Радио "Стори FM"
Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 4)

Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 4)

Последняя, четвертая часть повести Леонида Бахнова о годах своего детства, которые пришлись на шестидесятые, время надежд, несмотря ни на что.

 

Праздник, который всегда с другим

В детстве я очень ждал праздников.

И всякий раз был обманут.

Где-то, может быть, за неделю до предстоящего события, я говорил сам себе:

– Скоро Первое мая.

Скажу – и прислушаюсь. Звучало не слишком-то убедительно. Кругом – простая жизнь: родители, двор, школа, два плюс пять равняется семь, когда же ты наконец уляжешься, уже без двадцати десять! – ну и какое тут Первое мая?

– Нет, – возражал я себе. – Первое мая!

– Фига с два! – отвечало внутри. – А вот и не будет тебе никакого Первого мая!

– А вот и будет!

– А вот и не будет! Сам увидишь!

– Это ты сам увидишь!

Такие внутри меня ни с того ни с сего разгорались странные споры. Как правило, начинались они достаточно мирно, однако, как это бывает у детей, за отсутствием встречных аргументов довольно быстро превращались в бессмысленное пиханье, плеванье, обзыванье и заканчивались едва ли не рукопашной.

В конце концов, обессиленный, я засыпал.

Назавтра все крутилось по новой. А вот и будет Первое мая! А вот и не будет! Сам ты дурак!

Пик этой, теперь уже почти необъяснимой, самозаводки приходился на тридцатое апреля. Ночь я обычно спал плохо, все боясь пропустить тот момент, когда начнется, и я наконец-то с полным на то основанием смогу показать язык этому гаду.

А вдруг – не начнется?!..

Утром долго не отворяю глаз. Вслушиваюсь. Боюсь.

Тишина.

Неужели тот, другой – победил?

Но вот – бум-м-м! бум-м-м! – барабан. И звонко так, весело – золотые тарелки, за которыми, оказывается, все это время пряталось то, что я принял за тишину – звук настоящей, праздничной толпы. Он обнаруживается совершенно внезапно и тут же, как по мановению палочки, начинает делиться на составляющие: глухой, далекий, но все же какой-то приподнятый ропот – конечно, ведь это же голоса! – и уже женские различаются; и как будто во всю длину что-то шершавое тянут – это они идут, идут, и их много; и ухает, ухает, рассыпается золотом – это оркестр; и резкий такой, хоть и отдаленный, но от этой отдаленности еще более воодушевляющий, чуть уставший голос сквозь музыку всех призывает и они откликаются: ра-а-а-а!.

И я – я тоже, и я – откликаюсь: Ра-а-а-а!, и открываю глаза, а сквозь шторы солнце – СОЛНЦЕ! – Ра-а-а-а – и бегу в уборную, умываюсь, чищу зубы, тороплю маму с завтраком, потому что я действительно, по правде, спешу, спешу на праздник - “Ра-а-а-а!” - ведь пока я здесь и вы меня заставляете, он же проходит! – хотя, если уж быть совсем честным, все эти отсрочки мне тоже нужны, потому что ведь я же не просто там завтракаю и чищу зубы, я же готовлюсь и этим глушу того, другого, который едва не победил. Пока что он замолк. Но замолк, как я бы сейчас сказал, скептически.

2.jpg
Леня Бахнов. 1958 год.
И вот я на улице. Ра-а-а-а! Идут! Прямо по Полянке, посередине, где обычно троллейбусы и машины.

Идут – невозможно нарядные, радостные, неизвестно откуда начинающиеся. И красное над ними взмывает, нет, реет, – откуда-то на меня уже накатило это слово, и я успел его полюбить; «Взрейтесь кострами, синие ночи», – именно так во мне пелось, мужественно и непокорно, – и портреты большие над ними качаются, я уже знаю, чьи: Маркс, Энгельс, Сталин, Ленин.

Тут же и гармошка наяривает, и грудные женские голоса: И-и-эх, эх, эх!, и кто-то по бокам, а может, на тротуаре уже и отплясывает, размахивая цветными, – и несется: У-р-ра-а! Да здравствует! Слава! ...

А я стою у нашего вечнозеленого облупленного забора – с друзьями, наверно, – и тоже что-то такое кричу, громко, изо всех сил, но чем громче кричу, тем сильнее ощущаю себя вруном. Потому что у всех у них ликуется и празднуется внутри, а у меня – уж я-то знаю! – только снаружи. И как ни стараюсь – очень честно стараюсь – никак не могу родить в себе общее безоглядное ликование.

– Праздник! – в ужасе кричу я себе. – Праздник! Ур-р-ра-а! – и, замерев, жду: может, хоть теперь, а?

Тщетно.

Тот, внутри меня, молча и от этого уж совсем обидно, смеется. Поняв, что глядеть и орать уже без толку, я наконец-то решаю переменить тактику: просто ждать – день-то только начинается.

Играю с ребятами, пытливо отыскивая праздник в их лицах и стараясь им заразиться. Но лица какие-то уж слишком обычные, к тому же кто-нибудь непременно поднимет рев, размазывая по лицу слезы и сопли – какой уж тут праздник!

Иду гулять с папой-мамой по той же замусоренной после демонстрации Полянке, а они разговаривают о чем угодно, только не о празднике. Выклянчиваю законное с этого дня мороженое (с начала зимы и до Первого мая - гланды и еще какие-то совсем уже гадские аденоиды – мороженое мне запрещалось) и на какой-то миг почти поддаюсь обману. Но не успел я его доесть, как уже понимаю, что меня опять надувают или, хуже того, пытаются подкупить – хоть бросай его прямо на асфальт, это чертово мороженое! Но совершить такую глупость я, понятно, не в силах.

И вот уже вечер, может быть, гости, и все уже наелись-напились, насмеялись, наговорились о неинтересном, напелись (“У донны Лауры, испанки беспечной, был дом двухэтажный, с балконом, конечно, и вот под балкон, хоть его и не звали, явился с гитарою дон Паскуале...”), и мама умоляет: «Тише!», поскольку меня уводят спать за штору.

А праздник где? Где настоящий праздник?  

Конечно, я мог бы предъявить тому, другому дополна свидетельств, что праздник все-таки был, ведь все видели, – только он совсем не желает слушать, а если говорить честно – попросту обо мне забывает.

 

Феллини и бандюган

Да, это была труба! С большой, вернее сказать, с высокой буквы.

1.jpg
Леня во дворе своего дома

Потому что она была высокая. Такая высокая, что видна была отовсюду, даже из окна школы. Выше нашего семиэтажного дома, самого, между прочим, высоченного в округе. От времени ее красный кирпич, понятно, заматерел и сделался грязно-бордовым, но о тех, первозданных временах я не задумывался. Тем более, в те поры меня еще не было.

Трубой заканчивался наш двор. Справа шел зеленый забор, за ним Большая Полянка, а позади трубы и дома располагались гаражи, с которых мы зимой прыгали в сугробы и за которыми учились курить.

Как-то Санчистка, хорошенько раскурив, сунул мне бычок «беломорины»: давай! Я не знал, как это делается, и вместо того, чтобы затянуться, принялся выдыхать из себя в папиросу. Ну, как надувают шары. Ребята стали смеяться, а я вдохнул в себя дым и закашлялся. Тогда Санчистка отнял бычок и дал кому-то другому.

Но я о трубе. Для нас, мальчишек, было вопросом, как на нее забраться: скобы-то начинались где-то на уровне третьего этажа.

Загадка.

И еще из нее никогда не шел дым.

А как-то гляжу: народ. Все у трубы – и наверх смотрят. Ну, и я бегом присоединяться.

Пару десятилетий спустя очень похожее я видел у Феллини в знаменитом фильме «Амаркорд». Только там было дерево, а здесь – труба.

На трубе, на самой верхотуре, ноги вниз, сидел мужик в кепке. На крыше, перед железной загородкой, руки по швам, стоял милиционер (не помню, называли ли мы их ментами, мусорами или как-то еще). Внизу, перед толпой, тоже было пару мильтонов (вот, вспомнил!) и милицейский «козлик».

– Слезай давай! – кричали мильтоны снизу.

А мужик разводил руками. Дескать, сами видите, как же мне слезть, убиться можно. А потом стал манить широкими жестами – давайте, мол, вы сюда! И что-то, видать, обидное говорил мильтону на крыше, отчего тот еще сильнее вытягивал руки по швам.

Внизу публика разделилась.

Одни – большинство – болели за мужика. Другие советовали милиции: кто вызвать пожарную машину с лестницей, кто затащить на крышу доску и таким образом добраться до мужика. Но этот вариант вызывал сомнения: ага, так он и будет сидеть сложа руки, перевернет доску вместе с представителем власти к чертовой матери.

Уже было известно, что охота идет за матерым бандитом, но что именно он совершил, никто не знал.

Тем временем бандит поднялся во весь рост и повел себя так, словно ему с рождения был известен будущий фильм Феллини. А именно: расстегнул штаны и пустил струю в сторону дома. Прямо как чокнутый дядюшка из «Амаркорда».

