Радио "Стори FM"
Ольга Рязанова: Дома, которые мы потеряли

Ольга Рязанова: Дома, которые мы потеряли

Ольга Рязанова, дочь великого режиссера, в юности повидала много выдающихся людей, друзей ее отца. Во времена СССР эти люди встречались не только на знаменитых московских кухнях, но и в так называемых Домах творчества. Ольга рассказывает о двух из них.


Болшево

«Болшево» - Дом творчества, любимый всеми кинематографистами, существовал в местечке Болшево под Москвой с тридцатых годов. Многие кинодраматурги писали там сценарии, режиссеры работали над режиссерскими разработками: ведь тогда своих кабинетов у большинства из них не было. Здесь бывал весь цвет советского кино - отдыхали, работали, общались, встречали Новый год, играли на бильярде…

Немало сценариев выдающихся фильмов было создано именно в «Болшево»… В школьные и студенческие каникулы дом заполнялся киношными детьми, которые развлекались на всю катушку. В эти периоды кинематографистов оттуда как ветром сдувало, оставались самые выносливые.

Папа часто уезжал туда работать, а я провела там немало зимних каникул. Слушала вживую песни Галича и Шпаликова - оба нередко были подшофе. По вечерам показывали кино.

Как-то после просмотра какого-то советского фильма поднимаюсь из зала в холл, в котором папа играл в преферанс.

- Как фильм? - спрашивает папа.

- Полная дрянь, - отвечаю.

- Оля, - говорит он полушутя-полусерьезно, поглядывая на своих партнеров по игре, - тебе надо быть осторожнее. А вдруг сценарий этого фильма написал Анатолий Борисович Гребнев или его поставил Сергей Иосифович Юткевич или Яков Александрович Сегель?

На этот раз, слава богу, обошлось. Все засмеялись.

- Вот, преподал ребенку урок лицемерия, - сказал папа.

В девяностые Дом, построенный в стиле сталинский ампир, пришел в полный упадок, а в конце прошлого года был снесен…

Почему Союз кинематографистов не смог его сохранить, я не в курсе. Какая-то возня по поводу Болшево регулярно возникала, но все закончилось тем, чем закончилось – бесценный объект и свидетель истории советского кино был разрушен, а место расчищено для застройки новыми жилыми объектами.


Пицунда

Еще одна невосполнимая потеря – Дом творчества кинематографистов в Пицунде, который был разрушен во время грузино-абхазского конфликта. Когда-то это был рай земной, объект вожделения всех киношников и их детей. Впервые мы с родителями попали в Пицунду, когда дом творчества еще не был построен, но уже был большой курорт на самом мысе.

Мы долетели до Адлера, потом на вертолете – до поселка Пицунда, а оттуда до самого курорта было три километра. Высадились на вертодроме, вышли на дорогу с чемоданами - родители голосуют, никто не останавливается. Папу тогда по ящику не показывали, никто его в лицо не знал.

Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов 

Вдруг тормозит черная "Волга", и водитель любезно предлагает нас подвезти. Папа приготовил в кармане деньги. При въезде на территорию охранники отдали нашему шоферу честь и сразу же открыли ворота. Слово за слово, познакомились, и выяснилось, что это доселе не известный нам скульптор Зураб Церетели, который занимался оформлением курорта, очень эффектным и необычным по тем временам. Он довез нас до нашего отеля, а вечером нам в номер доставили цветы, вино и фрукты - роскошный грузинский жест. Мы потом очень удивлялись, что такой известный в Грузии человек просто остановился, чтобы подвезти какое-то семейство, которое стоит, как беспризорники, на обочине дороги.

А через пару лет в Пицунде построили Дом творчества, который принадлежал Союзу кинематографистов СССР и Союзу Грузии. Мы жили дружной семьей советских народов, русские и грузинские кинематографисты были не разлей вода.

Правда, грузины и абхазы и тогда недолюбливали друг друга. Помню историю, как литовский режиссер Жалакявичус, внешне похожий на грузина, пошел на рынок, протянул десятку, а продавец, взяв деньги, смухлевал и говорит: «А деньги где? Ты эти свои фокусы у себя в Тбилиси показывай». Так и ушел Жалакявичус без фруктов и без десятки…


Пельмени от Герасимова

В Доме творчества кипела сладкая жизнь, концентрация знаменитостей зашкаливала. Постоянными обитателями каждый год были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Они сразу становились душой общества и центром притяжения, устраивали всякие праздники, посиделки.

Помню, однажды Сергей Аполлинариевич затеял изготовление пельменей. Купил три сорта мяса, остальные ингредиенты, и осуществлял руководство большим коллективом помощников. И всё - с шутками-прибаутками. Это, кстати, был единственный раз в моей жизни, когда я лепила пельмени. В другой раз собрали грибов в самшитовой роще или наловили мидий с последующим пиршеством.


Денди Таривердиев

..Именно в Пицунде мы познакомились с Микаэлом Таривердиевым. Выглядел он как-то совсем не по-советски - пижон, супермен и плейбой. Однажды мы с родителями сидели у него в номере, и он показал нам диво-дивное - микрокалькулятор. Мы обалдели: надо же, каких высот достиг человеческий разум у них там, на Западе. Хотя папа и часто ездил по заграницам, но калькулятор увидел впервые.

Микаэл Таривердиев

Но самое главное - Микаэл увлекался каким-то невиданным, не нашим видом спорта - водными лыжами. Катался он как бог! Ну катался бы себе и катался, но ведь он искренне стремился приобщить к этому занятию всех окружающих, хотя тем самым создавал себе дополнительную проблему в виде очереди. Единственным, с кем не смог совладать его педагогический гений, был мой папа. Я же сразу всё схватила и стала просто оголтелым фанатом этого дела на долгие годы, всегда с благодарностью вспоминая своего учителя.

И тогда я поняла, почему Микаэл так стремился научить всех кататься – он хотел, чтобы люди, к которым он относился с симпатией, смогли испытать этот срывающий башку восторг, кайф, драйв и улёт…


на фото: О.Э. Рязанова, С.А. Герасимов, Т.Ф. Макарова, фотографии из личного архива О.Э. Рязановой; tariverdiev.ru

Похожие публикации

  • Ольга Рязанова: Евтушенко, Высоцкий и …Сирано де Бержерак
    Ольга Рязанова: Евтушенко, Высоцкий и …Сирано де Бержерак
    Ольга, дочь Эльдара Рязанова, рассказывает интереснейшие истории из жизни своего отца: понятно, что эти рассказы связаны не только с его личными переживаниями, но и с историей советского кино. Мы публикуем рассказ Ольги Эльдаровны о том, почему фильм ее отца о Сирано де Бержераке так и не состоялся.
  • Ольга Рязанова: Мой неизвестный дед
    Ольга Рязанова: Мой неизвестный дед
    Мы публикуем свидетельство Ольги Рязановой, дочери великого режиссера, о ее родном деде. Еще одной жертве сталинского беспредела. Ольга пишет, как она узнала о деде то, чего о нем не знал даже ее отец, режиссер Эльдар Рязанов
  • Ольга Рязанова: «Папа все время писал маме с Камчатки»
    Ольга Рязанова: «Папа все время писал маме с Камчатки»
    Мы продолжаем публикацию писем Эльдара Рязанова, которые нам любезно предоставила его дочь Ольга. Это второе письмо, которое молодой Рязанов, еще не знаменитый, пишет жене с Камчатки, из длительной командировки
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg