можно подтянуть продолжительность жизни 120 вполне бодрых стариков до среднеевропейского уровня.

Насколько этичным будет такая аргументация в ваших глазах?

Кто-то из вас возмутится, а кто-то — нет. Кто-то вспомнит, что и вы, и ваши предки платили налоги, чтобы их страна заботилась о них на старости лет, а кто-то скажет об ответственности населения развитых стран перед народами, которые нещадно эксплуатировались и тем самым сдерживались в своем раз- витии…  И  те  и  другие  будут  абсолютно  правыми с позиции персональных ценностных представлений. Но изменения — налицо.

Книга выходит в издательстве «Городец»