Радио "Стори FM"
Ольга Рязанова: Евтушенко, Высоцкий и …Сирано де Бержерак

Ольга Рязанова: Евтушенко, Высоцкий и …Сирано де Бержерак

Ольга, дочь Эльдара Рязанова, рассказывает интереснейшие истории из жизни своего отца: понятно, что эти рассказы связаны не только с его личными переживаниями, но и с историей советского кино. Мы публикуем рассказ Ольги Эльдаровны о том, почему фильм ее отца о Сирано де Бержераке так и не состоялся. Эта история, конечно, известная, но, так сказать, немеркнущая: за перипетиями вроде бы рабочих моментов создания фильма встает и история страны, и мечта двух поэтов, Евтушенко и Высоцкого, выразить поэтический дух своего творчества через фигуру Сирано. Это еще и о том, что пьеса Ростана, блестяще написанная, оказалась вечной: дух свободы и поэзии оказался «актуальным» во все времена.  

Ольга Рязанова:

…Однажды, в конце шестидесятых, мы с родителями были в Большом театре на премьере балета Родиона Щедрина «Кармен-сюита», с Майей Плисецкой. Перед нами, чуть наискосок, сидели Высоцкий с Мариной Влади. Они обернулись, поздоровались, и Высоцкий застенчиво сказал, что хотел бы с папой поговорить.

Папа сразу понял, что речь пойдет о главной роли в фильме "Сирано де Бержерак». В это время как раз шел подготовительный период. Но папа сказал нам шепотом: «No pasaran». После окончания спектакля, естественно, начались аплодисменты, овации, крики "Браво!", на сцену полетели букеты. Мы в этой толпе оказались рядом с Щедриным, который стоял в проходе в зале.

Папа спросил его: "Родион, что вы испытываете в такие моменты? - То, что я очень удачно женился", - ответил он.

…В 1969-м папа решил экранизировать пьесу Ростана, которую любил с детства. На главную роль пробовались многие хорошие артисты - Миронов, Ефремов и другие, но попадания в десятку всё никак не случалось. Папа впал в уныние, поняв, что не хочет ставить триста сорок второй вариант «Сирано».

Евтушенко

И вот тогда ему пришла идея, что поэта должен сыграть настоящий поэт. Он пригласил Евтушенко и очень загорелся, поскольку эта идея сразу же заиграла многими гранями.

Но незадолго до этого Евтушенко подписал письмо против ввода войск в Чехословакию. А вообще про него шутили, что он обращается с Советской властью методом кнута и пряника.

Должен был получиться рассказ о судьбе опального поэта, о взаимоотношении власти с писателями, образ приобретал многослойность и многогранность, вбирал в себя судьбы многих великих поэтов…

Высоцкий в то время еще не котировался в этом качестве. Он сказал, засмущавшись: "Я ведь тоже пишу стихи". Но в то время он был известен главным образом по блатным песням. Высоцкий попросил, чтобы сделали пробы, и папа снял их, но он зациклился на Евтушенко, который тоже очень хотел играть Сирано и хорошо показал себя на пробах.

Вот рассказ самого Евтушенко об этой истории:

"Эльдара Рязанова вызвал тогдашний замминистра кинематографии Баскаков и сказал: «Вы что, с ума сошли, что ли? У Евтушенко и без того достаточно ореола опальности. А здесь по сюжету его будут убивать наемники. То есть он будет жертвой режима, лежащий в луже крови. Что вы! Таких людей мы не должны пропагандировать». Но у Рязанова был сильнейший иммунитет в общении с чиновниками. И поскольку никаких официальных запретов не было получено, он приступил к репетициям. ...Нас хвалили. И, видимо, слух вышел далеко за рамки киностудии – так что вскоре Рязанову снова устроили бучу: «Вы что, Евтушенко взяли? Это же безобразие! Вы разве не понимаете, что он идеологически неустойчивый человек?! А вы своей картиной сделаете ему рекламу! Ему и так хватит славы с его стихами!». Рязанов вскипел: «Не хотите Евтушенко – тогда мы закрываем производство». Короче говоря, он отказался снимать «Сирано», два года сидел без работы, хотя на эту роль можно было взять и Смоктуновского, и Высоцкого, и Ефремова, и Юрского – все они в свое время проходили пробы.

Постепенно история улеглась и забылась. А я по тем временам каждое лето покорял сибирские реки. Помню, плыл я, зажатый между ущельями, по опасной Угрюм-реке. Там даже вертолет не мог бы сесть. В один из дней нам с борта вертолета сбросили консервную банку, в которой была радиограмма: «Поздравляем! 100% высокая оценка всего худсовета. Немедленно вылетайте для тренировок по фехтованию и конному спорту. Рязанов».

Как я понял, разрешение на съемки он все-таки получил. Но нужно было выбираться из этого страшного речного потока, идти много километров через бурелом.... Я прибыл в Москву, прошел несколько уроков фехтования, начались съемки."

… Но вдруг в самый разгар съемок папу вызывают в кабинет директора студии и зачитывают телеграмму от замминистра Баскакова о том, что производство фильма может быть продолжено только при условии замены Евтушенко на любого другого актера. Если режиссер будет упорствовать, фильм будет закрыт. Ответ требовалось дать через 24 часа. Это был беспрецедентный случай, когда режиссера поставили в ситуацию разоблаченного шпиона, которому дают 24 часа на то, чтобы свернуть свою деятельность.

Папа не пошел на уступки, и фильм закрыли.

После этого Евтушенко написал стихотворение "Прощание с Сирано", посвященное Эльдару Рязанову:

Прощай, Сирано!

В павильоне все лампы погашены,

И только ботфорты твои,

Как насмешка, остались в багажнике.

Прощай, Сирано,

Мой далекий двойник, мой собрат....

Стихотворение очень длинное, приведу еще один фрагмент, потому что он касается Баскакова, звали которого Владимир Евтихианович. Шукшин однажды сказал ему: "Ваше отчество могут произнести только подхалимы". У меня, кстати, это отчество отскакивало от зубов, ибо он впоследствии стал руководителем НИИ киноискусства, где я много лет работала. Папа ходил к нему просить, чтобы он меня взял туда на работу после окончания университета. Описание внешности Баскакова полностью соответствует действительности, но, кстати, на посту директора института он был вполне на месте:

Товарищ Баскаков с лицом питекантропа,

Как евнух, глядящий испито и каменно,

Картину прикрыл, распустил киногруппу.

Живейшая бдительность свойственна трупу.

Да, в свое время Баскаков был знаковой фигурой в кинематографической среде. Неслучайно в фильме Андрея Смирнова «Француз» одного эпизодического персонажа зовут Владимир Евтихианович. Кто в теме, тот понял.

высоцкий
Кинопроба В. Высоцкого

А с Высоцким события развивались следующим образом. Через несколько лет поэт Михаил Львовский, автор песни "На Тихорецкую состав отправится", друживший с Высоцким, подарил папе несколько катушек с его записями. Вся моя молодость прошла под эти песни. Это было редкое сокровище. Люди, которые приходили к нам, слушали и балдели.

Лично мне повезло, я несколько раз была в тесных компаниях, где Высоцкий пел вживую. Один раз на пляже в Пицунде, под молодое вино. Там были Марина Влади, переводчик Брежнева Виктор Суходрев с женой Ингой и лучший друг Высоцкого Сева Абдулов. Песни Высоцкого стали неотъемлемой частью моей биографии. А когда папа позвонил ему, чтобы выразить свое восхищение, Высоцкий спросил: "А сейчас вы бы взяли меня на роль Сирано?" Папа ответил: "Сейчас бы взял". И оба рассмеялись.

Позже, в перестройку, папа первый сделал на телевидении четырехсерийную передачу о нем.

Конечно, жалко, что Высоцкий не сыграл Сирано…

Вот что написал по этому поводу мой папа:

"Но был один нюанс, из-за которого Высоцкий все равно не мог бы играть роль Сирано. Один из центральных эпизодов пьесы строился Ростаном на том, что влюбленный Кристиан де Невильет, друг и соперник Бержерака, стоя под балконом предмета их общей страсти, не был в состоянии сочинить ни одного стихотворного экспромта. И тогда, невидимый для Роксаны, скрытый под балконом Сирано начинает сочинять рифмованные признания в любви от имени Кристиана. И Роксана думает, что ее избранник де Невильет, не сходя с места, сочиняет такие дивные стихи. Если учесть уникальный, неповторимый голос Высоцкого, то Роксану пришлось бы делать либо глухой, либо идиоткой. Или пришлось бы переозвучивать всю роль Высоцкого ординарным голосом, что было бы кретинизмом. Но проблема была решена иначе — фильм попросту не разрешили снимать".

В 1972 году папа на сорокалетие Евтушенко решил подарить ему пленку с его кинопробой, уговорив лабораторию напечатать копию. Но ее не обнаружилось в фильмотеке, хотя все остальные пробы были в целости и сохранности. Не было никаких сведений и в журналах, регистрирующих поступление проб на смыв. Будто и не существовало их вовсе.

А говорят, рукописи не горят…

фото: личный архив автора; kinopoisk.ru

Похожие публикации