Радио "Стори FM"
Опять «Паразиты», Или Реплика в сторону

Опять «Паразиты», Или Реплика в сторону

Автор: Диляра Тасбулатова

Впервые в истории самой престижной кинопремии «Оскар» получил иностранный фильм. До этого «Паразиты» удостоились главного золота Канн и еще многих престижный премий.

Как тут не охнуть – вот черт, паразиты какие… Опять взяли приз, куда от них деваться, хоть зондер-команду вызывай с дихлофосом наперевес.

Это ж надо – «Паразиты», с кавычками или без (ну хорошо, не буду так шутить, я же не камеди клаб) покорили весь мир, от Каннского жюри до Оскаровских академиков. Теперь интеллектуалы, которые, за редкими исключениями, относятся к этому фильму прохладно, будут ломать голову: мол, если всем нравится, стоит призадуматься: может, в этом действительно что-то есть?

Оскар 2020
Кадр из фильма "Паразиты". 2019 г.

Может, есть. А может, и нет. Если тиражи Пауло Коэльо достигли миллиарда экземпляров, а гонорар то ли за «Секс энд Сити», то ли за «50 оттенков  серого» (серее некуда) составил около ста млн долларов, почему бы и этим «Паразитам» не обойти, скажем, «Джокера»?  Или «Однажды в Голливуде»? Или «Боль и славу»? Не будем поминать Бергмана (не получил золота Канн ни разу, напоминаю, а «утешительный» приз за вклад, от которого он то ли отказался, то ли не приехал за ним, послав жюри каннского руководства куда подальше, за ним, конечно, «числится», но и только-то); равно как и других, величайших, так и не удостоившихся своих заслуженных наград. Зато некто Билли Аугуст стал лауреатом Золотой ветви аж два раза (таких авторов в мире всего семеро). Но вы спросите любого уважающего себя киномана: «Кто это такой?»

Можно долго и нудно, по-старчески брюзжа (уже вообще-то пора) распекать и накручивать знаки, хотя, офтоп, платят мне не за них, ворчать, что премии - это условность, глупость, приводя позорные примеры, когда Нобелевка ушла черт знает к кому, а величайшие писатели ее лишились…Ну и все такое прочее.

Но дело даже не в этом. Понятно, что призовой расклад – это лотерея, и здесь играют роль всякие привходящие обстоятельства, миллион причин и случайностей, как в карточном пасьянсе: однако, по моим наблюдениям, именно Канны долгие годы старались найти достойное решение – и не политическое, не в угоду «толпе» или сиюминутной конъюнктуре, а художественное, взвешенное, иногда, впрочем, и вполне себе радикальное.

Оскар 2020
Кадр из фильма "Джокер". 2019 г.

В случае с «Паразитами», хотя нынешние Канны были слабоватыми (долгий разговор – об авторстве и праве или безликом «менеджменте», оставим его на потом) жюри пошло по пути наименьшего сопротивления. Ибо «Паразиты», по крайней мере в каннском контексте, - в своем роде коммерческая картина, хотя и в гриме социальной комедии о богатых и бедных, о расслоении в обществе, которое развращает и слуг, и господ. К тому же вся эта «социалка» сделана в жанре корейского гиньоля с непременными элементами абсурда и дурашливого насилия, и хотя одним страшно, другие ржут, но это все же не живые люди, а социальные маски, марионетки, персонажи – иногда как в мультике.

А ведь соперниками «Паразитов» были такие выдающиеся картины, как «Ирландец» (шедевр, триумф Скорсезе), «Однажды в Голливуде» (гениальная шутка, выше всяких похвал), сумрачный «Джокер» (многие считают его лучшим фильмом года во всем мире) и прелестный «Кролик «Джоджо» (ну и другие).

Оскар 2020
Кадр из фильма "Ирландец". 2019 г.

Не знаю, почему прокатили готического «Джокера», хотя игра Хоакина Феникса уже ЗА пределами человеческих возможностей, эта роль войдет в историю кино и во все киноучебники мира (хотя он, конечно, получил лучшего актера, еще бы не), зато прекрасно понимаю, почему обошли Скорсезе и Тарантино. Дело в том, что Скорсезе, если вы видели «Ирландца» (кстати, очень рекомендую), замахнулся ни на что иное, как на основы американской демократии, где – хотя дело происходит давно, после Карибского кризиса, но аллюзии понятны – всё, абсолютно всё прогнило до основанья. Что же касается Тарантино, то и у него, несмотря на то, что он уже бренд, с американской демократией тоже не очень ладилось: недаром он стал  осторожнее после «Джанго» и «Омерзительной восьмерки», где прямо показал, что Америка была создана белой сволочью, беспринципными бандитами с уголовным прошлым и садистскими наклонностями. Неоконсерваторам это пришлось не по нутру, и Тарантино постоянно прокатывали, хотя, по совести говоря, кто сейчас лучше него? И не только на его родине, но и повсюду: это режиссер номер один, виртуоз и «креативщик» - до чего он может додуматься, никто не додумается. Ну, например, как в своем последнем фильме – взять и повернуть историю вспять. Если бы банда Мэнсона не зарезала жену Полански и ее гостей, мировая цивилизация пошла бы по другому пути, говорите? Ну так никого и не зарезали, вам показалось. И мир, которому больше нечего опасаться, продолжает радоваться, заниматься любовью, а не войнами, а спасли его – кто? Правильно – два придурка, лузера, два простых американских парня, Бред Питт и Лео Ди Каприо (хорошо, что Питт получил своего «Оскара» – он здесь воплощенный Американский Миф со всей его мощью, ковбой Мальборо с картинки в пабе – только еще и иронически отстраненный, постмодернизм на дворе, учтите).

 А вы говорите – «Паразиты».

По сравнению с фильмами Ли Чан Дона и Ким Ки Дука, да и другими корейскими классиками, там уже давно целая кинематография выросла, это всё так, игры для детей изрядного возраста.

Несерьезно.

фото: Shutterstock/FOTODOM; www.kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Тонкая овчинка
    Тонкая овчинка
    Далида её звали, как будто кто-то напевает: «Да-ли-да… Дали-дали-да». Лёгкая мелодия, чего никак не скажешь о ней самой: музыка её жизни временами переходила в тяжёлый рок и слишком часто звучала как траурный марш. Далида сделала невозможное: после Эдит Пиаф она сумела обольстить Францию. Но заплатила за эту любовь самую большую цену, какую только может дать женщина. Какую?
  • Человек и книга
    Человек и книга

    Валерий Залотуха, кинодраматург, написавший сценарии более двадцати художественных фильмов, среди которых «Садовник», «Рой», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», в сорок восемь лет оставил кино.  И последние двенадцать лет писал книгу. Книга называется «Свечка». Закончив работать над ней, автор умер

  • Про кино и про метеориты
    Про кино и про метеориты
    Небесные камни падают с неба – и днём и ночью. Мы особо не волнуемся по этому поводу. Но есть авторы, для которых падение метеорита – это... Впрочем, читайте рассказ Ираклия Квирикадзе