Радио "Стори FM"
Майкл Кейн

Майкл Кейн

Автор: Диляра Тасбулатова

Несмотря на обилие выдающихся актеров в англо-американском кино, 90-летие Майкла Кейна, наступившее 14 марта – заметная дата, несмотря на то, что проблем в мире и без него, извините, предостаточно.

Кейн есть Кейн, хотя имя это ненастоящее - случайный псевдоним, мгновенно придуманный им самим в телефонном разговоре, которым он долгое время не пользовался в обыденной жизни, всюду представляясь как Морис Джозеф Миклвайт, как в паспорте. Однако со временем ему пришлось стать Майклом Кейном уже по документам, потому что в аэропортах его задерживали то ли как предполагаемого террориста, загримированного под знаменитого актера, то ли как мошенника, придравшись к несоответствию имени в титрах паспортным данным. В общем, он так долго ставил таможенный контроль в тупик, что наконец решился стать тем, кем его знает весь мир.

Интересно, что именно Майкл Кейн, как никто другой, ассоциируется у зрителя с образцом аристократа - с его изысканной красотой, римским профилем, ленивой повадкой плейбоя и наследника богатого клана, хотя родился он в самой что ни на есть простой семье, так и не избавившись от акцента кокни (чего иностранцы вроде нас с вами не слышат). Да и американцы вряд ли различают, где кокни, а где обитатель Челси. Сын грузчика и уборщицы (кто бы мог подумать), то есть происходящий из самых низов и при этом похожий на лорда, в прежние времена он мог бы стать авантюристом, выдающим себя за богача и аристократа – и ему бы точно поверили.

3.jpg
Кадр из фильма "Правила виноделов"

Кроме красоты – в молодости он был в своем роде совершенством, на манер Пола Ньюмана, другого красавца античного типа, - Кейн, и это чувствуется, обладает чисто британским качеством: а именно тайной иронией, американским актерам, представителям Нового света, не очень свойственной. Видимо, ирония – достояние европейской культуры (есть и исключения – Николсон, например, хотя у него она, что называется, «убийственная»).

Кого бы ни играл Кейн, этот второй план всегда чувствуется: кроме иронии и красоты, важной для лицедея, достоинств этого актера не перечесть – техника и гибкость, интеллект и культурный объем, быстрота реакции и какое-то внутреннее изящество. И прочее, прочее, включая главное - талант, гибкий и разнообразный, хотя он никогда не делал непомерных усилий, чтобы доказать всему свету, что достоин всяческих похвал и призов. Чуть вальяжный, с этой своей барственной ленцой, ни дать ни взять британский Обломов, он стал чемпионом по количеству номинаций на Оскар, сравнявшись в этом почетном забеге с вышеупомянутым Николсоном, великим, грандиозном актером. Даже не знаешь, кому из них отдать предпочтение, оба лучше (по аналогии с «оба хуже»), Николсон, правда, не без толики безумия, но и Кейн может хоть кого, в том числе и маньяка, изобразить, диапазон у него практически неисчерпаемый. Даже сейчас, когда он уже достиг возраста патриарха.

Что же касается Оскаров, побеждал он два раза из шести (других премий у него не счесть, хотя все почему-то гоняются именно за Оскаром, который сумел сам себя «позиционировать») - благодаря участию в «Правилах виноделов» Лассе Халльстрёма и Вуди Аллену, у которого сыграл в негромком шедевре «Ханна и ее сестры». Халльстрём является автором широко известной картины «Что гложет Гилберта Грэйпа», считающейся шедевром исключительно из-за Леонардо Ди Каприо, гениального уже в свои 19, который и обеспечил ей непомерную известность; а уж «Правила виноделов» в шедевры никогда бы не выбились, несмотря ни на что. В том числе и на двух Оскаров (один из которых и достался Кейну) и множество номинаций.

2.jpg
Кадр из фильма "Ханна и ее сестры"

Зато роль Эллиота в «Ханне и ее сестрах», изумительной картине, по настроению в чем-то чеховской, тончайшей и актерски совершенной, повествующей о жизни нью-йоркской интеллигенции, - достижение даже для актера такого уровня, как Кейн. Другой вопрос, что никто так не умеет работать с актерами, как Аллен, у которого и бревно заиграет, ну а когда это еще и не «бревно», а сам Кейн, результат превзойдет все ожидания. Притом что оскаровские киноакадемики любят все громогласное, «гуманистическое» и широкомасштабное, актуальное и пр., не заметить этой картины было нельзя: помимо трех Оскаров (Аллену за лучший сценарий, Кейну и Дайан Уист за роли второго плана), у нее еще множество призов во всем мире и столько же номинаций.

Майкл Кейн, в отличие от многих актеров, одни из которых чураются коммерции, другие, наоборот, снимаются только в блокбастерах, всеяден: одно время его жестко критиковали за то, что он берется за всё без разбору. В его фильмографии действительно много проходного, но много и шедевров: такое впечатление, что ему просто нравится работать и он порой не вникает, что за проект.

Лучше всего, однако, ему удаются роли по хорошим сценариям известных драматургов и, как ни странно, роли слабых интеллигентов, как у Аллена или в фильме «Воспитание Риты», еще одной современной версии «Пигмалиона», где стареющий профессор филологии, взявшись за образование упорной девушки из простой семьи и втайне не веря в нее, в конце концов склоняет голову перед ее упорством и талантом.

4.jpg
Кадр из фильма "Воспитание Риты"

Майкл Кейн, несмотря на некоторую беспринципность в выборе ролей, всеядность и легкомыслие (а так редко бывает, актерам многого не прощают, и простая публика, и интеллектуалы, и киноманы) стал своеобразным брендом, фирменным знаком, еще одной легендой актерского мифа.

Всему виной, очевидно, его особое обаяние расслабленного интеллигента, добродушного эгоиста, часто нелепого, слабого, неверного и все равно – очаровательного. Уходящий типаж, тем, наверно, и дорог. 

фото: SIPA/FOTODOM; kinopoisk.ru           

Похожие публикации

  • Педант и любимец женщин
    Педант и любимец женщин
    Писатель Михаил Зощенко всю свою жизнь прожил с любовницами, а умер на руках заботливой жены. Чего стоила ему такая «семейная идиллия»? 

  • Александр Митта: Непрерывное счастье
    Александр Митта: Непрерывное счастье
    Атмосфера шестидесятых, времени взрыва культуры после многих лет молчания, проникала повсюду: жизнь кипела не только на «Мосфильме» или в кругах избранной интеллигенции двух столиц, - свидетельствует Александр Митта, один из самых ярких «шестидесятников», автор культовых фильмов, известных всей стране
  • Переговорщик
    Переговорщик
    Бывает, что человек оказывается на грани жизни и смерти. А если из таких ситуаций состоит половина жизни? Если у тебя такая профессия? У полковника запаса, президента Петербургского клуба конфликтологов Бориса Подопригоры профессия именно такая