Радио "Стори FM"
Этери Бериашвили: «Мне кажется, я заслужила свой успех»

Этери Бериашвили: «Мне кажется, я заслужила свой успех»

Беседовала Юлия Васильева

Word испещрил текст нашего интервью красными и зелеными подчеркиваниями, предлагая мне очистить его от чересчур экспрессивно окрашенной, на его взгляд, лексики и оборотов, не свойственных, видите ли, публицистическому стилю. Но разве это возможно, когда перед тобой такой страстный и горячий собеседник с бьющими через край эмоциями, как Этери Бериашвили.

Этери Бериашвили. Выдающаяся джазовая вокалистка, актриса, композитор, педагог кафедры эстрадно-джазового пения в Московском Государственном Институте культуры. Участница музыкального телепроекта «Голос» на Первом канале, эксперт в телевизионном шоу «Ну-ка все вместе» на телеканале «Россия 1».

Когда мы впервые беседовали по телефону, вы сказали: «Не будем откладывать разговор в долгий ящик!» Любите все делать быстро, не откладывая жизнь «на потом»?

- Я, действительно, люблю все делать сразу, не откладывая в долгий ящик, например, долго не размышляю, купить мне то или иное платье, - если подходит - сразу беру! Если мне понравилась песня, если мне ее предлагает автор, - я тоже долго не раздумываю. Часто действую в порыве страсти, желания, и даже если потом я чуть-чуть пожалею о «содеянном», и платье окажется не таким идеальным, каким я его себе представляла, в любом случае - я этот шаг совершила. Каждый раз, когда я что-то упускала, это оборачивалось огромным сожалением, и я не могла себе простить, что я не сделала этот шаг.

Этери, как вам удается так «по-французски» петь «Malade», так «по-итальянски» «Vivo per lei», так «по-русски» - романс «Вы мне теперь неинтересны», так «по-испански» «Mi tierra»?! Вы космополит, грузинка, россиянка?

DSC05579.jpg

- Каждый раз, когда я берусь за песню на том или ином языке, мне важно услышать музыку этого языка. Мне даже не важно знать смысл текста, для меня обо всем говорит музыка, она делает понятной каждую эмоцию, каждое слово. Разумеется, я на этот текстовый скелет нанизываю свой эмоциональный фон, свои переживания, ассоциации, - и у меня с этой мелодией непременно будет связано что-то свое. И, зная и японцев, и итальянцев, и французов, я примерно понимаю характер людей этих национальностей, - и мне становится понятно, почему песня на том или ином языке так поется, и что нужно учесть при произнесении, скажем, французских или итальянских слов. Когда я пою песню на итальянском языке, во мне включается итальянка, когда на японском - во мне включается японка...

Почему грузинская душа поет по-особенному?

- Не могу ответить на этот вопрос, наверное, с моей стороны это будет нескромно и об этом должны говорить не грузины. Мне кажется, в грузинских певцах есть что-то и очень грузинское, и интернациональное. Грузинская фонетика настолько сложна, что исполнять песни на разных языках не представляется сложным для меня. Например, иврит по фонетике очень похож на грузинский. Но дело даже не в фонетике, а в уважении к культуре народов, на чьих языках я пою, а пою я на девятнадцати языках - недавно мы посчитали. Хотя кто-то мне говорил, что чем южнее родился и живет человек, тем сильнее его голос, мощнее связки, хотя я встречала в Грузии непоющих людей, а в России, на Урале, - очень крутых вокалистов, поэтому это все очень условно.

Это потрясающее видео вашего участия в «Голосе»! Как на вас смотрел Градский и даже подпевал, как один за другим поворачивались члены жюри... Что вы ощущали в тот момент своего фурора, чем стал для вас этот проект?

- Конечно, состояние исполнителя, к которому поворачиваются все четыре наставника, это шок, восторг, гордость за себя и за те годы, что отданы обучению музыке. Чувства очень смешанные, но главное - это шок. Видимо, я очень долго к этому шла - мне было сорок лет, когда я приняла участие в «Голосе». А когда дети 17-18 лет пытаются поучаствовать в «Голосе» и показать исключительно голосовые данные, - это настолько не про жизнь музыканта, не про жизнь артиста!.. Еще так многому нужно научиться, столько прожить, пережить, - и то, как все хотят «попасть в телевизор», обескураживает! А дальше-то что? У вас есть несколько тысяч выученных песен, - или хотя бы сто, с которыми вы можете выйти на публику? Или есть харизма, которая может заставить людей пойти за вами?..

