Радио "Стори FM"
Александр Абдулов

Александр Абдулов

Автор: Диляра Тасбулатова

Александру Абдулову, которого уже давно нет на свете, 29 мая могло бы исполниться 70.

Трагическая участь: умереть, в общем, в расцвете, в 54, еще молодым и красивым, - чудовищная несправедливость, хотя в целом его актерская судьба сложилась как нельзя более счастливо.

Абдулова, в ту пору двадцатидвухлетнего, заметили почти сразу, причем не кто-нибудь, а лично Марк Захаров, пригласивший молодого актера в Ленком, знаменитый театр, который был тогда на взлете и пике успеха.

Поразительно, но и главные роли – например, лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился» - он тоже получил почти сразу, без проволочек, и что еще более странно, сразу и прославился. А ведь такое нечасто встречается: биографии актеров, сколь угодно знаменитых, складывались очень непросто, иногда с таким скрипом, что впору отказаться от призвания (даже Смоктуновский ночевал в подъездах).

Абдулову спать в подъездах вроде не довелось, - впрочем, кто его знает, хотя до такого безобразия, видимо, все же не дошло. Притом что не менее талантливые и востребованные актеры порой спешили ближе к ночи в свою общагу рабочей молодежи, чтобы не наткнуться на запертую комендантшей дверь или не лезть по пожарной лестнице с риском сломать себе шею.

Абдулов был признан и увенчан чуть ли не в «нежном» возрасте - скажем, за роль в спектакле «Варвар и еретик», по роману Достоевского «Игрок», его наградили «Хрустальной Турандот», да еще и ввели в спектакль, который до сих пор на слуху, то есть в легендарный «Юнона и Авось». Ну и прочее, прочее, он, что называется, проснулся знаменитым. Ленком вообще стал его вторым домом, где он работал до самой смерти, никогда не помышляя об уходе.

1.jpg
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

Повезло ему и с самой знаменитой ролью в его биографии: то есть с ролью Медведя в прославленном захаровском телефильме «Обыкновенное чудо», который посмотрели, наверно, все триста миллионов граждан СССР. Его до сих пор часто крутят по ТВ – уже почти полвека, 45 лет, если быть точным, многие его наизусть знают. Дуэт с очаровательной Евгенией Симоновой в роли Принцессы – один из самых романтических в нашем кино: представить себе в роли Медведя кого-либо, кроме Абдулова, невозможно. Романтический герой, красавец, спортсмен (Абдулов был мастером спорта по фехтованию), он напоминает здесь лучших французских актеров в жанре плаща и шпаги - Алена Делона, Жерара Филиппа и Жана Маре. Ничего «посконного и домотканого», как это у нас часто бывает, стать и выправка – аристократические, недаром он столько лет занимался одним из самых элегантных видов спорта. Последний кадр, где юноша, с риском обратиться в настоящего медведя и обрасти шерстью, целует, наконец, Принцессу, а потом оба они, обернувшись, смотрят в камеру, стал каноническим. Те, кто не читал пьесу Шварца и смотрел фильм впервые, секундой раньше замерли в ожидании: превратится или нет? Какова цена любви?

После тотального успеха «Обыкновенного чуда» Абдулову, по идее, должны были предлагать однотипные роли, сплошь красавцев в камзолах. Но, во-первых, где те камзолы, исторически-романтический жанр в нашем реалистическом кино был далеко не главенствующим, а во-вторых, Абдулову явно везло: в нем разглядели и другую ипостась, второй план, объем дарования.

Было бы по-другому, Роман Балаян, один из самых талантливых постановщиков страны, не пригласил бы его на роль некого Климова, современной ипостаси Дантеса, которого вызывает на …дуэль некто Дмитриев - ипостась, в свою очередь, Пушкина (фильм «Храни меня, мой талисман»). По крайней мере, намек на него. Тонкая параллель с трагедией, развернувшейся двести лет назад, когда Пушкин вызвал своего противника на фатальный поединок, была задумана Балаяном как пример непрерывности культуры и в то же время слегка пародийное эхо давних нешуточных страстей. С другой стороны, Дмитриев не сможет «стреляться» с противником, который цинично преследовал его жену, не потому что трус, а потому что он уже символически убит, подточена его вера в нее и в так называемую великую любовь.

2.jpg
Кадр из фильма "Храни меня, мой талисман"

Абдулов здесь великолепен: родись тот Климов, красивый и одновременно отталкивающий, на 200 лет раньше, был бы, видимо, экспериментатором, и в то же время полным ничтожеством, провокатором и наблюдателем за чужим счастьем, эдаким великосветским интриганом. И хотя действие фильма происходит в наше время (но зато в Пушкинских горах во время фестиваля памяти поэта), история повторяется, пусть уже в слегка фарсовой форме, Абдулов играет своего героя именно так, в пушкинской, так сказать, парадигме.

Эта одна из лучших его ролей: Абдулов, благодаря своей сложной органике, интереснее в так называемых «отрицательных» ролях, играя негодяев, скрытых или явных, нежели в образах ленивых красавцев с самодовольной ухмылочкой на устах. В «Карнавале» (явной неудаче Лиозновой) или в «Самой обаятельной и привлекательной», симпатичной комедии о поисках любви, Абдулов лишь обыгрывает свою великолепную внешность, больше ему там делать особенно нечего. В «Леди Макбет Мценского уезда», впрочем, тоже, хотя здесь он провокатор, негодяй и убийца.

3.jpg
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

А вот Коровьев в сериале «Мастер и Маргарита» - совсем иная роль, фантасмагорическая, «дьявольская», эксцентрическая - и здесь он хорош как нигде.

В общем, именно ему, «несмотря» на внешность, повезло: однотипных красавцев в его фильмографии, слава богу, не так уж много, актеры-красавчики боятся повторений и эксплуатации своих внешних данных.

…Как это ни банально, но Абдулова сгубило курение – рак легкого был спровоцирован именно им. Хотя природа рака до сих пор не изучена, причиной его смерти называют именно его.

3 января 2008 года, не дожив и до 55-ти, Абдулов скончался. Отпевание состоялось в церкви Рождества Богородицы, в реставрации которой он когда-то принимал деятельное участие.

фото: Советский экран/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Принудительное обаяние Олега Янковского
    Принудительное обаяние Олега Янковского
    Режиссер Сергей Соловьёв на протяжении долгих лет очень близко общался с Олегом Янковским и Александром Абдуловым. Но стоит заикнуться «Дружили?..» - как у него каменеет лицо: «Такого ничего не было. Но… было ужасно надежное ощущение того, что Олег – свой. Это даже дороже, чем друг. Понятие друг хранит этакий пафосный задор: как, обидели моего друга?! Это невозможно представить в наших отношениях. Просто были свои»
  • Обыкновенные чуда
    Обыкновенные чуда
    Олег Янковский и Александр Абдулов, снявшись вместе в картине «Обыкновенное чудо», доказали, что всё, непостижимое умом, – единственное, о чём стоит задумываться
  • Толковый словарь... Александра Адабашьяна
    Толковый словарь... Александра Адабашьяна