Радио "Стори FM"
Алексей Пузаков: «Музыка способна транслировать состояние души, мыслей, чувств народа»

Алексей Пузаков: «Музыка способна транслировать состояние души, мыслей, чувств народа»

Беседовала Юлия Васильева


Московский Синодальный хор Русской православной церкви - хор, сопровождающий не только главные церковные события, службы с участием Патриарха, но и выдающийся музыкальный коллектив, за плечами которого 300-летняя история. Сегодня хор является и частью общего музыкального пространства современной России, немыслимого без духовной музыки и ее наследия, - именно об этом наша беседа с руководителем Московского Синодального хора Заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

Русская православная церковь исторически очень зарегламентирована, ортодоксальна, - и в то же время то, чем вы занимаетесь, духовная музыка, - это искусство, творчество, а творчество - это всегда свобода. Как коррелируются духовная музыка как часть Русской православной церкви и свобода творчества?

- Много лет служа в церкви, я, конечно, понимаю, что весь уклад церкви и сами богослужения находятся в пределах рамок. Но внутри этих рамок очень большое пространство для проявления индивидуальности человека - каждого на своем месте - священнослужителя или церковного музыканта. Если рассмотреть церковное искусство на протяжении нескольких веков, то можно увидеть, какое это огромное наследие, содержащее в себе разнообразие стилей, распевов, не повторяющих один другой, в XVIII, XIX, XX веках - какое обилие церковных композиторов и сколько было создано духовно-музыкальных сочинений! И все это было возможно благодаря тому, что каждое поколение и каждый человек индивидуально привносит творчество в свое служение и в свою жизнь, и это творчество не иссякает. И сегодня, в XXI веке, создаются новые церковные композиции, которые звучат очень интересно, современно, конечно, с опорой на традицию, но ведь все подлинно прекрасное новое всегда возникает, если опирается на многовековые традиции. Мы не живем с чистого листа, мы продолжаем служение и творчество наших предков, создавших школы, стилистические направления, и это можно проследить и в церковном изобразительном искусстве, и в архитектуре - насколько много у нас храмов, и все они разные, - и так же это прослеживается и в музыке. Поэтому несмотря на ортодоксальность и где-то строгость, свобода творчества в духовной музыке ни в коем случае не умаляется. Наоборот, эта рамки являются спасительной оградой, внутри которой можно спрятаться от дурновкусия, пошлости, ужасных явлений, которые мы встречаем в мире или читая средства массовой информации. Поэтому эти ограничения не являются чем-то негативным для человека, - напротив, мы учим детей не переходить улицу на красный свет, учим не играть со спичками и так далее, - и такие правила сохраняют и человеческую жизнь, и душу.

Если говорить не о церковном искусстве, не о духовной живописи, иконописи, а об искусстве в широком смысле слова, о светском искусстве, нужны ли там «спасительные ограды», и где граница между спасительностью и цензурой?

- Это очень сложный вопрос, потому что, конечно, человек всегда хочет быть в чем-то первооткрывателем. Но несмотря на то, что человек как ребенок хочет попробовать многое, результат этого поиска не всегда бывает однозначным. Но есть законы гармонии и красоты, и человеческая душа всегда чувствует, если она идет по пути просвещения и внутреннего совершенствования, где красиво, где сложно, а где безобразно. В светском искусстве у человека должен быть внутренний ценз. Поиски никто не запрещает, бог создал человека свободным. Но свобода человеческая не всегда обращается на благо самого человека и на благо окружающих. То, что публикуется, тиражируется, освещается средствами массовой информации, должно если не проходить некий ценз, то во всяком случае, общество, на мой взгляд, обязано ограждать людей от зла, от насилия, от того, что мы называем преступлением. Если в мире юриспруденции, уголовного кодекса есть понятие "преступление", то в какой-то степени и в сфере искусства тоже важно проводить некие грани и различение доброго и худого. Конечно, это вопрос тонкий и дискуссионный, но тем не менее поднимать его мы должны, потому что распущенность и вседозволенность ни к чему хорошему никогда не приводили.

3.jpg

Много распущенности и вседозволенности у нас сегодня? Например, в Москве, на московских улицах, в московском искусстве...

- В России в целом ситуация... живая, находящаяся в некой динамике, но не запущенная и не бесперспективная. А так, конечно, все мы не белые и пушистые. Все мы иной раз совершаем ошибки, но для того и существует духовная жизнь человека, чтобы признаться в этих ошибках и постараться их исправить. И это, по-моему, прекрасно. Никогда не надо настаивать и упорствовать в своих амбициях во имя своего эго в некоторых заблуждениях, которые каждый человек проходит в своей жизни.