Как вы выбирали наставника в «Голосе»? Сердцем или разумом?

- Наставника в «Голосе» я выбирала и сердцем, и умом. Для меня Леонид Агутин - абсолютный гуру в музыке, потрясающий композитор и певец. Но если бы у меня было четыре шанса поучаствовать в «Голосе», я бы пошла ко всем наставникам - и к Градскому, и к Пелагее, и к Билану, потому что у каждого из них свой почерк, своя уникальность. Леонид Агутин, будучи гениальным продюсером, дал мне очень много знаний, благодаря которым я и сегодня стою на сцене, продолжаю радовать людей и продолжаю быть артистом.

Поначалу было очень много людей, которые меня ломали. Иногда, испытывая слабость или недостаток веры, идешь к людям, которые занимаются эзотерикой, энерготерапией, - и одна такая женщина мне сказала: «Слушай, такое ощущение, что кто-то хочет, чтобы ты не просто замолчала, а заткнулась на веки-вечные!» С этим, убеждена, нужно серьезно разбираться, людям, прошедшим через жуткую критику или даже травлю, определенно нужен психотерапевт! Представьте, вам скажут, что вы не можете сформулировать ни одного толкового вопроса! «Ты - журналист?!» - представьте, что это говорят в ваш адрес! И какое первое желание?! У меня - дать в глаз этому человеку, кем бы он ни был.

Извините, для меня это триггер, поэтому такая острая реакция. Сейчас я бы, конечно, нашла чем аргументировать свой отказ заниматься с подобным педагогом, но, понимаете, если люди живут в маленьком городе, им зачастую некуда и не к кому больше идти, у них нет выбора, все это чревато ревностным отношением или даже бойкотом. Но, тем не менее, всегда надо думать в первую очередь о себе, а не о последствиях, - если вам некомфортно, если вас оскорбляют, унижают, обесценивают, если переходят ваши личные границы, нужно уходить!

2.jpg

Дайте совет людям, которые сейчас, возможно, переживают период, когда им ломают крылья.

- Во-первых, нужно внимательно изучить себя, ответить себе на вопрос, кто я, написать эссе про себя. Буквально, взять лист бумаги - и написать! Во-вторых, обязательно необходимо посмотреть на свое окружение - если после общения с тем или иным человеком тебе плохо, нужно минимизировать свои контакты с ним, либо закончить отношения в принципе, чтобы не было доступа к телу и к сознанию. Не обязательно конфликтовать, можно просто сказать, мол, ой, извини, я занята, я не могу, бегу, прости! Я так поступаю, если меня опустошает общение с теми или иными людьми.

Этери, вы в достаточно зрелом возрасте приняли участие в шоу «Голос» и вообще стали широко известной уже будучи взрослой. Верите в случайности, в судьбу, в путь, который предначертан?

- Действительно, я очень долго шла к более масштабной популярности, чем просто известность в качестве хорошей джазовой, эстрадной вокалистки, «широко известной в узких кругах». Такой была я, такой была Мариам Мерабова и многие другие мои замечательные коллеги, о существовании которых широкая публика узнала благодаря этому замечательному шоу. Меня спрашивают: «Где же вы были до сих пор?!» А я могу сказать в ответ: «А где вы были?! Почему вы ходите только на концерты звезд, которых показывают по телевизору? Почему вы не ходите на джазовые фестивали или концерты, которые проходят в вашем городе?» Вот есть замечательный певец, его зовут Валерий Стронский, он является соавтором песни группы «Город 312» «Останусь ветром», и он роскошный вокалист! Вы слышали о нем? Скорее всего, нет. И это лишь единственный пример!

Я долго шла к успеху и, мне кажется, я его заслужила, честно вытянула этот билет, честна перед слушателями, перед зрителями, которые смотрели это шоу. Я верю в судьбу, в ее знаки, хотя иногда иду напролом, как настоящий баран, Овен по знаку Зодиака, не обращая внимания на сигналы, которые судьба, Вселенная мне посылают, но я живу по принципу: вижу цель - не вижу препятствий. Сейчас, конечно, я уже более разумно, чем ранее, подхожу к принятию тех или иных решений в своей жизни, но моя смелость всегда со мной. Ведь я нахожусь в том самом золотом возрасте, когда уже многое знаю, при этом многое могу и очень многое умею, и настроена еще многого достичь.

