Радио "Стори FM"
Ирина Муравьёва

Ирина Муравьёва

8 февраля у Ирины Муравьёвой, всенародно любимой за роль в легендарном фильме «Москва слезам не верит», – юбилей.

Рожденная от родителей, познакомившихся в трагических обстоятельствах, в Германии (ее мать была угнана в плен во время войны) Муравьёва, по-видимому, унаследовала от них бойцовский характер. Возможно, от них же ей досталось обаяние, лихость, лукавство и пр. Ну и особого рода «народность».

В кино она, конечно, могла бы больше сделать – судя по тому грандиозному успеху, которого добилась в знаменитом меньшовском фильме, переиграв даже главную героиню, хотя ее персонаж, Людмила, – по сути мещанка и стяжательница. По сравнению с правильной Катей, честной и неподкупной, Людмила, нахалка и «хабалка», казалась живее: впрочем, как мы знаем, в конце концов выиграла Катя. Эта тихая Катя вообще всех обыграла, включая некогда бросившего ее Родиона-Рудольфа, коварного обольстителя, случайного любовника, да и самоуверенного слесаря Гошу, который в конце концов, видимо, подчинится ее железной воле.

1.jpg
"Москва слезам не верит"

А вот Людмила, взявшая хороший старт, – наоборот. Всё, чего добилась эта напористая девица – работы в химчистке и квартиры в Москве: иным, впрочем, и этого за глаза хватило бы. Смотря какие цели ставить – во что бы то ни стало осесть в столице, хоть и мелкой служащей, то, конечно, жизнь удалась. Драматург Черных наказал эту обаятельную милашку, неизменно притягивающую взгляды мужчин, за тщету мелких устремлений вкупе с расчетливостью и эдаким милым бытовым цинизмом. Наградив другую героиню, главную, целой охапкой призов в виде любимого мужа, ответственной должности и даже депутатства. Видимо, за долготерпение.

Людмиле же подавай всё сразу – откуда ей было знать, что не на того ставит: муж, которого она ловко подцепила, поначалу знаменитый спортсмен, спился с круга, превратившись в полное ничтожество. Лихости и обаяния Людмила, однако, не растеряла, продолжая бороться за свое женское счастье – уже, правда, безуспешно. Хотя кто его знает – может, за пределами фильма какого-нибудь отставника подцепит, чем черт не шутит. Как говорит ее подруга Катя, в сорок лет жизнь только начинается.

В другом фильме, «Самая обаятельная и привлекательная», тоже в своем роде народном хите, хотя с «Москвой» ничто не сравнится (но тоже вполне мило, кстати), она, наоборот, играет скромную девушку Надю лет эдак тридцати, которая возвращается с работы в полном одиночестве, кавалеров всё нет как нет. Пока подружка Сусанна, верящая в успех входящего тогда в моду аутотренинга, призванного внушить любой дурнушке уверенность в своих женских чарах, не настропалит ее сменить гардероб и сделать ставку на главного красавца конструкторского бюро, где он служит вместе с Надей. Одно то, что его играет не кто-нибудь, а красавец Абдулов, уже кое-что значит. Наде же симпатизирует некто Пряхин – Михаил Кокшенов, которому было на роду написано играть простонародных дурачков. Но, как говорит Сусанна (да и сама Надя от него не в восторге), что, мол, таких нам не надобно, скучно. Абдулов, однако, не понимает, что этой смешной простушке Наде от него нужно, и приходит в театр, куда она его сама пригласила, с …девушкой. Надя, впрочем, нисколько не обижается и отдает парочке свой билет: то есть она начисто лишена стервозности, но и, заметьте, самолюбия тоже, на таких все ездят.

2.jpg
"Самая обаятельная и привлекательная"

Муравьёва и здесь органична – ее простодушие, наивность, прямота и душевное благородство не в последнюю очередь обеспечили фильму успех.

Третий хит Муравьёвой, снятый Татьяной Лиозновой, в экспериментальном, так сказать, порядке (не совсем ее стиль) критики сочли неудачей, зато зрители были в восторге: фильм занял девятое место по сборам (около 31 млн. зрителей). Ни фальшь, не притянутый за уши сюжет, ни подчеркнутая манера игры Муравьёвой, в 32 года изображавшей восемнадцатилетнюю, никого не смутили. Именно ее назвали лучшей актрисой года по опросам зрителей. Песня «Позвони мне, позвони» на слова Роберта Рождественского тоже стала хитом – ее и спустя сорок лет крутят в ресторанах, да где только ни крутят, на вокзалах, катках, даже иногда в лифте.

В биографии Муравьёвой было много и проходных ролей – в кино, по крайней мере, зато в театре она была постоянно занята, как и многие советские актеры. Даже те, кому не слишком везло с кинематографом.

Интересно, что Муравьёва начинала рано, когда выглядела совсем юной – в «Чисто английском убийстве», двухсерийном телефильме, ей было 24: и вот тогда она выглядела как американская кинозвезда. Через пять лет, в меньшовском фильме, – уже более зрелой, хотя еще очень молодой. Такой у нее тип внешности, когда цветущая юность проходит довольно быстро, превращаясь в зрелую женственность.

Это, впрочем, не так важно – для такой талантливой актрисы всегда, по идее, должна найтись роль, девочки, девушки, дамы и потом уже – тетушки. Тем более что Муравьёва никогда не молодилась, выглядела естественно.

Ирина Муравьёва озвучивает мультфильмы, профессионально поет (поначалу песню «Позвони мне, позвони» она спела сама, но потом ее голос заменили на голос Жанны Рождественской), выходит на подмостки театра и пр.

И все же главным ее хитом была, разумеется, роль Людмилы в меньшовском фильме, удостоенном, как известно, Оскара. Неизвестно, помнят ли ее американские зрители, но свои уж точно помнят. Попробуй такое забыть.   

фото: Архив фотобанка/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Катрин Денев, последняя звезда
    Катрин Денев, последняя звезда
    Катрин Денев, обладательница официального титула самой красивой актрисы мира, 22 октября отпраздновала своё 80-летие.
  • Василий Шукшин, последний романтик
    Василий Шукшин, последний романтик
    Василий Шукшин, человек феноменального склада, актер, режиссер и писатель в одном лице, умер 2 октября 1974 года, в разгар съемок эпопеи «Они сражались за Родину», в каюте теплохода. Первым его обнаружил Георгий Бурков, друг и коллега, с которым они вместе снимались в фильме Бондарчука
  • Ведьма с Уолл-стрит
    Ведьма с Уолл-стрит
    В Книгу рекордов Гиннесса Генриетта Грин попала в 70-е годы прошлого века, как «Величайшая в мире скряга». И это ее достижение до сих пор побить не удалось никому