Радио "Стори FM"
«Купе номер 6»: гран-при Каннского кинофестиваля

«Купе номер 6»: гран-при Каннского кинофестиваля

Автор Максим Андриянов

Это очень простое кино. Оно все построено из обыденности. Вот студентка из Финляндии Лора, она немного диковата, немного грубовата и влюблена в девушку из московской богемной тусовки, для которой их роман так — для галочки. Чтобы справиться со своей безответной любовью студентка садится в поезд Москва-Мурманск, чтобы на островах озера Канозеро увидеть древние наскальные рисунки. Не такие древние, как любовь, предательство, разочарование, но тоже почтенного возраста. Ее сосед по купе — простой парень Леха. Совсем простой, то есть лысый, пьющий, работающий на заводе и знать не знающий никаких петроглифов, за которыми едет его попутчица. В вагоне с ними — типичная хамоватая проводница с морозными тенями и алым маникюром. За окном — все приметы 90-х: разруха, бандиты, торгаши, попса и бескрайняя страна в поисках лучшей жизни. Никто никому не нравится. Но деваться некуда, и приходится как-то притираться. И вот уже Леха не такой простой, и Лора все реже вспоминает свою московскую любовь. Под стук колес подпрыгнув на каком-то стыке их человеческие шестеренки вдруг соединяются в единый механизм, и они уже вместе едут к злосчастным петроглифам — Леха все организует. Конец. У главных героев нет по-голливудски красивого секса, да даже по-русски натуралистичного нет, но они уже не одиноки, как при встрече. Казалось бы, какая-то ерунда, но несмотря на бесконечный снег и колючие взгляды Лоры и Лехи, на финальных титрах в душе вызревает тепло. Почему?..

gl.jpg
Кадр из фильма "Купе номер 6"

В «Купе номер 6» все молодцы: и Сейди Хаарла в роли Лоры, и Юра Борисов, играющий Леху, и Юлия Ауг — проводница. Но самый молодец — режиссер Юхо Куосманен, сумевший из безхитростного советского конструктора собрать удивительный механизм, извлекающий на свет лучшие человеческие чувства. Известный в Финляндии роман Росы Ликсом он значительно сократил, перенес время действия из 80-х поближе к нам и изменил маршрут — поезд едет не в Сибирь, а в Мурманск. Все это сделало историю более универсальной — такую можно и на «Оскар» выдвинуть — и, как это ни странно для финского режиссера, очень русской. Не потому что первые же кадры «Купе номер 6» сняты в петербургской квартире Николая Хомерики, не из-за водки и мата, а потому что добро в этом фильме с кулаками, и любовь рождается не из восхищения, но из сострадания.

Фото: Sony Pictures