Это путь или выбор?

- Это путь, на протяжении которого человек совершает, зачастую ежедневно, выбор. Как в русских сказках, перед богатырем оказывается камень, - и он должен выбрать: пойти прямо, направо или налево, и с этим мы сталкиваемся постоянно, и вместе с этим мы приобретаем жизненный опыт, работаем над собой, и если получается преодолеть какой-то свой недостаток либо трезво на него взглянуть, это, безусловно, приводит к позитивному мировосприятию и светлому состоянию души.

То, о чем вы сейчас говорите, ассоциативно отсылает меня к композиции Фрэнка Синатры "My way". Нет ли подобных произведений в вашем ортодоксальном, но свободном репертуаре?

- Именно данной песни нет, но вне богослужений мы, бывает, поем музыку более светскую. Но поскольку мы Синодальный хор, то стараемся исполнять любой репертуар все же через призму религиозного сознания. Но вы знаете, в русских народных песнях, в их поэтических аллюзиях все, о чем мы говорим, присутствует, - кругом волны, набегает буря, и вот только одна лодочка чернеет, - это прекрасная наша песня «Вниз по матушке по Волге». Или «Как пал туман на поле чистое», песня, в которой отражены искания человека: куда пойду, где дороженьку широкую найду... Это тоже про путь. Эти размышления, эти темы раскрываются в песенном народном творчестве, и эти песни в нашем репертуаре тоже присутствуют.

6.jpg

«Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием», - слова Иоганна Себастьяна Баха. Расскажите о своих «особенных отношениях» с великим композитором, утверждавшим, что «цель музыки — трогать сердца».

- Бах - величайший композитор, признанный, исполняемый, наверное, почти во всех уголках света. Это композитор, полностью отдавший себя служению господу, раскрывший в своем творчестве красоту божественного мира и понимание евангельского благовестия. Наш соотечественник Иосиф Бродский писал: «В каждом человеке Бог, в каждой музыке Бах», и это действительно так. В музыке Баха можно услышать и прошлое, и настоящее, и будущее. Эта музыка раскрывает неизъяснимые словами высоты, - и одновременно широту и глубину того, что может называться музыкой, то есть искусством, отражающим не только то, что есть в человеческой душе, но и тайны мироздания, поэтому Бах вечен. Через свою личность и особенную благодать, данную ему от Бога, он открыл всем нам необыкновенный путь богопознания через музыкальное искусство.

14 октября в Зарядье состоится ваш грандиозный концерт, посвященный значимой для каждого православного христианина дате - 600-летию обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского. Для многих россиян это любимый святой. С какими чувствами вы подходите к концерту, ведь это особая ответственность?

- В моей жизни многое связано с помощью Преподобного Сергия и даже выбор моего пути связан с именем этого великого русского святого, потому что в 1982 году я случайно, будучи еще некрещенным молодым человеком, попал на праздник Преподобного Сергия Радонежского в Лавру, тогда это был еще город Загорск, ныне Сергиев Посад. И это удивительное церковное торжество, пение хора под управлением приснопамятного Архимандрита Матфея, которое я впервые услышал, произвели на меня грандиозное и неизгладимое впечатление, и это событие во многом предопределило мой дальнейший жизненный и творческий путь в служении Церкви и Русской духовной музыке. И даже сейчас те воспоминания греют душу и позволяют продолжать свой путь, о котором мы говорили.

Весь этот год проходит под знаком 600-летия обретения мощей Преподобного Сергия, это событие связано еще и с тем, что мощи были обретены, когда началось строительство каменного Троицкого собора, который был впоследствии расписан Преподобным Андреем Рублевым, в нем появился удивительный образ Святой Троицы, который Преподобный иконописец создал как некий идеал единства многих в любви. Это таинственное общение ангелов, явившихся праотцу Аврааму, как будто продолжается и сейчас в виде таинственной беседы о судьбах мира. Это был символ грядущего объединения русских земель - раздробленные княжества Руси были объединены на основе православной веры и на основе главных заповедей Христа о любви к Богу и людям, и эта икона раскрывает символически и духовно путь, которым может идти не только наша страна, но и весь мир - как идеал, как некий призыв и удивительный знак милости божией, красоты, которую мы сегодня можем созерцать.

