Этот фильм из числа неоднозначных. И не зря в Каннах отметили только операторскую работу Влада Опельянца. Рекомендовать к просмотру «Петровых в гриппе» можно, но только трем категориям зрителей. Во-первых, поклонникам творчества Серебренникова. Потому что со времени выхода его предыдущей картины «Лето» прошло три года, и за это время в биографии Кирилла Семеновича произошли изменения, следы которых еще долго можно будет находить в его творчестве, изучать, анализировать. Во-вторых, экранизация будет интересна фанатам романа Алексея Сальникова. Если не брать интерпретации отдельных ролей, то фильм близок к тексту настолько, насколько это возможно в авторском кинематографе. Серебренников бережно сохранил и структуру, и концепцию книги. «Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» невероятно богат темами, мотивами, лейтмотивами и построен по симфоническому принципу: какие-то сюжеты всплывают, какие-то уходят вниз, какие-то все время повторяются, как в сознании больного гриппом героя романа… Это симфоническое письмо мне безумно в Сальникове нравится», — говорит режиссер. А дальше… Дальше нужно написать про третью категорию — любителей поспорить, потому что новая работа Серебренникова провоцирует на самые ожесточенные споры. И главный из них — нужно ли закрывать глаза на творческую неудачу талантливого человека. Но обо всем по порядку.
Кто-то сравнивает «Петровых в гриппе» с «Изображая жертву» — в обоих картинах много сюра, по сюжету рассыпаны «словечки» и «выражения», блестящие актерские работы. Кто-то пишет, что это воплощенный парадокс и блестящий сценарий высокотемпературной жизни. Другие уходят в описание деталей, вроде тех, что в сцене заседания литературного кружка участников изображают реальные критик Анна Наринская и поэты Юлий Гуголев, Шиш Брянский и Андрей Родионов.

Иван Дорн и Семен Серзин
Кажется, что у «Петровых в гриппе» нет сценария, есть только сцены — обыкновенные, каких полно в каждом проходном фильме, удачные, очень удачные. Такое ощущение, что Серебренников попал под обаяние неровной прозы Сальникова, и не заметил, как перенес в свой фильм все ее ошибки.
Если о игре Семена Серзина, исполняющего главную роль, ничего нельзя сказать, потому что играть ему нечего, то о Чулпан Хаматовой только ленивый не написал, что ее маньячка Нурлыниса — прекрасна. Во-первых Чулпан никогда не играла таких героинь в кино, а во-вторых, это блестящая работа художника по костюмам и гримера. Но Нурлыниса, как и большинство персонажей «Петровых в гриппе» — только маска, образ без всякого развития. Единственная, у кого в этом фильме полноценная роль — это Юлия Пересильд. Если сюжет с ее Снегурочкой, вырезать и смонтировать отдельно, получится очень хорошая короткометражка. В ней будет все — и драматургия, и актерская игра, и яркий визуальный образ. Это одна из лучших актерских работ Пересильд, доказывающая, что ей очень не хватает хорошего режиссера, в руках которого она могла бы раскрыть свой актерский талант полностью. Но «Петровы в гриппе» точно не поднимут Юлию на новую актерскую высоту.

Чулпан Хаматова
Фото: Сергей Пономарев/Sony Pictures