10 октября – день памяти Эдит Пиаф, французского «воробышка» (так переводится ее фамилия-псевдоним), величайшей певицы с трагической судьбой, рано умершей и похоронившей почти всех своих близких – мужей, любовников, друзей. Бог как будто решил даровать ей гениальность взамен личного счастья, покоя, здоровья, семьи – то есть всего того, что составляет жизнь обычного человека. А ведь Пиаф не была эгоистичной, не упивалась своим величием, а хотела именно гармонии, простого счастья. Будучи романтиком, безоглядно влюблялась в молодых и красивых, причем любовь была взаимной, однако оба ее избранника погибли совсем молодыми.
Сама она дважды, к тому же подряд, побывала в чудовищных автокатастрофах и, чтобы не испытывать страданий, принимала морфий, и в конце концов это ее и сгубило. На ее раннем уходе сказалось всё – и несчастливое детство, когда бабушка совала ей бутылочку с вином, а мать бросила, и жуткая нищета, и голод, и вынужденная работа с 11 лет: будучи ребенком, она пела на улице, чтобы собрать хоть какие-то средства.
Ее дар, однако, был столь велик, что не заметить его было невозможно: постепенно к ней приходит бешеная популярность, тотальный успех, о ней говорят во всем мире, ею восхищаются короли и президенты. Но не только – «простая» публика тоже носит ее на руках. Еще бы: ее устами будто поет сама Франция, ее голос выражает боль и в то же время преодоление, в нем слышатся фольклорные народные мотивы, смешанные с городским романсом, шансоном.
Эдит Пиаф при этом – не только душа Франции, ее голос и дух, она, благодаря своему гению, одолевает границы, проникая в каждого, откуда бы ты ни был.
Известно, что во время войны она спасала людей, выступая в лагерях для военнопленных в Германии и фотографируясь с узниками якобы «на память»: по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря.
Пиаф – символ Франции, ее гордость и, как сейчас говорят, «бренд», одна из тех, кто стал поистине народным достоянием (хотя по-русски это звучит газетным общим местом). Как и искусство Чаплина, ее пение брало, как говорится, за душу любого - рабочего и аристократа, неграмотного и интеллектуала, сноба и демократа. То есть она не только расширила границы своей страны, но и социальные предубеждения - тоже. Всеохватный гений, иначе не скажешь.
фото: Эдит Пиаф с мужем Тео Сарапо в Роттердаме 13 декабря 1962 года, Topfoto/FOTODOM