Тот, на крыше, не шелохнулся, а люди внизу стали инстинктивно отодвигаться. Кто-то зааплодировал, засвистел, заорал во все горло. Смеялись все, только мильтоны уговаривали народ расходиться и не мешать их работе.

Мужик между тем закончил свое дело и снова сел на край трубы, победительно скрестив руки.

Чем это могло кончиться? Приехала пожарная машина с лестницей, благо пожарная часть находилась прямо через дорогу.

Мужик, сделав для порядка вид, что вот-вот бросится головой вниз, стал спускаться по скобам.

Милиция бережно приняла его в свои руки. Уложила на асфальт и стала надевать наручники.

Кепка укатилась. У мужика во рту блеснула фикса. Он был небритый и рыжий.

– У, зверь! – сказал Санчистка.

Когда мильтоны стали поворачивать изловленного преступника, чтобы ловчее приспособить наручники, он вдруг на мгновение вывернулся, скинул с запястья часы и с победительным отчаянием: На, сука!!! – бросил их в лицо милиционеру.

Это был жест! Много раз мы потом разыгрывали друг перед другом эту финальную сцену в лицах.

Только часов ни у кого из нас не было.

Давно исчезла та труба. Семиэтажный дом заслонили панельные двенадцатиэтажки. А часы нынче есть даже у первоклашек. Хотя зачем им часы? Время можно посмотреть и на мобильнике.


Полянка. Финальные аккорды

Мама тоже не чуралась благотворительности.

8.jpg
С мамой. 1951 год.
Как-то утром нам в дверь позвонили: большая тетка в скользкой кацавейке и юбке грязного цвета с долгоносым мальчишкой примерно моих лет. Память рисует мне узкое, драное, почему-то застегнутое на все пуговицы пальто и изветшалого вида шарф на нем. Хотя, может, пальто как раз не было, но что точно было — это коричневая вельветовая курточка на молнии, затянутой до самого горла.

Помню, как они топчутся в коридоре, тетка трет глаза и странным голосом говорит незнакомые мне слова, а мама зовет их в комнату позавтракать вместе с нами.

— Кто это?

— Это бедные люди, — тихо объясняет мне мама. — Они остались одни в чужом городе, и у них нет денег на еду.

Тогда не было замков ни на подъездах, ни на воротах, да и ворот как таковых не было, по двору шлялся кто угодно. Заходите в подъезд, звоните в дверь прямо на первом этаже – и вся недолга.

Так, наверное, бедные люди появились у нас.

Мы тоже еще не завтракали, поэтому усаживаемся за стол все вместе. Пытаюсь вызвать в себе жалость к бедным людям – как-то не получается. Особенно не выходит жалеть мальчика в этой его вельветовой курточке, сильно потрепанной, и с рукавами, которые ему явно коротки. Может, оттого, что у меня есть точно такая, только совсем новенькая, мне ее недавно купили, но она оказалась велика (расстройство) и потому прячется в недрах шкафа, ожидая, пока я до нее дорасту.

— Маслице, — непонятно для меня умиляется тетка. — Какие люди добрые! Ешь, Гошенька (вот и имя, кажется, вспомнил!), ешь, угощайся.

Гоша уплетает толсто намазанный бутерброд. Меня тошнит (это все детский сад: тарелка со стылой плюхой манной каши и твердым, не тающим кубиком масла: «Не выйдешь из-за стола, пока не съешь, слышал?! И масло, масло не оставлять!». При этом хлеба то ли не полагалось, то ли его уже растащили – с тех пор у меня с маслом сложные отношения, но я ни за что не должен этого показать.

Не прерывая умильного бубнежа, тетка тоже уминает хлеб с маслом (на столе наверняка было что-то еще), и Гоша уминает, и их лица, руки, глаза – всё становится масляным, у Гоши на кончике носа плавится кусочек масла, под сурдинку и мне пытается мама впарить хлеб с маслом, но это уж слишком, это уж чересчур, я тайком подпихиваю бутерброд под край тарелки.

Потом они опять топчутся в коридоре, мама держит в руках кошелек и дает им деньги, тетка вроде не хочет их брать, и все-таки они как-то моментально улетают из маминых рук.

Потом мама и баба Аня что-то долго и внимательно ищут. Спорят, ругаются, но не находят. Кажется, бедные люди что-то нужное стибрили.     

Масло с той поры я невзлюбил еще сильнее. И вельветовая курточка, в которой мне так не терпелось выйти на двор, как-то разом утратила мое расположение. Наверное, я в ней сам себе виделся этим Гошей с маслом на носу. Поэтому и надевал ее со скандалом. Когда переезжали, запрятал так, чтоб не отыскали.

… Если уж вспоминать про Полянку, то как не вспомнить забор! Зеленый, деревянный, одной стороной на саму Полянку, другой в Хвостов переулок. Зимой под ним скапливались сугробы. К весне они становились сначала черными, потом стаивали. И под ними вдруг обнаруживалось много всяких вещичек. Гайки, болты, проволока и прочая поржавевшая дребедень. Как-то я там подшипник нашел и гаечный ключ.

Вот с этого началось. Не знаю, с чего, но почему-то я вбил себе в голову, что если о чем-то сильно мечтаешь, прямо-таки наяву видишь, как эта твоя мечта сбывается – то она сбудется. Во что бы то ни стало. У кого-то, может, и не сбудется, а у меня обязательно! Настолько без вариантов, что смешно даже ждать чего-то другого.

И вот, став обладателем этих вещичек, я уверовал, что раз так, меня там ждет-не дождется сокровище почище. Часы! Весной, когда сугробы стают. Вот вы все не знаете, а я хожу под забором, и тут бац! – настоящие часики.

Мечта любого мальчишки тех лет. Мысли о том, что механизм может проржаветь, часы не завестись, оказаться сломанными, – такой пошлой мысли мне даже в голову не приходило.

Часики! Да вот же они – надо только искать внимательнее.

Год прошел, другой. Я тщательно обследовал окрестности забора, но часиков не находил. Хотя, ну, режьте меня, точно знал, что где-то они вот так прямо лежат и разве что не кричат: «Лёня, Лёня!».

И так я в это уверовал, с такой необыкновенной силой, что как-то сказал Витьке из третьего класса, что у меня, между прочим, есть часы. Откуда? Отец подарил.

Сказал и забыл. Только вдруг ко мне Пендель подходит. Так мы его звали, он рядом с Санчисткой в подвале жил, взрослый уже, классе в седьмом, чуть что – сразу пендель. Отсюда и кличка. Подходит и говорит:

– У тебя часы есть, да?

И внимательно на меня смотрит.

Лучше б, конечно, я пенделя получил. Признался бы, что приврал. Но я не признался.

– Хорошо, - говорит, – Давай махнемся.

И перочинный ножик мне показывает.

А дело к весне шло. Я про забор думаю. И даже вижу, где те часы лежат. Вон там, в дальнем углу, рядом с кустами волчьей ягоды.

Ну, я и согласился. Только попросил к ножичку что-то еще прибавить, уже не помню, что. Для весомости. Не совсем уж я дурак, чтоб настоящие часы на перочинный ножик менять.

Пендель кивнул.

– Завтра принесешь, – говорит.

И пошло-поехало. Я от Пенделя прячусь, а он тут как тут. Фантазии моей пришлось работать аж на износ. То, говорю, у папы часы сломались, он пока мои взял. То, говорю, те он уже починил, а тут эти сломались. То, говорю, к нам воры пытались забраться, так папа все самое ценное куда-то попрятал, а я не знаю, куда. Изворачивался как мог. И даже постепенно привык то проявлять чудеса фантазии, то от Пенделя прятаться. А прячась, одновременно сочинять следующие чудеса.

«Пир во время чумы» я, конечно, еще не читал. Но про упоение в бою у самой бездны на краю ведал и без Пушкина.

Весна пришла, я уже все подзаборье излазил. А часы не хотели находиться. Прятались.

А Пендель все набухал.

– Ну, – говорит, – завтра – последний день. Всё!

Серьезно так говорит. Не шутит. Страшно подумать, что меня ждет.

Тут мы и переехали.

Похожие публикации

  • Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 3)
    Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 3)
    Мы продолжаем публиковать прозу Леонида Бахнова – повесть «Дворы моего детства», это уже третья часть (надо же, автор не сбавляет темпа, вызывая, судя о откликам, постоянный интерес читателей)
  • Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 2)
    Леонид Бахнов: Дворы моего детства (Часть 2)
    Мы продолжаем публикацию воспоминаний Леонида Бахнова, чей стиль ни с кем не спутаешь: его повесть о детстве будто пронизана духом времени – середины пятидесятых, с их нищетой и неустроенностью, и в то же время особым запахом детства, когда еще открываешь мир, не подозревая, что он далеко не идеален
  • Леонид Бахнов: Дворы моего детства
    Леонид Бахнов: Дворы моего детства
    Леонид Бахнов, писатель и редактор, долгие годы проработавший в «Дружбе народов», чью публикацию о его отце, Владлене Бахнове, авторе скетчей и изумительном прозаике, вы могли читать в нашем журнале, замечательно пишет не только мемории, но и прозу. Предлагаем вашему вниманию повесть Леонида о его детстве
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg