Радио "Стори FM"
Квентин Тарантино

Квентин Тарантино

Квентину Тарантино, режиссеру номер один великой кинодержавы, исполняется 60.

Еще не старость, но уже и не молодость: хотя он обещает уйти из кино навсегда, верится в это с трудом - полный сил и замыслов, относительно недавно женившийся на очаровательной девушке, детина гигантского роста под два метра и обладатель завидного здоровья, он еще, видимо, много чего может. Учитывая, что для профессии режиссера здоровье дело не последнее.

Но предварительные итоги подводить уже можно – хотя его фильмография не столь обширна, именно он и никто иной влил новую кровь в стареющее искусство кино, удивив почти тридцать лет назад ко многому привычную каннскую публику своим «Криминальным чтивом» («Макулатура», возможно, звучало бы точнее, но тоже не совсем, хотя имеются в виду книжки в мягкой обложке, всякая зубодробительная лабуда для нетребовательных тинейджеров). Золото самого престижного европейского фестиваля для повести о похождениях отморозков, завоеванное недавним мелким служащим видеопроката, насмотревшимся, и по долгу службы и для собственного удовольствия, такой дряни, о которой ни один кинокритик или интеллигентный киноман знать не знает, - это, конечно, нечто.

Дальше – больше: эти самые интеллигентные киноманы вкупе с многоумными критиками решили, что Тарантино (и откуда он только взялся на нашу голову), прямо как автор Марсельезы, - «гений одной ночи», в нашем случае - одного фильма. Перерыв между «Чтивом» и «Убить Билла» был настолько продолжительным (если не считать сценариев, причем блестящих, и не очень удачной «Джекки Браун»), без малого 9 лет, что многим показалось, что Тарантино действительно выдохся, выдав на-гора один-единственный шедевр.

«Билл» и дальнейшие его эскапады – все как одна на грани фола – закрепили за ним имидж «первого постмодерниста» американского кино, пересмотревшего, как пишут критики, «культурно-исторический процесс». Сам он говорит, что, мол, «отомстил за евреев фашистам» - в «Бесславных ублюдках»: так и говорит, fuck, отомстил, и еще как, fuck, отомстил. Это слово, единственное матерное в английском, он употребляет слишком часто: я, говорит, отомстил, fuck, фашистам, fuck (буквально можете послушать сами, если есть его видеоинтервью).

После «Билла», сделанного в духе фильмов класса С, то есть на основе киномакулатуры, особенно гонконгской, разнообразной дешевки для третьеклассников мужского пола, - этой антологии насилия во всех его видах, и «антиисторических» «Ублюдков», он снял еще один «исторический» фильм. То есть, как считают американцы, по сути «антиисторический», раздражаясь «Омерзительной восьмеркой», где свою родину он не особенно жалует (ни одного Оскара за лучший фильм, заметьте, а ведь это режиссер-новатор, В США сейчас первый. Оскары за сценарий – награды скорее уклончивые, чтобы уж совсем не ударить в грязь лицом. Обвинения в неполиткорректности, «грубости» и «расизме» тарантиновских персонажей звучат особенно смешно, как будто он снимает сюжеты о ссоре двух гарвардских профессоров или размолвках между специалисткой по средневековой мистике со своим бойфрендом.

«Однажды в Голливуде», еще одна «страшная месть», на сей раз не фашистам (хотя как сказать), а банде Мэнсона, которую зверски изничтожат два лузера, в ролях которых снялись бесподобные Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо, - уже более осторожная картина: мастер, видимо, учел замечания, обошел острые углы, теперь там просто матерятся, без расистских намеков (ну, почти).

Уйдет ли Тарантино на покой, как обещает, неизвестно. Рановато вообще-то: Канэто Синдо снял свой последний фильм в 99, прожив чуть больше ста, не говоря уже о Мануэле Де Оливейре, умудрившемся стоять за камерой и не свалиться в 106 (!).

Хотя, учитывая сделанное, можно уже и расслабиться: если нет идей, а Тарантино в этом смысле честен, может, и пора. До ста, видимо, работать он все же не будет, да и пенсия, наверно, позволяет. Там поглядим.  

фото: CapitalPictures/FOTODOM     

Похожие публикации

  • Тарантино: Гений китча
    Тарантино: Гений китча
    Мистер Тарантино, как его называют во всем мире, уже более четверти века занимает первую строку в рейтингах любимых режиссеров подростков. Похоже, повзрослевшие фаны «Криминального чтива» передали эстафету своим детям, восторгающимся его последним фильмом «Однажды в Голливуде». Получается, 57-летний Тарантино все так же молод