Кто в мировом и российском вокальном искусстве вас наиболее вдохновляет?

- Для меня абсолютным идолом является Селин Дион, я обожаю ее! Я слушала ее бесконечно, смотрела ее концерты и хотела быть как она! Ни Уитни Хьюстон, ни Мэрайя Кери - только Селин Дион! Это величайшая певица современности. Что касается мужчин-вокалистов, это Джино Ванелли, Бруно Марс, Майкл Джексон, группа «Dirty Loops» - они нереально крутые музыканты! Из российских артистов я абсолютный фанат Алексея Чумакова, Александра Панайотова, я фанат Ларисы Долиной - она величайшая артистка, безупречно владеющая голосом, и то, как она относится к своему голосу, как ухаживает за ним, достойно отдельного восхищения! Обожаю группу «А-Студио» в любом ее составе, Леонида Агутина, Анжелику Варум, Тину Кузнецову, Еву Власову. Очень люблю потрясающих армянских артистов - это Сильва Акопян и Ара Мартиросян. Каждый новый сезон шоу «Ну-ка все вместе!» я открываю для себя новых звездочек! Сюзи Мелконян, Фарух Хасанов - невероятные! В нынешнем пятом сезоне ярко выстрелили, просто вырвав мое сердце, киргизские исполнители Азат Раимбердиев и Бек Исраилов.

Услышала в одном из ваших интервью: «Не нужно быть сволочью, чтобы иметь работу». Казалось бы, так элементарно и так прекрасно просто быть хорошим человеком, но почему многие не выбирают этот путь?

- Многие не выбирают путь доброты и благодетели, потому что это сложнее. Сложнее быть хорошим человеком и успешным при этом, потому что приходится кому-то в чем-то отказать, кого-то поставить на место, подчас жестко обозначить личные границы, свое право на существование, на работу, на успех. Может показаться, что эти две вещи - быть хорошим человеком и быть успешным - несовместимы, но все же это не так, просто это подразумевает чуть больше труда.

4.jpg

Этери, что может заставить вас расплакаться?

- Я часто плачу, когда слышу песню в красивом исполнении, когда испытываю эмоции, связанные с этой мелодией, - в такие минуты я могу стать очень сентиментальной. Но в жизни я не плачу по пустякам, да что там по пустякам, - даже в момент самого серьезного испытания в своей жизни я не проронила ни слезинки: я просто соображала, что можно сделать, как можно исправить ситуацию. Я просто много думала.

Наш журнал носит название «Story». Могли бы вы поделиться двумя историями из своей жизни - жизнеутверждающей и поучительной.

- Моя самая жизнеутверждающая история заключается в том, что любви все возрасты покорны, и я никогда не думала, что в пятьдесят лет на меня может обрушиться настолько сильное чувство. Оно было не вполне взаимным, это было чувство к человеку, который очень далеко от меня, мы живем в разных странах, и между нашими встречами - тысячи километров и долгие месяцы. Это самая настоящая платоническая любовь! Мне ничего не надо было от человека, только бы знать, где он, как он себя чувствует, что с ним. Потом я проработала эту историю с психологом, поняла, что такая отчасти материнская позиция не является правильной. Но с другой стороны, эта ситуация позволила мне очень многое открыть в себе. Я совершила прорыв в жизни и карьере, я взяла ипотечный кредит и купила квартиру в новостройке, я приобрела много песен, я, наконец, позволила себе иногда отдыхать, я позволила себе регулярно заниматься собой, своей внешностью, я похудела на 23 килограмма - исключительно бонусы мне прилетели от этого моего чувства, пускай и невзаимного! И я безмерно благодарна этому человеку за то, что он, сам того не осознавая, сделал для меня.

А поучительная история, пожалуй, приключилась со мной в мои 26 лет. Моя однокашница, с которой у нас был один педагог по вокалу, когда меня взяли на работу, а ее не взяли, рвала и метала, не могла простить мне моего успеха. Она даже пыталась делать вид, что пребывает со мной в хороших отношениях, но звоня мне, каждый раз повторяла: "Что-то ты не звучишь! Что-то у тебя стирается тембр!" Вот сейчас со своим сегодняшним мозгом я бы сказала ей: "Ах ты тварь, ах ты сволочь, скотина!" Я бы ее послала, заблокировала бы ее, отругав со всей дури. Меня, к сожалению, родители не научили отстаивать свои личные границы. Нужно уметь вовремя говорить "нет" и никому не позволять себя унижать.

Насколько важно ограждать свою душу от яда людского?

- Очень важно! У некоторых людей как будто целые резервуары этого яда, из которых они его щедро расплескивают! Меня научила не реагировать на таких людей Лариса Александровна Долина: "Этери! Полный игнор!" Надо оградить этих людей от возможности получить какой-либо ответ от тебя. Игнор - и тогда они успокаиваются.

Расскажите о своей преподавательской деятельности. Что она вам дает, чем наполняет вашу душу?

5.jpg

- Моя преподавательская деятельность началась относительно недавно, лет десять назад. Для педагогического стажа это не так много. И я счастлива оттого, что у меня в Московском Государственном институте культуры такие талантливые студенты! Я использую в преподавательской работе уникальную методику моего педагога, которая в свое время помогла мне, и которая позволила очень многим людям найти себя, найти свой звук, - для меня это очень важно, очень ценно. Недавно я участвовала в авторской программе одного нумеролога, и, по ее словам, цифры говорят о том, что мне обязательно нужно преподавать, делиться своим опытом. Я и сама испытываю в этом потребность! Но в данный момент я стараюсь не застревать в классе, в педагогической истории, потому что я еще не допела, и мне еще есть что донести людям со сцены. У меня большие туры, постоянные перелеты, гастроли, залы, съемки - это то, чем я живу, то, чего я очень хотела и к чему шла. А занятие педагогикой - это все же полная ответственность за человека, за то, чтобы довести его до результата.

Что вас наполняет, а что опустошает? Как вы восполняете свой ресурс?

- Меня вдохновляет моя дочь, ее успехи и даже неуспехи - меня радует, что это все в принципе есть в моей жизни. Меня вдохновляют достижения моих учеников, вдохновляют люди, которые мне улыбаются. Я не упускаю ничего, что может стать источником вдохновения, - желтая листва осенью, пробуждающиеся почки на деревьях весной, хлопья снега в январе, вкусная еда, объятия с мамой, момент, когда я подъезжаю к нашему дому в Грузии и влетаю в дом с криком на все село: "Мама!"

А опустошают меня нелицеприятные беспочвенные высказывания, когда люди, сидя дома на диванах, пытаются быть якобы экспертами, стараясь уколоть тебя побольнее. Причем, нередко с особым сладострастием делают это мои соотечественники-грузины, например, когда недавно в сети завирусилось мое шуточное видео, где я записала урок с грузинским акцентом. Я даже перестала читать комментарии под ним, потому что не хочу наткнуться на что-то мерзкое, что меня разрушает.

Имя Этери происходит от слова "эфир", неуловимая. Вы такая и есть?

- Я не люблю и не желаю стоять на одном месте, люблю менять локации, я не привязываюсь ни к месту, ни к занятию. Если мне что-то осточертело, я стараюсь поменять это в своей жизни. Например, я инициатор двух своих разводов, потому что развиваться нужно обоим - я развивалась, а мои мужья оставались на месте. Но это был мой неверный выбор. Поэтому сейчас я одна, сама являюсь себе хозяйкой, и мне это нравится. Я не жалею ни о чем.

фото: личный архив Этери Бериашвили

Похожие публикации

  • Элисо Вирсаладзе: «Честность – не общий удел»
    Элисо Вирсаладзе: «Честность – не общий удел»
    Человек мира, выдающийся деятель искусства и… выдающийся гуманист. Народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе. Наше интервью получилось в большей степени именно о гуманизме, о взглядах и ценностях, чем о Шопене и Шумане, Бетховене и Моцарте, чьи произведения она виртуозно исполняет.
  • «Зелиг»: Вверх ногами
    «Зелиг»: Вверх ногами
    Ровно сорок лет назад великий и неповторимый Вуди Аллен, «нью-йоркский невротик», единственный в своем роде, снял один из своих блистательных шедевров – фильм «Зелиг», который, боюсь, будет вечно актуальным.
  • «Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина
    «Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина
    Бергмановским «Сценам из супружеской жизни», одному из самых значительных фильмов за всю историю кино, исполняется полвека
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg