Радио "Стори FM"
Николай Ерёменко-мл.

Николай Ерёменко-мл.

14 февраля Николаю Еременко (младшему) могло бы исполниться 75. Всего-то. Умер он неоправданно рано, не дожив и до 53-х, причем внезапно, хотя врачи Боткинской сделали все возможное и невозможное: тяжелый инсульт, хотя Еременко вел здоровый образ жизни, не пил и даже не курил.

… За год до смерти он приезжал в Сочи, на фестиваль российского кино «Кинотавр», – и выглядел на удивление моложаво, и пятидесяти не дашь. Держался особняком – судя по всему, характер у него был и, возможно, нелегкий: повадка советского мачо, от которой, вкупе с его выразительной внешностью, женщины буквально сходили с ума, была свойственна ему не только на экране, но и в жизни.

Долгое время именно он считался секс-символом: особенно после фантастического успеха «Пиратов ХХ века», где Еременко показал чудеса храбрости, без дублеров, на свой страх и риск исполняя сложные трюки. Хотя профессиональным спортом никогда не занимался - спустя долгие годы он жаловался, что до сих пор спина и руки-ноги побаливают – после бросков о бетонный пол, в сценах драк со своим врагом-пиратом, которого играл другой мачо, актер и спортсмен, увлекавшийся каратэ Талгат Нигматуллин. В паре с Талгатом (зверски убитым сектантами спустя несколько лет после съемок), игравшем в фильме нехорошего человека, которому противостоял идеальный, наш, родной, да еще и в обличье красавца Еременко, они выглядели классическими персонажами героического эпоса. Условный «белый» и условный «черный», добро и зло, причем зло уж точно безусловное, тем более что фильм был основан на реальных событиях пиратского захвата итальянского судна. Первый экшен в СССР, снятый еще при Брежневе, был настолько в новинку, что не сходил с уст почти у всей страны. (Примерно как сейчас «Мастер и Маргарита», превративший великий роман в «лейбл» М&M). «Пираты» лидировали в прокате, показав умопомрачительные результаты, около 90 млн. (!) зрителей, обойдя даже хит Меньшова «Москва слезам не верит» на 5 млн.

1.jpg
«Пираты ХХ века»

Еременко учился во ВГИКе в прославленной мастерской Сергея Герасимова (чьим именем назван и целый институт, «кузница», как раньше выражались, кинематографических кадров) и Тамары Макаровой, жены и сподвижницы мастера. Во ВГИКе принято называть руководителя курса «мастером»: так вот, мастер, в кавычках или без них, Герасимов был от бога, с огромным чутьем на таланты. Недаром из его мастерской вышли те, кто и сейчас на слуху, ставшие звездами: одна Мордюкова, актриса уже не местного, а мирового значения, чего стоит.

Еременко тоже был любимцем и гордился, что снимался у своего учителя чаще, чем даже жена мастера, сама Макарова: дебютировав в фильме «У озера», он был приглашен и в «Любить человека», и в так называемые костюмные фильмы. На роли Жюльена Сореля или Меншикова в «Юности Петра». Жюльен ему, пожалуй, шел меньше, чем Меншиков или граф Орлов в фильме «Царская охота», относительно неудачном (по сравнении с его другими) фильме Виталия Мельникова, большого мастера.

2.jpg
"Юность Петра"

После распада СССР Ерёменко все еще оставался востребованным, в отличие от других актеров, чья популярность канула в Лету вместе со страной: его место так называемого «настоящего мужчины», столь востребованного в массовом кино, не сумел занять никто, даже более молодые актеры.

В его случае словосочетание «невосполнимая утрата», которое по отношению ко многим другим всего лишь риторическая фигура, - имеет буквальное значение.

Его не забыли и спустя почти четверть века после ухода.  

фото: FOTODOM; kinopoisk.ru

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg