Радио "Стори FM"
Нюрнберг: Перчатки из человеческой кожи

Нюрнберг: Перчатки из человеческой кожи

Новый фильм Николая Лебедева, мастера отечественных блокбастеров («Звезда», «Легенда номер 17», «Экипаж»), в том числе и исторических, снятых в эпическом жанре, называется «Нюрнберг»: как видно уже из названия, картина посвящена процессу над нацистскими преступниками.

Отрывок из новой картины Лебедева, выпуск которой назначен на конец этого года, был показан в международный день памяти жертв Холокоста: кроме презентации фильма в Еврейском музее и центре толерантности, состоялась ежегодная церемония в память о погибших в нацистских концлагерях. В присутствии послов 21 страны.

О Нюрнберге в России еще не снимали: именно этот фильм восполнит этот досадный пробел, тем более что Лебедев – профессионал в этом сложном жанре, историческом.

Представляя фрагмент фильма Лебедев сказал:

«Мне уже доводилось снимать исторические фильмы, но «Нюрнберг» - это что-то совершенно особое. И не только потому, что итоги процесса продолжают влиять на нашу жизнь, до некоторой степени определяют наши предоставления о добре и зле, что можно и чего нельзя. Трибунал подвёл черту под Второй мировой и задал человечеству новую систему координат, где человеческая жизнь, недопустимость агрессии и нарушения прав человека стали считаться базовыми ценностями.

Наш фильм посвящён процессу, который состоялся только после того, как человечество уже заплатило немыслимую, страшную цену. Трагедия великой войны унесла жизни многих десятков миллионов людей по всему земному шару. Почти 30 из них погибло в нашей стране, в том числе мой дед, которому было сорок, и мой дядя, девятнадцатилетний юноша. Однако даже на этом фоне стоит особняком история уничтожения советских и европейских евреев, в память о которых мы собрались здесь сегодня. Именно на Нюрнбергском процессе был впервые предан гласности весь масштаб нацистских преступлений против евреев Европы. 

Мы показываем, и это мне кажется самым важным, что в период войны и подготовки Нюрнбергского процесса, мы были вместе, мы были союзниками в полном смысле этого слова – русские, евреи, американцы, англичане, французы, украинцы. Я понимаю все сложности отношений между странами тогда, но в тот момент можно было двинуть развитие истории вообще в другое русло, русло кооперации, а не конфронтации. И я очень хочу, чтобы в нашей картине прозвучала именно эта тема – лучше быть вместе, а не порознь, даже в конфликтных ситуациях лучше искать выходы вместе. Это особенно актуально сегодня, когда международные отношения обострены очень сильно».

В основе сценария - роман "На веки вечные"  известного юриста и историка Александра  Звягинцева, посвятившего изучению Нюрнбергского процесса более 40 лет. 

В фильме снялись множество иностранных актеров из США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Австрии, Дании и других стран.  От России в картине заняты Сергей Кемпо, Любовь Аксенова, Евгений Миронов, Алексей Бардуков, Игорь Петренко и другие.

Роль главного обвинителя на процессе от СССР Романа Руденко исполнил Сергей Безруков.

Геринг – Карстен Нергор (США).

Паулюса – Ален Блажевич (Германия).

Хельмут, глава нацистского подполья – Вольфганг Черни (Австрия).

Греты, прообразом которой является Марлен Дитрих – Лаура Бах (Нидерланды).

Американкая журналистка Нэнси – Шарлота Харвуд (Великобритания). 

Съемки прошли в Чехии, в Москве, Подмосковье, Калининграде, Калужской области. 

Съемочный процесс занял 70 смен, было построено множество декораций, в некоторых сценах в кадре одновременно находилось более 700 человек, при съемках использовано более 1200 исторических костюмов, часть из которых была специально сшита, а часть привезена из Чехии, Польши и Германии. 

Фильм был снят всего за два с половиной месяца, а точнее – за 70 смен, что очень быстро для проекта такого масштаба. Было построено множество декораций, в некоторых сценах в кадре одновременно находилось более 700 человек. Было использовано более 1200 исторических костюмов, часть из которых была специально сшита, а часть привезена из Чехии, Польши и Германии. 

Декорация знаменитого «Зала 600» нюрнбергского Дворца Правосудия была воссоздана по подлинным чертежам в натуральную величину – 330 квадратных метров. Она полностью повторяет Зал судебных заседаний образца конца 1945 года – тогда он был специально перестроен для проведения Нюрнбергского процесса.  В ней используется такое же количество мебели, пишущих машинок, кинокамер, настольных ламп, наушников, микрофонов, переключателей языков, которое использовалось на Процессе. Все эти предметы являются точными копиями подлинных образцов. Также в декорации были воссозданы копии скульптур над парадным входом в зал, а также над дверями со стороны входа судей и свидетелей. 

«Мы тщательно и скрупулезно работали над каждой деталью этой декорации.   Историческая достоверность была важна, чтобы в зале возникла та атмосфера, то эмоциональное состояние всех участников процесса, которые и создают художественную правду на экране», - говорит художник-постановщик картины Юлия Чарандаева. 

Особенно досталось художнику пластических спецэффектов Петру Горшенину – воспроизводя копии вещественных доказательств, предъявленные советским обвинением на суде, он с трудом преодолевал себя. Дело в том, что на Процессе были представлены изделия из человеческой кожи - сумки, перчатки, абажуры.  

«Я с детства помню экспозицию в историческом музее на Красной площади, посвящённой концлагерям, - рассказывает Горшенин. -  Там я увидел перчатки и абажуры из человеческой кожи. На всю свою жизнь у меня в памяти сохранилась эта картинка, я был в Хатыни, в Саласпилсе, затем в Дахау, и нет ни в одном языке мира слов, чтобы описать всю бесчеловечность нелюдей, которые творили это абсолютное зло! Когда я изготавливал эти исторические объекты, как говорится, артефакты, мне пришлось непросто - повторить визуально похожие на человеческую кожу объекты: сумки, абажуры, перчатки и отрезанную и высушенную голову молодой еврейской женщины. Я пропустил все это через себя, представлял, как это было все на самом деле, моя человеческая природа восставала, но художник обязан был воплотить объекты в кадр для очень важной миссии - чтобы люди усвоили главное, чтобы никогда не повторились эти чудовищные по своей сути преступления». 


bestoloch.jpg

xibl.jpg
seans.jpg
muj.jpg