Автор: Максим Андриянов
XII Московская Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021» в разгаре, и Мультимедиа Арт Музей под руководством Ольги Свибловой представляет сразу пять очень разных выставок. По сути, они полностью отражают личный стиль Ольги Львовны, в котором легко соседствуют сорочка от ZARA, юбка Uniqlo, дизайнерские бусы, сумочка и обувь статусных марок, а также неизменные узкие очки, через которые так удобно изучать окружающий мир.
Музейные экспозиции в здании на Остоженке строятся по аналогичному принципу. Один этаж занимает подарок от семьи олигархов Карисаловых — коллекция советского кинопроката 1950-1980-х годов. Другой — классик Франк Орват со своим «Бестиарием», по соседству — снимки индустриальной Италии и кошки города Гродно. А в качестве новой оптики — познающие мир Анатол Слоун и Сергей Мосесов со своими фотографиями из Итона
Отношение к искусству как к супермаркету, где могут соседствовать товары самого разного назначения и ценовых категорий, позволяет Свибловой уже 25 лет вести свой корабль под аббревиатурой МАММ, не сбиваясь с пути.
Леонид Богданов. Рекламный плакат к фильму «Кин-дза-дза!». 1987
Франк Орват. Саки с детенышем. 1994. © Франк Орват/Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Серия работ Франка Орвата — тоже дар. Наследники ушедшего от нас осенью прошлого года 92-летнего мэтра фотографии не забыли, что в 2019 году первая его московская выставка «Дом пятнадцати ключей» была так хорошо принята публикой и прессой, что Орват пообещал Свибловой повторить успех. «Многие знают работы Орвата в области моды, когда он снимал моделей на улицах, но мало кто видел его «Бестиарий», для которого Франк вмонтировал животных из зоопарка в снимки дикой природы. И все это еще в 1990-х, на заре использования цифровых технологий ретуши. Я рад, что именно эта серия останется в собрании московского Мультимедиа Арт Музея, ведь это не только зрелищные произведения для публики, но и прекрасный учебный материал для начинающих фотографов», — говорит посол Франции в России Пьер Леви, открывавший экспозицию.
С индустриальной Италией — другая история. Выставка в МАММ — результат сотрудничества Центрального института каталогизации и документации (ICCD) с Итальянскими институтами культуры в Москве и Санкт-Петербурге. Ее цель — впервые представить вниманию зрителей потрясающую коллекцию индустриальной фотографии Джироламо Бомбелли, много лет занимавшегося съемками произведений искусства для художественных галерей, аукционных домов и издателей. К истории промышленного расцвета Италии 1920—1960 годов Бомбелли подошел с такой же скрупулёзностью, как и к основной работе — производственные мощности легендарных Martini&Rossi, Pirelli, Bassetti и многих других брендов стали благодаря его фотографическому гению историческими ценностями.
Джироламо Бомбелли. Предприятие Pirelli. Район Бикокка, Милан, 1920—1930 © Collezioni ICCD, Roma
Совсем другой эмоциональный полюс фотоискусства представляет собой выставка Натальи Богданович и Сергея Пушкина «Кошки города Гродно». Здесь ваш мимиметр будет зашкаливать — авторы два года снимали кошек в самых разных локациях и обстоятельствах. Иногда в объектив фотографов попадали настоящие шедевры деревянной архитектуры, неумолимо уходящие в прошлое под натиском современного градостроительства. На снимках почти нет людей, только город и кошки.
Наталья Богданович, Сергей Пушкин. Без названия. Из серии «Кошки города Гродно». Гродно, Беларусь. 2006—2007
Сергей Мосесов. Директор школы, проректор и другие члены администрации на игре в Итонский пристенок. 2010
Фото: пресс-служба Мультимедиа Арт Музея, Москва
На главном фото: Анатол Слоун. Мальчики идут на занятия. 2010. Цифровая печать. Предоставлено автором