Радио "Стори FM"
Ёлка через сто лет

Ёлка через сто лет

Автор: Юлия Васильева

Каждый из нас помнит этот магический ритуал из детства, когда в конце декабря родители доставали с верхних полок ящик с игрушками, и начиналось сказочное действо. Нам кажется, что елка была всегда, но нет: традицию наряжать елочку под Новый год ввела императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, выросшая в Пруссии. Для царской семьи из Европы привозили изысканные и дорогие украшения.

Мода быстро пошла в массы, но наряжать елку могли себе позволить только состоятельные дворянские семьи: стеклянный шар стоил 20 рублей, а набор – и все 200, за которые вполне можно было купить дом под Северной столицей.

Но волшебства под Новый год хотелось всем, и дорогим стеклянным изделиям вскоре составили конкуренцию игрушки из ваты и папье-маше - ангелы, райские птицы, фигурки животных, девочки на коньках, мальчики-гимназисты.

Вот как описывает дореволюционную елочку Лидия Чарская в рассказе «Елка через сто лет»: «Скоро, однако, замолкли голоса, замолкла музыка. Папа подошел к елке и нажал какую-то скрытую в густой зелени пружину. И вмиг все игрушки, привешенные к ветвям дерева, зашевелились, как бы ожили: картонная собачка стала прыгать и лаять; шерстяной медведь урчать и сосать лапу. Хорошенькая куколка раскланивалась, поводила глазками и пискливым голоском желала всем добрых праздников. А рядом паяц Арлекин и Коломбина танцевали какой-то замысловатый танец, напевая себе сами вполголоса звучную песенку. Эскадрон алюминиевых гусар производил ученье на игрушечных лошадках, которые носились взад и вперед по зеленой ветке елки. Тут же, в небольшом бассейне нырнула вглубь подводная лодка, и крошки пушки стреляли в деревянную крепость, которую осаждала рота солдат».

… Еще одно трогательное описание Нового года мы находим у Тэффи в рассказе «Валя» 1920 года: «Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала по секрету от «Мюра и Мерилиза» картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был - не понять. Вроде воска. Щечки румяные, и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала»...

attachment (4).jpeg

Современные игрушки новой России по-своему прекрасны, но самая душевная елка – все же та, из детства, - украшенная милыми зайчиками и лисичками из ваты, фигурками мальчишек на санках из папье-маше, девочек в костюмах снежинок, очаровательным картонажем и, конечно, лентами флажков с картинками. Неслучайно именно такие игрушки, отсылающие нас зачастую даже не в собственное детство, а в детство наших мам, пап, бабушек и дедушек, сейчас самые популярные, и именно их выносят с горящими глазами весьма взрослые покупатели ГУМа, именно за ними «гоняются» коллекционеры.

…Перенесемся в Коломну - новый город Большого Золотого Кольца России. Один из красивейших и древнейших городов Подмосковья. Странно, что в советское время старинная Коломна, упоминавшаяся в летописях с 1177 года (!), "южные ворота" Москвы, ровесница столицы, не была внесена в список Золотого Кольца. Но эта несправедливость, к счастью, пару лет назад была устранена.

Коломенский кремль, его Пятницкие ворота - все как в глубине веков...  «Калачная», «Кондитерская кухмистера Шведова»… И вывеска «Торговля мылом Г.И. Суранова», где расположен музей «Душистые радости». Эта часть Коломны настолько пропитана историей, что порой кажется, что вот-вот раздадутся крики извозчиков, скрип водовозов и звон колокольчика, который возвестит о том, что закончились уроки в женской гимназии.

Сегодня историю древних российских городов воссоздают наши современники. Дизайнеры Наталья Бакушина и Марина Волкова, влюбившиеся в Коломну с первого взгляда, решили возродить ее уникальное мыловаренное производство и посвятить ему музей. Тринадцать лет назад они не подозревали, что дело не ограничится мыловарением, и музей пополнится ватной новогодней игрушкой, картонажем, духами, аксессуарами, что их продукция будет приводить в восторг и обывателей, и экспертов, и взыскательных коллекционеров, и иностранных туристов.

Познакомившись с Коломной, Наталья и Марина, по их словам, испытали культурный шок и с первого взгляда влюбились в этот город. Здание музея и лавки, которое они выбрали под свой проект, сегодня является центром притяжения туристов, а вот несколько лет назад было признано экспертами «руинированным в четвертой степени»: отсутствовали перекрытия, окна, был частично разрушен фундамент. Предстояли серьезные реставрационные работы.

attachment (3).jpeg

Они начали с долгого и основательного погружения в историю, изучения фолиантов, старинных рецептур, найденных в архивах Российской Государственной библиотеки и антикварных специализированных изданиях. Для ароматов мыла были составлены композиции из эфирных масел, соответствующих рецептурам XIX века, - все для того, чтобы вдыхая запахи лаванды или ландыша, чайной розы или пиона, мысленно унестись в далеко ушедшие эпохи.

С создания производства до открытия музея прошло четыре года - накопленная информация и уникальные артефакты просто требовали "обнародования". Наталья и Марина подошли к открытию музея со свойственным им обеим перфекционизмом: так, костюмы для экскурсоводов музея «Душистые радости» изготовили лучшие мастера, которые шьют наряды для Мосфильма и московских театров.

Сюрпризные коробки и музыкальные шкатулки мануфактуры наполнены репликами изделий XIX века: вышитые шелковыми лентами броши-цветы, булавки, елочные игрушки, мыло и саше с самыми разными ароматами, платки, очешники, кашне, кошельки и клатчи (а точнее, фермуары) из бархата с вышивкой шелковой нитью. Все это изготовлено вручную талантливыми коломенскими мастерицами.

- Изготовив коробку "В парке Чаир", мы получили трогающий до глубины души отзыв, в котором девушка рассказывает, как подарила эту коробку своей старенькой бабушке, которая уже не встает с постели и давно не улыбалась, не показывала каких-либо эмоций, и тут родные заметили, что бабушка вновь и вновь открывает эту коробку, слушает музыку, а на ее лице появляется улыбка. Она сказала нам, что мы вдохнули жизнь в человека, и когда ты слышишь подобные слова, понимаешь, что есть ради чего работать, - говорит Марина Волкова.

Однажды в архивах Марина и Наталья обнаружили данные, что к Рождеству и Новому году известные российские парфюмеры готовили подарочную продукцию с сюрпризами, бонбоньерками и елочными игрушками. Так появилась еще одна цель – возрождение символа российского Нового года - ватной елочной игрушки.

attachment.jpeg

Ватная игрушка мануфактуры, которая сейчас знакома всем знатокам и коллекционерам, рождалась серьезно и основательно. Ее появлению предшествовали визиты в Егорьевский краеведческий музей, где хранится большая коллекция ватной игрушки Брокара, изучение работ других артелей, производств России и Советского Союза, исследовательская работа в библиотеках, изучение старинных журналов и исторических документов.

Игрушки разрабатываются и создаются в лучших традициях российских ремесленников и советских производств. Большинство технологий – в точности как в XIX веке, вплоть до клейстера. Но главное – внимание к мельчайшим деталям. Именно поэтому, когда берешь в руки Буратино или Девочку с подснежниками, Прекрасную Даму в шляпке с пером или Мальчика в костюме зайчика, то замираешь от восторга и уже не можешь выпустить игрушку из рук, и скорее всего, она отправится с вами домой и станет одной из семейных реликвий, символом именно вашего Нового года.

- Нам важно, что это не холодная машинная штамповка, в каждом нашем творении тепло человеческих рук, - и вы бы видели, как застывают, возвращаясь в детство, люди возле наших экспозиций в Коломенском музее или в корнере в Гастрономе номер 1 в ГУМе.

Гордость мануфактуры «Душистые радости» - реплика знаменитого Деда Мороза, который стоял под елочкой во многих советских домах, авторства Льва Самсоновича Разумовского. Скульптор из Ленинграда, прошедший войну и блокаду, получивший тяжелейшее ранение, приведшее к потере левой руки, - несмотря ни на что воплотил свою мечту и сразу после войны поступил на отделение скульптуры Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. Его уговаривали пойти на живопись, но Лев Разумовский потребовал на общих основаниях принять его именно «на скульптуру», и стал выдающимся скульптором… с одной рукой. Сегодня многие из его изделий хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру – а самый известный Дед Мороз СССР воссоздан мануфактурой «Душистые радости» и достается из волшебных предновогодних ящиков уже в семьях наших с вами современников.

3.jpeg

… Готовясь к Новому году, россияне все чаще выбирают игрушки «с душой», одни из таких производит и легендарная «Ёлочка» - старейшее российское предприятие по производству стеклянных ёлочных игрушек на родине российского стеклодувного промысла в Клинском крае, ведущее свою историю с 1848 года.

Именно отсюда родом знаменитые елочные бусы, которые выдували предприимчивые крестьяне в XIX веке, когда мода наряжать елки охватила российские дома. А сейчас, спустя века, в ассортименте фабрики сотни виртуозно выполненных и расписанных мастерами игрушек. Но все также хранящих магию приближающегося Нового года и Рождества.

Еще одна фабрика, известная не только в России, но и во всем мире, - «Ариель» расположилась в городе Нижнем Новгороде, ее предшественницей стала организованная в 1936 году промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». Нижегородские стеклодувы и художники не только сохранили старинные традиции, но и дали ёлочной игрушке новую жизнь, прославив её на весь мир: игрушки из России хранятся в коллекциях в США, Норвегии, Австралии, Германии, Франции…

Радостно, что все больше производств и частных мастеров обращаются к теме традиционных промыслов, но бесценно, когда итогом этого обращения становится не «лубочная картинка», а истинные шедевры на основе многолетних традиций наших предков.

Фото предоставлены автором

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg