Радио "Стори FM"
Пенелопа Крус: Я – испанка

Пенелопа Крус: Я – испанка

Автор: Диляра Тасбулатова

Пенелопе Крус, международной звезде с испанским «акцентом», исполняется 50. В это трудно поверить – со времен своей юности она мало изменилась: редкий случай, когда это не юбилейные славословия, а чистая правда.


Крус + Круз?

…Одно время говорили – Крус + Круз, а вот чему равняется, было сложно догадаться. Браку? Или недолговечному роману, любовной страсти, которая наверняка, учитывая характер г-на Круза, ничем не закончится (у него вечно ничем хорошим не заканчивается, такой уж это человек).

Зато после расставания с ним, порой болезненным, как это было с Николь Кидман, карьера его спутниц идет как по маслу: доморощенные психологи объяснили бы такой поворот сюжета пресловутой «мизогинией» американского красавчика – и, возможно, были бы правы. Агенты г-на Круза, распоряжающиеся интервью во время крупных фестивалей, предлагая беседу с ним, ставят интересные условия: расстояние до небожителя метров пять, не меньше(!), к тому же – внимание! – не поднимать на него глаз (!!!). И хотя встреча со звездой такого уровня (актер он талантливый, никто не спорит, хотя всё уже в прошлом) сулит последующие дивиденды, главред точно будет в восторге, – мало кто соглашается на подобное. Спасибо, это ж надо, глаз не поднимать, тоже мне Навуходоносор (документально, репортеры мне жаловались).


Испанка

…Пенелопа, выросшая в Испании и рожденная в окрестностях Мадрида в простой, проще некуда, семье (мать – парикмахерша, отец – автомеханик), – плоть от плоти своей страны, ее достояние, ее родина, ее гордость. Ее в конце концов, характер, взрывной, испанский. Она и сама с гордостью говорит: я – испанка. И потому, наверно, проведя несколько лет в Голливуде, где чувствовала себя очень одиноко, она все же вернулась к родным пенатам.

И правильно сделала: ее сотрудничество со своим выдающимся соотечественником, Педро Альмодоваром, их вечный «роман» (любовь без секса, как она сама говорит, он ей скорее как отец) дал столь ослепительные плоды. Брак с выдающимся актером Хавьером Бардемом, непререкаемой звездой, лучшим в своем поколении, и не только в Испании, но и во всем мире, – еще одно ее достижение (зеркально, впрочем, и его – тоже). Тьфу три раза, такая гармоничная пара редко встречается, скажу чисто «по-бабьи» (тем более, не смейтесь, я им это напророчила), хотя сладить с Пенни, думаю, не так-то просто. Оба они – единственные актеры-испанцы, удостоенные Оскара, то бишь международного признания, учитывая мощь и влияние Америки во всем мире. Оба, таким образом, преодолели «провинциальность» испанского кино под патронатом такой мощной фигуры, как маэстро Альмодовар (Бардем, впрочем, всюду блистал, не только на родине). Да и Пенелопа получила Оскар за участие в американском фильме, у Вуди Аллена, за «Вики, Кристину, Барселону».


Ветчина, ветчина

…Альмодовар же заметил ее совсем юной, семнадцатилетней, хотя и в дурацком опусе «Хамон, хамон» (у нас вообще перевели так, будто это реклама мясомолочной продукции – «Ветчина, ветчина») Диего Луны, ударение на первом слоге. Диего самому тогда было около 23-х, это его первый режиссерский опыт, потом он снимался как актер и весьма успешно, у Алехандро Гонсалеса Иньяриту, и относительно недавно – у Вуди Аллена. Несмотря на несколько одиозный сюжет этой самой «Ветчины», которая «Хамон», любовь-морковь, страсти-мордасти, эдакое мексиканское мыло (к тому же не переосмысленное, как у Альмодовара) Пенелопу заметили, назвав секс-символом поколения (семнадцатилетних?). А вредный Роджер Эберт, знаменитый американский критик, вечно всем недовольный, отметил ее игру, хотя и в слабом, повторюсь, фильме.

1.jpg
"Ветчина, ветчина"

В пару ей дали как раз Бардема, в ту пору тоже начинающего: надо сказать, что в сексуальных сценах, пусть и в этой неумелой поделке, оба демонстрируют такой жар соблазна, что просто ах. Эротично, чего уж там… Знаменитый бюст по-балетному изящной Пенелопы произвел фурор, но дело ведь не только в бюсте, молодости и свежести. Очарование, присущее ей от рождения, которым она, заметьте, никогда не спекулирует, губки не надувает и секс-символ из себя не строит, было настолько многообещающим, что даже скептики не стали нудеть, что, мол, поглядим, что будет дальше: типа красивых «грудей» и испанских страстей, иногда пародийных, как в анекдоте, недостаточно. Кто бы спорил.

2.jpg
"Ветчина, ветчина"

Однако лучшие прогнозы все же сбылись, и уже во втором своем фильме Пенелопа показала, что ее диапазон чуть ли неисчерпаем. Ну а сейчас, когда ей стукнуло пятьдесят (а выглядит «на все» 35, повезло так повезло, с генетикой в том числе) она играет всё лучше и лучше, ничем не посрамив своего патрона, маэстро Альмодовара.


Красавица без дураков

По поводу красоты звезды, о чем даже Википедия пишет, что, мол, в свое время казалось, что нос у нее слегка великоват (слава богу, пластику она не делала, иначе исчезло бы своеобразие ее облика): как ни странно, с возрастом она становится всё лучше и лучше, постепенно входя в пору зрелой красоты «обнаженной», да и одетой махи.

Юная прелесть времен «Ветчины», подростковое обаяние в духе Одри Хэпберн, сменилось законченным обликом настоящей, без дураков, красавицы: Пенелопа Крус считается одной из самых очаровательных женщин планеты. Так и есть – тот самый случай, когда ее место в этой призрачной иерархии, соревновании, кто на свете всех милее, всех румяней и белее, вполне заслуженно. Недаром Вуди Аллен говорит, что она ослепительна, причем в буквальном смысле – на нее, мол, больно смотреть. Как на солнце. Он даже признавался, что ему «тяжело» находиться с ней с глазу на глаз…


Материнство

«Живая плоть», первый совместный фильм с Альмодоваром, где Пенелопа появляется лишь  в небольшом эпизоде в роли молоденькой женщины, родившей прямо в троллейбусе, положил начало их легендарному сотрудничеству. Длящемуся до сих пор: лучшее, что ей удалось сделать за свою карьеру (а это, ни много ни мало, полсотни фильмов), свершилось как раз у Альмодовара. И вот что интересно – почти все их картины так или иначе связаны с материнством.

И если в «Живой плоти» она появляется ненадолго, оставив после себя ребенка, который через двадцать лет, выйдя из тюрьмы, уже придет на ее могилу, то через два года, в 1999-м, когда Альмодовар представит в Каннах один из главных своих шедевров, у нее уже полноценная роль. Монашки, беременной, ха-ха, от транссексуала и «проститута» по имени Лола, больного СПИДом. Причем все эти навороты, от которых мы на первом просмотре, четверть века назад, плакали и смеялись одновременно, взяты «из жизни» – ну если верить маэстро Альмодовару, который утверждает, что почерпнул всю эту прекрасную галиматью в хронике происшествий Барселоны. Смешно, ага. Кто бы мог подумать, что желтая пресса с ее дурацкими преувеличениями и дикой небывальщиной с вкупе с сериалами для идиотов может послужить топливом для фантазий великого художника.  


Этот безумный, безумный мир

«Все о моей матери» стал хитом, о котором неутомимо спорили по обе стороны Атлантики, хотя в Каннах фильм проиграл «Розетте» братьев Дарденнов: жюри – и тогда это казалось справедливым – отдало предпочтение новому стилю док., посчитав, что Альмодовар достиг своего пика, после которого, как известно, неизбежно следует спад. Не знаю, насколько это справедливо (то так кажется, то эдак, в конце концов и у Дарденнов, при всем их таланте, впоследствии тоже обнаружилась некоторая исчерпанность метода), одно ясно – «Все о моей матери» был признан шедевром и уверенно шел к победе.

3222.jpg
"Всё о моей матери"
Однако председатель жюри Дэвид Кроненберг решил иначе. Это безумный, безумный и еще раз безумный мир, где транс Лола – и отец, и мать, и мужчина, и женщина; где главная героиня, отдает тело погибшего сына для трансплантации; где действуют как будто маски-перевертыши, а перипетии похожи на бред сумасшедшего и пр. На самом же деле всё это, как ни парадоксально, есть ничто иное, как гимн человечности. Сделанный отчасти под мыльную оперу и в то же время высмеивающий этот смехотворный жанр для нетребовательных домохозяек, фильм столь виртуозно балансирует на грани трагического и комического, что зритель не успевает отсмеяться, как тут же – заплакать. Что-то невероятное: причем автор крутит нами, как хочет: даже лишенный юмора зануда, не понимающий простейших анекдотов, не может не вовлечься в этот трагикомический карнавал. Магия, виртуозное владение – даже не скажешь, что жанром, тут их много, – и один перетекает в другой без видимых усилий. Целым букетом жанров, в общем. В целом мире никто так завернуть не может: попробуйте, тут же сломаетесь, подражания невозможны, глупы, нелепы, натужны и так далее.


Веселая банда

Пенелопа, тогда еще совсем юная, едва за 20 (к Каннской премьере ей исполнилось 22), легко вписалась в ансамбль актрис Альмодовара, его «банду», которую он иногда тасует, как колоду карт, снимая своих обожаемых «девчонок» в разнообразных конфигурациях, поручая им экзотических персонажей. Иногда они собираются все вместе, чтобы задать жару: преимущественно мужчинам, которых и любят, и дурят, и используют, и смеются над ними, а могут и … убить, если что. Смотря какой сюжет придет в голову этому демиургу-пересмешнику.

В ту пору очень худенькая и «длинноносая» (этот ее пресловутый нос внезапно не то чтобы «исчез» впоследствии, но стал более гармонично сочетаться с чертами ее прелестного лица), эдакий подросток-Буратино, Пенелопа не то что органично вписалась в старую команду, но мгновенно стала одной из них. Отныне она будет непременной участницей если не всех, то многих фильмов Альмодовара.


Возвращение

Следующего фильма, стилистически и драматургически более аскетичного, сделанного без того обворожительного буйства и куража, что правили бал в «Моей матери», ей пришлось ждать семь лет: зато в «Возвращении» она играет уже главную роль – вместе с великой Кармен Маурой, еще одной музой, другом и некогда, вначале его карьеры, продюсером Альмодовара. Все эти семь лет Пенелопа, конечно же, не скучала, ожидая звонка, – всюду востребованная, работала как лошадь, без конца снимаясь: интересно, что, являясь звездой, она еще и весьма въедливая и трудолюбивая актриса, послушная на площадке и вечно сомневающаяся. Причем в самой себе, а не в партнерах или в режиссуре. К дисциплине ее приучил балет, которым она занималась профессионально, к тому же ей свойственна особая нервозность и требовательность: даже от Вуди Аллена, мастеровитого, как мало кто, притом «актерского» режиссера, Пенелопа требовала больше дублей. Он даже избегал ее, приговаривая, что и так сойдет, все отлично.

3.jpg
"Возвращение"

Это вам не Лиз Тейлор с ее непомерными капризами, раздражительностью и скандальностью, не Мэрилин в последний период ее жизни, когда она мучила окружающих опозданиями, исчезновениями и дикими истериками, – отнюдь. Завоевав статус звезды, Пенелопа продолжает работать наравне со всеми, стараясь высечь искру из очередной роли, психологически и пластически обосновать ее: всегда послушная воле режиссера, собранная, техничная, волевая, готовая к работе. С похмелья, в общем, на площадку не является и не орет на костюмершу. Как-то так.    

Но вернемся к «Возвращению» (на самом деле фильм называется «Вернуться» или «Возвращаться», volver – глагол, но, видимо, прокатчики решили облегчить задачу, остановившись на существительном). Но и это существительное, «Возвращение» то бишь, звучит и для Пенелопы, и для Педро знаково: на этой картине он наконец помирился с Кармен Маурой (20 лет не разговаривали – чего только ни бывает даже между соратниками), к тому же он задумал свой проект в честь своей матери, недавно почившей, ну а Пенелопа вновь вернулась к Педро – может, для своей лучшей роли. Среди множества других, притом что их, как уже говорилось, без малого 50.

4.jpg
"Возвращение"

Раймунда, которую она играла, вдохновленная образом Софи Лорен (Педро ей советовал пересмотреть фильмы с итальянской кинозвездой) – настоящая испанка, поистине народная героиня, лихая, решительная и бесстрашная. Мыльный сюжет о том, что ее дочка – одновременно и ее сестра, рожденная от папаши-насильника Раймунды, сгоревшего вместе с любовницей в домике, который неизвестно кто поджег и прочее, прочее – лишь основа, сюжетный базис для великих, не побоюсь этого слова, чувств.