Это будет концерт нескольких хоров, цель которого поговорить о духовном со светской концертной площадки. Это наше сердечное приношение - светских людей - во славу Божию, для того чтобы наш современный мир по возможности был наполнен красотой и высшим смыслом.

7.jpg

Вы очень любите Достоевского и, в частности, братьев Карамазовых - почему именно это произведение?

- Я вспоминал в нашем разговоре про Троице-Сергиеву Лавру, и этот период моего взросления был во многом связан и с творчеством Достоевского: сначала было «Преступление и наказание», далее я погрузился в роман «Братья Карамазовы», это как раз предшествовало моему приходу в православие и в церковь. Этот роман оказал на меня большое воздействие, он необычайно правдив по отношению к жизни и тому, насколько по-разному люди ведут себя в тех или иных обстоятельствах. В то же время у Достоевского нет плакатно определенных положительных либо отрицательных героев - каждый герой раскрывается по ходу романа по-разному, и часто те, кто поначалу казались правильными и примерными, далее проявляют себя недостойно, а люди, которые обладали недостатками и осуждались обществом, проходя через жизненные испытания, очищаются и предстают положительными героями. «Дьявол с Богом борется, а поле этой битвы - сердца людей», - говорил Достоевский. Для меня он подлинный сердцевед, исследователь человеческой души, притом, делающий это без излишнего нравоучительства, а благодаря своему таланту литератора он приводит человеческую душу к просветлению и приближает ее к подлинным ценностям жизни и вере в Бога.

Какая книга у вас сейчас на журнальном столике?

- Чаще всего это партитуры. Но я очень люблю поэзию... Серебряный век, Пушкин - часто перечитываю и заново открываю их для себя. Но плана - сегодня я читаю одно, завтра другое - у меня нет.

Ценю творчество, наполненное смыслами. Искусство призвано быть сложным. Искусство всегда некое возвышение над обыденностью. Красота, конечно, поражает своей природой, но понимание красоты связано иногда с довольно сложной внутренней жизнью, сложными размышлениями, ассоциациями и поэтическими метафорами.

Музыка была и останется универсальным языком человечества?

- Музыка - невербальный язык, способ передачи знаний и эмоций, для которого не требуется алфавит, это сочетание звуков, которые разные народы нашей Земли чувствуют, как ни удивительно, очень сродственно, понимают и реагируют на них. Это большая тайна и это трудно объяснить, потому что мы разъединены границами, языками, но музыка способна транслировать состояние души, мыслей, чувств народа, который она представляет. Через музыку передается душа, это очень таинственный, вечный разговор о том, что важно для человека. И когда мы слышим то, что важно для других народов, одновременно понимая, что важно для нас, мы становимся ближе друг к другу.

5.jpg

Ваш концерт в Зарядье будет еще и очень зрелищным, мультимедийным, насколько это важно - делать подобные духовные проекты еще и высокотехнологичными?

- Мы открыты технологиям, моя позиция - все, что помогает восприятию современного зрителя, слушателя, - благо, потому что сознание наше сегодня мультимедийно, мы живем в ситуации эклектики и огромного потока информации. Иногда, чтобы привлечь внимание человека, необходимо воздействовать и на слух, и на зрение, и на память, - и чтобы донести ту или иную мысль, все средства могут быть союзными и благотворными. Поэтому использование современных технологий в разговоре о духовной музыке, о Евангелии и о тайне божественного откровения не просто возможно, а важно. Это не ноу-хау, потому что любой человек, когда заходит в храм, также сталкивается с воздействием на все органы чувств - зрение, слух, обоняние. Технологии во благо человеческой души. Технологии ядерной реакции могут служить как обогреву и свету наших домов, так и невозвратному разрушению нашей цивилизации. поэтому в любых современных технологиях важно искать их доброе применение. И, конечно, их применение для трансляции высоких образцов искусства во многом оправдывает существование этих технологий.

Мы заговорили про ядерные реакции, и еще год назад это было так далеко от нашей реальной жизни, а сейчас пугающе близко. Где та опорная точка, которая позволит сохранить нам мир и в себе, и мир в широком смысле слова?

- В Евангелии Христос говорит, что в конце времен будет оскудевать любовь, мы не знаем, когда наступит этот конец времен - он продолжается не одно столетие - и всегда есть надежда на исправление. Неоднократно человеческая история проходила тяжелые кризисные периоды, но на каком-то этапе они сменялись периодами мира. А мир может быть заполнен только этими заповедями Бога о любви. Любовь - это стремление понять другого как самого себя, человек должен стараться понять и своих ближних, и своих дальних, и другие народы, и другие культурные особенности, и осознавать, что все живущие на нашей планете - это любимые Божие творения. Нельзя соглашаться с нарушением Божьих заповедей, нельзя соглашаться со злом, но мы призваны не обличать, не осуждать людей, а видеть в них образ и подобие Бога и всегда стараться достучаться до их сердец. Иногда это очень трудно, но нам никто не обещал легкой жизни, и способность любить и прощать - это то, что возвышает человека и наполняет мир надеждой, перспективой. Пока в мире живут любящие открытые сердца, у мира всегда есть шанс.

Любовь спасет мир?

- Любовь и красота, как говорил Достоевский. И красота, и любовь - это божественные свойства, данные нам для того, чтобы наша жизнь проходила как можно радостнее и светлее, а наш путь заключается в том, чтобы открытое для нас добро стараться нести людям.

Еще одна ваша программа «Подвиг ратный - подвиг духовный» в наши дни имеет особенный посыл. Согласитесь ли вы с Берлиозом, что «музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств»?

- За много сотен лет до рождения Христа в Псалмах Царя Давида было написано: «Иные на колесницах, другие на всадниках, а мы призовем имя Господа нашего». Смысл этого высказывания в том, что не могущество войска, а могущество молитвы способно одержать решающую победу, потому что подвиг ратный - это, безусловно, подвиг духа человека, его веры. Через веру происходит обретение силы, и через эту силу, данную свыше, достается победа на поле брани. Эта сила передается через молитвы, через многовековые предания, которые опираются на историю Церкви и нашего Отечества. Создавая программу этого концерта, мы хотели вспомнить высокие примеры военной музыки, духовных песнопений, которые во все века укрепляли народ и настраивали душу на правильную тональность. Мы не хотим мстить, превозноситься над другими народами и странами - мы хотим сохранить православную культуру и нашу веру. В концертах цикла «Подвиг ратный - подвиг духовный» будут представлены произведения наших выдающихся композиторов и прошлых веков, и современности, которые раскрывают эту силу обращения к богу и получения помощи свыше. Одно из этих произведений - увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского, где наряду с музыкой оркестра звучат православные молитвы: «Спаси, Боже, люди твоя и благослови достояние твое». Также прозвучит произведение Павла Григорьевича Чеснокова «Во дни брани», написанное в годы Первой мировой войны, и произведения, созданные во время Великой Отечественной войны, например, «Синенький скромный платочек» и многие другие песни, которые поддерживали дух народа и армии во время великих испытаний. Завершатся концерты произведением Александры Николаевны Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам, тем славным командирам и бойцам...» и, конечно же, прозвучит финал оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» - «Славься ты, Русь моя, славься, великая наша земля!» Наша задача - и вспомнить все, и идти вперед, - опираясь на подвиг наших предшественников, сохраняя в сердцах красоту, силу и непобедимую мощь народа, который стоит за свою веру, свою землю и любовь к ближнему.

фото: из личного архива А. Пузакова

Похожие публикации

  • Принудительное обаяние Олега Янковского
    Принудительное обаяние Олега Янковского
    Режиссер Сергей Соловьёв на протяжении долгих лет очень близко общался с Олегом Янковским и Александром Абдуловым. Но стоит заикнуться «Дружили?..» - как у него каменеет лицо: «Такого ничего не было. Но… было ужасно надежное ощущение того, что Олег – свой. Это даже дороже, чем друг. Понятие друг хранит этакий пафосный задор: как, обидели моего друга?! Это невозможно представить в наших отношениях. Просто были свои»
  • Андрей Тарковский, наследник по прямой
    Андрей Тарковский, наследник по прямой
    ...Как-то даже странно осознавать, что Тарковский уже стал достоянием большой Истории. Ибо многие из тех, кто имел счастье работать с ним, до сих пор здравствуют, и эта нить времен - между живыми и почившими, между классиками и современниками, - на примере Тарковского ощущается как-то особенно явственно
  • Андрей Миронов: трагический комик
    Андрей Миронов: трагический комик
    Андрей Миронов умер совсем молодым, в 46: символично, что пришел он в этот мир прямо, можно сказать, на сцене (Марию Миронову увезли в роддом со спектакля) и ушел - тоже, во время гастролей в Риге. Как Мольер