Радио "Стори FM"
«Марш утренней зари»: Не «Чебурашкой» единым

«Марш утренней зари»: Не «Чебурашкой» единым

Автор: Сергей Изотов

Сегодня в российских кинотеатрах главенствует «Чебурашка». Фильм, использующий любовь соотечественников к непонятному меховому зверьку, обожающему мандарины и крокодила Гену, уже собрал в прокате свыше пяти миллиардов рублей и стал самым кассовым в истории отечественного кино. Интересно, что премьера в интернете фильма сына легендарного мультипликатора Романа Качанова на этом фоне оказалась практически незамеченной. Музыкальная комедия о «лихих 90-х» «Марш утренней зари» Романа Качанова-младшего заметно выделяется на фоне остальных фильмов, посвящённых этому непростому времени в нашей истории. Режиссёр увидел в нём не кровавые разборки и безнадёгу, а надежду на будущее.

У времени есть одно удивительное свойство. С годами наша память «стирает» самые плохие воспоминания, оставляя нас в объятиях легкой ностальгии по ушедшей молодости. Согласитесь, ещё несколько лет назад 90-е у большинства ассоциировались с бандитами и криминальными разборками. Этому соответствовали и фильмы о той эпохе – «Брат», «Бригада», «Страна глухих» или «Жмурки». Сегодня российские кинематографисты продолжают черпать вдохновение из прошлого. Но если раньше от изображения тогдашней действительности хотелось, как минимум, повеситься, то сейчас всё чаще конец прошлого века в кино смотрится с лёгкой ностальгией и даже надеждой.

Именно таким оказался и новый фильм Романа Качанова «Марш утренней зари». Хоть он не вышел в отечественном прокате, однако посмотреть картину можно абсолютно бесплатно: режиссёр в декабре, прям перед новогодними праздниками, выложил его в Youtube в свободном доступе.

Сюжет этой музыкальной комедии невероятно прост. В Подмосковье (съёмки проходили в Жуковском и Люберцах) в разгар «лихих 90-х» главный герой – молодой рекламщик, зарабатывающий производством видеороликов, - получает заказ на проведение конкурса молодых исполнителей. При этом победу, как и во многих подобных состязаниях того времени, в нём должен одержать бесталанный ландшафтный дизайнер – протеже заказчика. Однако, в этот раз что-то пошло не так.

2.jpg
Кадр из фильма "Марш утренней зари"

Сам режиссёр не понаслышке знаком и с шоу-бизнесом тех лет. И это хорошо чувствуется. В образе главного героя легко угадывается сам Роман Качанов, в 90-е снимавший рекламные ролики и музыкальные видеоклипы. И даже в его словах, многозначительно произнесённых актёром Иваном Семёновым, угадывается режиссёрская ирония к своему творчеству: «Вот зачем я в это влез? Из-за денег? Так у меня почти ничего не осталось. Нет, ну кое-что всё-таки осталось. 300 долларов осталось. Тогда на 300 долларов можно было пару недель почти ни в чём себе не отказывать. Голос алчности окончательно стал сильнее голоса совести. И я почти успокоился и вернулся в зал».

Иронией, иногда горькой, пропитан и весь фильм. Здесь и гардеробщик с двумя высшими образованиями, надеющийся заработать денег с помощью сетевой продажи пищевых добавок, и грустный молодой отец, зарабатывающий частным извозом, и участницы музыкальной группы, готовые на всё, даже «сесть на колени к Александру Васильевичу». Есть здесь и главная примета того времени - бандиты, быдловатые охранники и оружие, но в основном они лишь предмет антуража, часто уходящего на второй план. Тот же главный заказчик, в исполнении Гарика Сукачёва, на проверку оказался бывшим полярником.

3.jpg
Кадр из фильма "Марш утренней зари"

В своих фильмах Качанов, как правило, делает ставку на молодых. И если Ивана Семёнова, Анфису Вистингаузен или Александру Киселёву вы ещё могли видеть в сериалах, фильмах или даже на обложках журналов (например, Семёнов в 11 лет сыграл в фильме Владимира Виноградова «Ласковый май», Вистингаузен играла в таких популярных сериалах как «Закрытая школа» или «Два холма»), то для Варвары Комаровой, Алёны Смирновой и музыкантов - Феликса Бондарева (RSAC), Семёна Лисейчева (МС Сенечка) и группы «Шары» - это своего рода дебют. Ещё одно открытие – актриса и поэтесса (и как сегодня модно - видеоблогер) Сола Монова (Юлия Соломонова). Нашлось в «Марше утренней зари» место и прославленным российским рокерам: в эпизодических ролях здесь задействованы, как и уже попробовавшие себя на актёрском поприще Гарик Сукачёв и Найк Борзов, так и актриса-дебютантка в большом кино – Жанна Агузарова.

Свежие лица и «старая гвардия» - уже проверенная режиссёрская формула успеха. Более того, для самого Качанова, известного по фильмам «ДМБ» и «Даун Хаус», и формат музыкальной комедии «излюбленный конёк» в кино. В том же «ДМБ» звучали песни «Бахыт-Кампота», «Крематория» и «Манго-Манго», а в саундтреке «Даун Хауса» поучаствовали Найк Борзов, DJ Грув, «Нож для фрау Мюллер» и «Ундервуд».

Роман Качанов не раз признавался, что он устал от того, что 90-е годы в отечественных картинах зачастую «тиражируют одни и те же образы про кровищу, непрерывную стрельбу и пальбу». В своём новом фильме он решил представить другую сторону того времени: расцвет музыкальной жизни и открытие новых возможностей для молодёжи. В самом фильме всё это обыгрывается сменой названия конкурса молодых исполнителей. Первоначально он должен был называться «Осенний вальс», но заказчикам такое имя навеяло невесёлые воспоминания о жизни на советском Севере, где мрачно и холодно. В итоге стороны сошлись на «Марше утренней зари».

фото: kinopoisk.ru