Радио "Стори FM"
«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова

Автор: Максим Андриянов

Этот фильм из числа неоднозначных. И не зря в Каннах отметили только операторскую работу Влада Опельянца. Рекомендовать к просмотру «Петровых в гриппе» можно, но только трем категориям зрителей. Во-первых, поклонникам творчества Серебренникова. Потому что со времени выхода его предыдущей картины «Лето» прошло три года, и за это время в биографии Кирилла Семеновича произошли изменения, следы которых еще долго можно будет находить в его творчестве, изучать, анализировать. Во-вторых, экранизация будет интересна фанатам романа Алексея Сальникова. Если не брать интерпретации отдельных ролей, то фильм близок к тексту настолько, насколько это возможно в авторском кинематографе. Серебренников бережно сохранил и структуру, и концепцию книги. «Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» невероятно богат темами, мотивами, лейтмотивами и построен по симфоническому принципу: какие-то сюжеты всплывают, какие-то уходят вниз, какие-то все время повторяются, как в сознании больного гриппом героя романа… Это симфоническое письмо мне безумно в Сальникове нравится», — говорит режиссер. А дальше… Дальше нужно написать про третью категорию — любителей поспорить, потому что новая работа Серебренникова провоцирует на самые ожесточенные споры. И главный из них — нужно ли закрывать глаза на творческую неудачу талантливого человека. Но обо всем по порядку.
Кто-то сравнивает «Петровых в гриппе» с «Изображая жертву» — в обоих картинах много сюра, по сюжету рассыпаны «словечки» и «выражения», блестящие актерские работы. Кто-то пишет, что это воплощенный парадокс и блестящий сценарий высокотемпературной жизни. Другие уходят в описание деталей, вроде тех, что в сцене заседания литературного кружка участников изображают реальные критик Анна Наринская и поэты Юлий Гуголев, Шиш Брянский и Андрей Родионов.
2.jpg
Иван Дорн и Семен Серзин
Но есть и те, которые пишут прямо: фильм совершенно не цепляет зрителя. Главного героя, Петрова как такового нет. Его невозможно полюбить с первого кадра, потому что он — с соплями, кашлем и температурой, и о нем совсем ничего не известно. Хоть какую-то эмпатию зритель начинает испытывать к Петрову только после трогательных сцен с сыном, а это уже середина картины.
Кажется, что у «Петровых в гриппе» нет сценария, есть только сцены — обыкновенные, каких полно в каждом проходном фильме, удачные, очень удачные. Такое ощущение, что Серебренников попал под обаяние неровной прозы Сальникова, и не заметил, как перенес в свой фильм все ее ошибки.
Если о игре Семена Серзина, исполняющего главную роль, ничего нельзя сказать, потому что играть ему нечего, то о Чулпан Хаматовой только ленивый не написал, что ее маньячка Нурлыниса — прекрасна. Во-первых Чулпан никогда не играла таких героинь в кино, а во-вторых, это блестящая работа художника по костюмам и гримера. Но Нурлыниса, как и большинство персонажей «Петровых в гриппе» — только маска, образ без всякого развития. Единственная, у кого в этом фильме полноценная роль — это Юлия Пересильд. Если сюжет с ее Снегурочкой, вырезать и смонтировать отдельно, получится очень хорошая короткометражка. В ней будет все — и драматургия, и актерская игра, и яркий визуальный образ. Это одна из лучших актерских работ Пересильд, доказывающая, что ей очень не хватает хорошего режиссера, в руках которого она могла бы раскрыть свой актерский талант полностью. Но «Петровы в гриппе» точно не поднимут Юлию на новую актерскую высоту.
1.jpg
Чулпан Хаматова
«Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Я не собирался снимать это кино, оно как-то само ко мне пришло, поработило, и с большим удовольствием я отдался этому плену. Оно было в достаточно тяжелый момент моей жизни и главной отдушиной, и главной радостью, и, может быть, даже в чем-то спасательным кругом», — говорил Серебренников после премьера в Каннах. Да, наверное, «Петровы в гриппе» и были спасательным кругом, но до зрителей они дошли довольно-таки сдувшимися. Впрочем, тут есть и положительный момент — потратив два с половиной часа на просмотр этого фильма, вы можете поиграть в увлекательную игру — российскую кинокритику и поупражняться в умении придать глубокий смысл сферическому коню в вакууме.

Фото: Сергей Пономарев/Sony Pictures