Материнских в первую очередь: Альмодовар в этом фильме тоскует по своей матери, фильм снимался в Ламанче, откуда он родом, герои говорят на старом кастильском диалекте, что тоже важно для него персонально; ну а Пенелопа, не затмевая (что опять-таки чрезвычайно важно) других актрис, играет как бы «мать матерей», то есть универсальную Мать. Защитницу своего чада прежде всего: ради дочки, случайно убившей отчима, посягнувшего на ее честь, Раймунда, ни секунды не раздумывая, берет убийство на себя, прячет труп в холодильнике, потом умело его хоронит, нигде не проколовшись, причем в местах, где убитый любил бывать (!) и даже посещает его могилу (!!!). «Пако здесь будет хорошо», - говорит она с комической серьезностью.

Страшно и одновременно смешно, как и явление матери Раймунды (которую играет Кармен Маура), которая не сгорела вместе с мужем, а спряталась и скиталась после того, как подожгла тот самый домик.

Хе-хе, во сюжет, как говаривал известный полотер: это вам не пальто сперли: убийства, поджоги, тайны, дочь-сестра и прочая, прочая. Правда, за этим очередным сюжетным буйством постоянно звучит мелодия любви, материнской и женской, ради которой чего только ни натворишь...

Пенелопа жаловалась, что репортеры достали ее разговорами о … попе, накладной заднице Раймунды (им бы только об этом посудачить, да и что с них взять): на самом деле это «утяжеление» легкой, как пух, фигуры актрисы тоже играет свою роль. У Софи Лорен это место основательнее, мать матерей должна не парить, а крепко стоять на ногах, так что «центр тяжести», укорененности на земле, почве, как сказали бы в России, был оправдан и необходим. Я пишу это не для того, чтобы вас слегка развлечь, а чтобы читатель понял, как тщательно работает маэстро Альмодовар, начиная от облика, кончая психологическими и антропологическими нюансами. Внутри сюжетной условности он, как это ни парадоксально, добивается реалистического правдоподобия.


Боль и слава Пенелопы

Пенелопа сыграет мать у Альмодовара еще два раза – в «Боли и славе», – в ретроспекции, изображая юную мать тогда еще маленького Педро, и недавно, в фильме «Параллельные матери», необычном для Альмодовара, задевающим ко всему прочему тему исторической памяти.

Интересно, как он, в первый раз в жизни, виртуозно смешивает сразу три ингредиента: условно «мыльный» сюжет (подмена младенца в роддоме), величие материнского чувства и попытку восстановить справедливость, то есть увековечить память жертв франкистской Испании: их, испанский, Бутовский полигон, их «АЛЖИР», где из-под земли, вскопанной бульдозерами, виднеются безымянные кости жертв террора чудовищной Гражданской войны…

Пенелопа здесь играет мать младенца, который оказывается не ее, а подруги, расстается с ребенком со страшной болью – и с точно такой же болью, страстью и чувством социальной справедливости добивается захоронения и идентификации родственников – и своих, и чужих.


Страсти-мордасти

…Есть актеры, прекрасные только у своего режиссера, с которыми у них такое взаимопонимание, какого не добьешься с «чужаком»: к тому же Пенелопе, она сама признавалась, сложно играть на английском, который она учила специально и не без труда. Даже лицевые мускулы напрягаются, привыкшие к иному выговору. Но вопрос даже не в этом: сделавшая ослепительную карьеру и в Голливуде, как актриса она все же выигрывает в испанских фильмах. Хотя есть и исключения – та самая алленовская «Вики, Кристина, Барселона», за которую она наконец получила своего заслуженного Оскара. Играя, правда, испанку – и играя беспощадно пародийно.

5.jpg
"Вики, Кристина, Барселона"

Аллен сам говорил, что снял фильм за пару летних месяцев, потому что хотел провести время в Барселоне, чего бы, мол, не отдохнуть: красиво, вкусно, тепло. Да и компания подходящая: Скарлетт Йоханссон, Ребекка Холл, Хавьер Бардем и, наконец, Пенелопа Крус. Все молоды, счастливы, и настолько талантливы, что поди пойми, кто из них лучше. Ребекка Холл – вот у кого запредельная техника – ничем не уступает остальным звездам; Пенелопа на пике счастья – уже год встречается с Бардемом (то есть «жизнь налаживается»); Аллен, как уже говорилось, актерский режиссер, у него не то что эти молодые гении, бревно заиграет, всё хорошо, лучше не придумаешь.

Мне, кстати, раньше казалось, что фильм поверхностный и «гламурный», для Аллена проходной (отчасти так и есть), но посмотрев его вновь не далее как вчера, я была по-настоящему очарована. Аллен, как всегда, посмеивается над всеми – и испанцами с их страстями, и рациональными тоскливыми американцами вроде мужа Ребекки: над всеми, в общем. Обольститель Бардем, недавно разведясь с женой-художницей (Пенелопа Крус), успел поиметь обеих заезжих американок, лавируя между ними. А тут еще, как снег на голову, является его истерическая женушка, которая то пытается покончить с собой, то стреляет в соперницу, то орет, то бесится…

И вот здесь Пенелопа Крус демонстрирует, какая она гибкая актриса, сколько в ней иронии, юмора, издевки. Стоит ей появиться на экране, как зал содрогается от хохота: недаром, наверно, она упрашивала Аллена показать ему множество вариантов, дублей 10, не меньше (кстати, мало кто на это способен, из известных мне – Чурикова и Евстигнеев).

А вот в коммерческом кино ее талант не так заметен – впрочем, он даже у великих не заметен: недаром даже Николсон, куда уж выше, получил «Золотую малину», снявшись в какой-то лабуде.


По следам Феллини

Бывают, однако, случаи, когда актеру удается блеснуть даже в бездарном фильме: как удалось Пенелопе в мюзикле «Девять» Роба Маршалла, чей сюжет позаимствован у «Восьми с половиной» Феллини. М-да, дерзновенный замысел, нашел с кем соревноваться (потому-то и на выходе – пшик, даже великий Дей-Льюис не спасает), а вот Пенелопа в роли Карлы, той самой пышечки, что приезжает к Гвидо-Мастроянни на курорт, – очаровательна. Может, еще и потому, что здесь она танцует, и как танцует, – чудо. Хотя Карла была раза в полтора толще, та самая фигура-рюмочка или песочные часы, во вкусе Феллини, это не мешает Пенелопе источать жар соблазна.


Наследница по прямой

… Видимо, именно Пенелопа наследует звездам-мифам, Софи Лорен, Мэрилин Монро и едва ли не Гарбо, хотя ничем не напоминает двух последних. Разве что Софи Лорен, с ее южной красотой средиземноморской богини.

От других актрис ее отличает еще одно, весьма редкое качество: она с самого начала, будучи почти ребенком, уже хорошо играла. Кроме таланта, ей присуща киногенИя (ударение на букву И), когда камера любит лицо актера.

Впрочем, и в реальной жизни (видела ее пару раз в Каннах вблизи) она так же хороша, как и на экране: тоже, кстати, редкое качество.

Совершенство, в общем. Ни прибавить, ни убавить.    

фото: SIPA/FOTODOM; kinopoisk.ru                             

Похожие публикации

  • Красавица и умник
    Красавица и умник
    Так называли американцы союз лицензированной богини экрана 40-х годов Риты Хейворт и кинорежиссера, актера, непривзойденного гения кинематографа Орсона Уэллса. Они поженились, собираясь налаживать образцовый голливудский быт — божественный, звездный… Но их брак развалился, едва начавшись. Почему?
  • Билет в обе стороны
    Билет в обе стороны
    Актёры Пенелопа Крус и Хавьер Бардем – золотая голливудская пара. Имя им − безупречность. Про них не скажешь зла. Хороши. Парочка их «Оскаров» тоже семьей стоят на каминной полке. Оба красавцы, культовые актёры, вечно в рекламе, в глянце, в шоколаде. Их внешность равноценна их карьере – красота отражена в миллионе зеркал. Но справедливо ли, когда за внешним совершенством исчезает главное – душа артиста?
  • Вуди Аллен, великий невротик
    Вуди Аллен, великий невротик
    Вуди Аллен, невротик и трудоголик, комик и философ, чье творчество поражает масштабами сделанного, уже приближается к возрасту патриарха – в конце года ему исполнится 85. Всю жизнь боявшийся смерти, часто впадавший в разнообразные кризисы, знающий цену всему на свете, состарившись, Аллен становится все более оптимистичным
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg