Радио "Стори FM"
Анатолий Равикович: Продолжение следует

Анатолий Равикович: Продолжение следует

Беседовала Диляра Тасбулатова

24 декабря родился Анатолий Равикович, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Звезда театра, искрометный талант, он не исчерпывался ролью Хоботова, в которой запомнился широкому зрителю. Его вдова, актриса Ирина Мазуркевич (ее вот тоже знают по фильму о царе Петре, хотя Ирина и сейчас играет в театре) согласилась побеседовать с нами.

Герой нашего времени

Ирина, сегодня, как известно, юбилей вашего мужа, прекраснейшего и, как говорится, всенародно любимого Анатолия Равиковича. Я тут прочла его книжку «Негероический герой», где он пишет, что это, оказывается, ваша инициатива: то есть это вы заставили Анатолия Юрьевича написать книгу? Кстати, замечательная, очень тонкая, остроумная проза. Только, извините, не очень хорошо отредактировано: кое-где пунктуация нарушена и много чего еще. Вот это жаль…

– Еще и название поменяли без нашего ведома, на самом деле книга называется «Продолжения не будет». Гораздо лучше, по-моему, чем этот «Герой». Я говорю без «нашего ведома», потому что мы вместе занимались книгой – я, например, набирала ее на компьютере, продвигала. Мы уже готовый продукт увидели. Пришлось потом суперобложку делать с нашим названием. Но в Интернете книга фигурирует с этим дурацким «героем», да и редактура оставляет желать лучшего. Надо было, как я вначале хотела, отдать в одно нижегородское издательство, там были люди профессиональные. Издатель прочитал книжку буквально за ночь, ему очень понравилось, и заверил, что сделает все как надо. Однако в Питере вроде как ближе – вот и поплатились. Но это уже в прошлом, главное, что книга существует. 

Век халтуры. Что тут поделаешь… Хотя я посоветовала бы вам переиздать книгу уже с культурной редактурой.

– Видимо, да, хорошо бы…

…Есть такой штамп, общее место, но мне кажется, верное порой – мол, талантливый человек талантлив во всем. Как Равикович: взял и написал, хотя раньше этим не занимался, опыта никакого. И пишет ведь как отлично! Отдаленно – по плоти письма, по фактурам и правде жизни безо всякого там ханжества, напоминает великий роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», где эпоха проступает так явственно, что просто оторопь берет. И в книге Равиковича это есть – непридуманная правда нашей жестокой жизни, к которой он относится с пониманием, даже в своем роде легко…


Два характера

PARA2.jpg

…У меня такой, может, слегка фамильярный вопрос, но связанный с написанным в книге: у вас с Равиковичем было 22 года разницы, то есть вы уже следующее за ним поколение. Вы влюбились, может, еще и потому, что вам было интересно? За ним же стоял огромный жизненный опыт, пережитое?  

- Ну конечно интересно. Но сначала я увидела его в спектаклях и влюбилась просто как в артиста, потом – в то, что он играет, в его роли как бы… Ну а потом встретила его как-то в театральном коридоре, мы поговорили о чем-то, и я уже посмотрела на него как на мужчину. Началось общение – у нас вообще все было постепенно, как-то так очень логично… Когда начали разговаривать, выяснилось, что помимо сцены, где он блистал, с ним и без сцены было интересно.

Чувствуется, что он был умным человеком – и по прозе чувствуется, да и по взгляду, такому прицельному, цепкому, а не пустому, как порой у артистов вне сцены.

– Это да. Равик был умным… в отличие от многих артистов. Это вообще большая редкость среди нас. Как правило, актеры – люди самодовольные, самовлюбленные. Считается почему-то, что ум артисту не нужен, хватит и таланта (при условии, что он есть). Что же касается Равика… Послушайте, человеку вообще-то сорок лет было, а это возраст…

…Зрелости?

– И расцвета. Мужского и интеллектуального.

Но вы-то были чуть ли не ребенком, 18, почти школьница, ветер в голове…

- Ну как ребенок? 18–19 – не ребенок все-таки. Уже кое-что повидала – разнообразных людей, умных в том числе. Чувства от этого не зависят, чувство или есть, или его нет, возраст ни при чем, я влюблялась и в 14, и в 18, и в 60… Что касается Равика – там, понимаете, были сплошь достоинства, так что никакой «прозорливости» и не нужно, чтобы оценить такого человека. Мне не пришлось через себя «переступать», я действительно влюбилась. Наоборот – может, удивительно, что он клюнул, причем не только на юность, мало ли юных, ему тоже стало интересно. Несмотря на разницу в возрасте, нам было очень легко общаться. Даже не знаю, как это все объяснить…  

Да что тут объяснять, понятно… Чувства есть чувства, хотя его опыт и ваш несравнимы. Тяжелое детство, война, вы-то родились гораздо позже и не испытали таких тягот, жили более-менее благополучно. Ну, насколько это в нашей стране возможно…

- Знаете, кроме войны у меня и моей семьи были свои сложности. Социальное происхождение у нас примерно одинаковое, мы тоже трудно жили, почти как семья Равика. Например, быт – ужасный, тяжелый. И углем топили, и долго в коммуналке жили, папа все своими руками делал, у меня родители вообще-то деревенские. Так что мы и тут понимали друг друга, я не белоручка (смеется).

Когда вы готовились к роли, советовались с мужем? Дал он вам что-то как более опытный актер?

- Знаете, у меня ведь тоже характер. Не люблю – так же, как и он, кстати, – когда вмешиваются в мою кухню. Сама выращиваю роль, сама и ответственность несу в случае чего. Замечаний не люблю, советов тоже не прошу. Поэтому мы с ним ходили будто по минному полю – когда советует человек со стороны, это одно, могу и выслушать, не проблема. Но когда тебе советует, да и еще и замечания делает тот, кого ты любишь, и ему что-то не нравится, это всегда больно…  Ну а если такое все же происходило, то очень аккуратно. В последнее время мы с Равиком в театре Комедии работали, он 24 года, а я уж и не помню сколько, 33, наверно. Так вот, наш худрук Татьяна Казакова, очень сильный режиссер-постановщик, робела перед Равиком – и хотя ей палец в рот не клади, делать ему замечания она все же побаивалась. И иногда просила меня – вы, мол, Ира, скажите ему то-то и то-то. Других-то она не стесняется, а тут, видимо, его авторитет все же давил. И она через меня действовала. А я ей – ну, Татьяна Сергеевна, ну вы сами скажите, я не могу, мне неловко… Он же – в штыки. И мне приходилось искать подход, издалека как бы. Скажешь ему – мол, ну попробуй здесь так сделать или эдак, а он обижается. Я ему – да это не я, это Казакова просит, а он – почему она сама тогда мне не скажет? Короче говоря, замечания друг другу мы делали очень редко. Похвалы и комплименты  – вот что нам было нужно (смеется).  Но когда я слышала: «Это ей Равикович роль сделал!» – гордилась. Значит, хорошо сделано.


Повидал жизнь

Мне кажется, у него талант был природный – он как-то сразу, такое у меня сложилось впечатление, входил в образ. Или это не так?

- Его талант проявился в провинции, и он считал это большой удачей, что попал именно в провинциальный театр, где у него было сразу много ролей. Там выпускалось по 8–10 премьер в год, это ли не счастье? Когда многие в столицах по десять лет на «кушать подано» прозябали… В этом смысле опыт у него, конечно, был колоссальный. Актер он был характерный, и в провинциальных театрах это вполне проявилось. Хотя ему давали и героев играть, но их он как раз ненавидел.

Все вроде как хотят играть героев, разве нет?

- Нет, как ни странно. Впоследствии громадный багаж, полученный им в Комсомольске-на-Амуре и Сталинграде, ему очень пригодился. И потому, что жизнь повидал, и роли были какие хочешь, но главное – он узнал цену настоящей работе. И в книжке пишет, если вы заметили, что не только хватался за все, что ни попадется, но и выкладывался на все сто. В отличие от тех, кто считал, что работать в хороших условиях, в Ленинграде, например, – в порядке вещей. Гм… Что значит «в порядке вещей»? Нет, как раз всё ровно наоборот. Не в порядке вещей, а счастье, когда в гримерке есть горячая вода… А вот когда надо гримироваться в любых, хоть полевых, условиях, – вот это и есть настоящий порядок. У него в книжке это одна из самых душещипательных историй, когда на гастроли с ними и женщины ездили, причем в самые что ни на есть глухие места, где в зале сидит полтора человека, бабулька с ребенком на коленях или двое в ватниках и валенках, а артистки играют сцену из дворянской жизни – в декольте и бальном платье. Уже посиневшие от холода –  им и в голову не приходит хотя бы шаль накинуть: нужно играть в том, в чем играли в театре… Так вот, когда ты через такое проходишь, потом особенно начинаешь ценить тот факт, что работаешь в Ленинграде или в Москве. Такой опыт непременно откладывает свой отпечаток.

Процесс подготовки к роли перед выходом на сцену у него был такой, потаенный, что ли? Внутренний? Или? Он вам рассказывал, как делает персонаж свой?

- Он, что называется, разогревался. Скажем, перед комической ролью. У него ведь большей частью были роли комедийные, легкие как бы, драматические позже появились. Так вот, первое время – ну какое первое, лет до шестидесяти, наверно, –  на пятачке (как правило, перед каждой сценой в театре есть такой непременный пятачок с диванчиками и креслами, раньше это была курилка) вокруг него собиралась большая компания. И Равик, что называется, травил анекдоты, случаи смешные из жизни в лицах рассказывал – ему обязательно нужна была публика, общение, внимание, это не была какая-то обдуманная подготовка. Зато после курилки он абсолютно свободно, легко выходил на сцену и вполне соответствовал роли. Это ведь как анекдот рассказать – чтобы получилось хорошо, нужна определенная обстановка.


Проклятие Хоботова

В своем роде Равикович – уникум. И ему повезло, что в его жизни был театр. В кино актерам такого плана, которые могут всё: и сатиру, и комедию, и драму, – везет меньше, у нас и с кинопроизводством в СССР дело обстояло так себе, да и сейчас то же самое. Хороших фильмов всегда было мало, шлака больше. Андрей Миронов потому так гордился ролью Ханина у Германа, что его воспринимали только как эстрадного актера. Я как-то видела Равиковича в иной ипостаси, нежели этот чудик Хоботов, и поразилась, что он совершенно иной. Люди ведь наивны, даже и кинокритики – ну вот как я, например. Им кажется, что он и в жизни –- Хоботов, беззащитный, неловкий и слабый. А оказался по-мужски жестким. Это и по книге видно, что он далеко не Хоботов – скорее, его противоположность. Какое-то «проклятие» Хоботова, забавно...

- Точно не Хоботов, действительно полярно иной человек.

А прославился среди ширнармасс, как говорят на жаргоне, то есть широких народных масс, –  именно этой ролью. Непонятно, обидно это или наоборот, как думаете? 

– Вы знаете, что меня удивило в этой картине? Там виртуозно преодолена тонкая грань эстрадности, и Козаков это сделал замечательно, ведь характеры в «Покровских воротах» – больше маски. И этот Хоботов, который боится себе даже галстук купить, потому жена так и издевается над ним…

1.jpg
Кадр из фильма "Покровские ворота"

…И какая ансамблевость, чудо: Броневой, Ульянова, Борцов… Не отдельные вставные номера, а настоящий ансамбль, прелесть. Как он в него влился, он вам не рассказывал?

– Это целиком заслуга Козакова. Он, как и наша Татьяна Казакова – у них, забавно, даже совпадение фамилий, – настаивал, чтобы все играли, как он хочет. Когда он только приступал к «Покровским воротам», то сразу сказал актерам, что весь фильм у него уже в голове, осталось его только снять. К тому же он спектакль по этой пьесе уже ставил. И точно знал, с какой интонацией должен говорить каждый, всех практически слышал. Это даже не просто показ был, а требование, чтобы все говорили именно этими, и никакими другими интонациями. У кого-то больше видно, что это Козаков, у кого-то меньше, но в той или иной мере видно у всех. Вот из-за этого Равику эта работа и не нравилась. В театре он привык сам все придумывать, все свои роли, и потому и Хоботова представлял по-другому. Из-за чего испытывал чувство ужасного насилия, к которому не привык, оттого-то у него от съемок не было никакого удовольствия.

Но это так прекрасно ведь! «Я бы мог быть Шопенгауэром, Достоевским!» – кричит бедный Хоботов, пародийный интеллигент, но без издевки, наш человек, собирательный образ уходящей натуры… Из «бывших» на самом деле, еле уцелевших в этой бойне.   

– Но это да. Но вот интересно… Может, потому этот фильм до сих пор пользуется успехом, хотя прошло столько лет, сорок почти, а выглядит он абсолютно современным – потому, что там все работают в одном ключе. Я когда-то для себя так и сформулировала – что энергетически этот холерик Козаков, психопат на самом деле, своей энергией опередил время лет эдак на сорок. Ведь тогда фильм не прозвучал…

Да, это странно. А потом стал потом настоящим хитом… А Равикович называл Козакова тираном, беспощадным диктатором, я читала.

– Нет, премьера не прозвучала. Его, по-моему, сначала чуть ли не на полку положили или что-то в этом роде?

Премьеру долго откладывали – во-первых, Коренева в Америку эмигрировала, еще и из-за этого, а во-вторых, фильм, как ни странно, многим не нравился, Михаилу Ульянову, например. Вообще были десятки поправок, купюр, худсоветов (даже такому понимающему в искусстве человеку, как Данелия, не нравилось), так что Козаков тоже свой ад прошел.

… А потом начал набирать популярность и нравиться публике. Просто в те времена так не разговаривали, это было непривычно, мы существовали не в том ритме, медленнее говорили, и этот ритм и в кино отражался. А здесь была такая как бы нервность, истеричность...

Которую принимали за водевильность, за нечто поверхностное.

…Но на самом деле прав-то оказался Козаков. По-другому было нельзя – он задал стиль, общую тональность. Это как в спектаклях – лидер, задающий вектор, должен быть обязательно, даже когда собираются очень хорошие артисты: но если режиссер не сможет их убедить и настроить  на ансамбль, получится очень плохой спектакль, кто в лес, кто по дрова. Я так хочу, я лучше знаю, я народный, а ты молодой, так сиди и меня слушай. И в результате получается полное барахло, в лучшем случае читка по ролям.

Вы спектакли театра Коляды не видели?

- Нет, не видела.

Ой, Ирина, будут гастроли, непременно пойдите. Его манера чем-то напоминает «Покровские ворота», голосовой симфонией например. Интонационным совершенством. И у Козакова так. Поэтому, может, напрасно Равикович переживал?

- Он это очень хорошо понимал – мало ли что мне не нравится, говорил, если нравится публике, то она права. Но работать в таком духе ему претило.

Потом, видимо, Равикович глубже, а Козаков берет всего одну краскуслабого, как вечный, сквозной персонаж Вуди Аллена, интеллигента-невротика. Я как-то брала интервью у Зорина, ему уже под девяносто было, он плохо слышал, хрипел, страдая  астмой. Но когда я заговорила об этом фильме, буквально просиял, ожил... И рассказал, что с натуры писал, жил когда-то в точно такой же коммуналке. Я-то думала, это выдумка, о коммуналках такие слухи ходят, там и пристукнуть могут, алкаши какие-то снуют вечно, а он смеется и говорит: а нам вот повезло. Я, говорит, страшно счастлив там был. И в чем-то Равикович-Хоботов там – alter ego Зорина, как и юный Костик. И тот, и другой – ипостаси Зорина, как-то так… Там тонкие подтексты вообще-то… Вторая серия, кстати, слабее, первая просто гениальная, все до сих пор фильм цитируют – «резать, не дожидаясь перитонита!»


Безобразие – голых показывают!

Ну, хорошо… Такой вопрос, я об этом многих спрашиваю – о том, как сильно не везет советским актерам. Равиковичу в театре-то везло, а вот в кино только этот Хоботов сильно запомнился, причем так со всеми, хоть с Чуриковой, хоть с кем сколь угодно великим. У вас ведь тоже сложная актерская судьба?

Что касается кино, да. Но в театре и у него, и у меня все хорошо сложилось. Я, извините, в 63 года играю по две премьеры в год, и роли у меня – супер. В театре все прекрасно, я же звание получила не за кино, за театральные роли. Очень довольна. Всё как у Мих. Мих. Козакова – у Татьяны Казаковой все спектакли полифоничные, она тоже требует точной интонации, стоит на своем, работает по принципу ансамбля. Это театр комедии имени Акимова в Питере. Посмотрите «Бешеные деньги», есть в Интернете. Приезжайте, увидите сами. Роли у меня с каждым годом все лучше и лучше, я довольна. Работой уж точно не обделена, я и мечтать не могла, что буду и в шестьдесят получать такие роли. Так что все прекрасно, лучше не бывает. А вот кино для нас с Равиком всегда было на втором плане, никогда во главу угла не ставилось. У нас даже была возможность в Москву переехать, но мы отказались – вся эта суета не по нам. Другие ритмы, заполошность эта московская… 

…Надо бы съездить в Питер, посмотреть ваши спектакли, интересно. Но все же давайте о ваших киноролях поговорим. Помню, на каком-то спецпросмотре (я еще в Алма-Ате жила), показали «Как царь Петр арапа женил». И там сидела такая тетка толстая, которая громко сказала, увидев вас на экране обнаженной: «Безобразие! Голых показывают!» Ну я ей и говорю: «Ну не нас же с вами показывать, вот это было бы безобразие». Я тоже была далеко не гимнастка, хе-хе. Тетка и обомлела, а все прыснули в кулак. А через два дня я ее на чьих-то похоронах встретила – у нас, казахов, столько родственников, что всех не упомнишь. Как она на меня зыркнула! Она и принимала решение, по-моему, каким экраном фильм пустить. Вот от чего, от вашей красоты в данном случае, от зависти какой-то толстухи, зависела судьба картины и сборы, хе-хе. 

– Диляра, ну он все равно шел третьим экраном. Как ни странно. Может, и вторым, но уж точно не первым.

2.jpg
Кадр из фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"

…И был беспощадно изрезан, половина примерно улетела в корзину. Мне Митта рассказывал: рядом с ним в монтажной сидел человек с говорящей фамилией Нехорошев и резал по живому. «Остатки» – в корзину. Я бы умерла, наверно, от ужаса. А ведь гениальная картина, хорошо придуманная, и вы там такая смешная: «Тятя, на вас бочку катят!» И обнаженка эта… Красиво. Скажите, вы в юности, как это сейчас принято у девиц, не носились со своей красотой?

- Да какое там. Да и «Царь» не первая картина, у меня до этого было «Чудо с косичками».

Помню. Сильная роль девочки-гимнастки. Совсем другой характер. Тоже красиво.

– Ой, да какая там красота. Я себя так никогда не воспринимала. Не сравнить с теми, что сейчас, – тогда почему-то было мало красивых артисток. Я ведь была даже не инженю, а скорее, травести. И даже девушкой себя не чувствовала, и в театре очень долго роли у меня были такие, пацанские. Это я уже потом стала, после тридцати где-то, играть любовь и прочее. Я из таких, что по крышам лазают, по чердакам, с мальчишками в казаки-разбойники, с рогатками. Много плавали, я у реки выросла… Вообще у нас с Равиком было похожее детство, очень много общего. Потому-то и в общении особых проблем не было. Он меня научил, например, делать ремонт, и мы вместе его делали. Естественно, ругались страшно, но таки научил.


Подкаблучник

Оба, значит, рукастые?

- Еще какие рукастые. Он и готовил прекрасно, все умел – не из тех, кто яйцо сварить не может. Не Хоботов совсем. Он и фаршированную рыбу умел, и меня научил многому. А если мы в чем-то не сходились, то тут уж, конечно же, страшно ругались. Драться не дрались, но орали друг на друга будь здоров (смеется). Каждый отстаивал свою точку зрения и по молодости посуды было много перебито... Процесс притирки, это же нормально. Но он все же чаще уступал. Мужчина, если он без комплексов, когда ему по мелочам настаивать на своем ни к чему, так и должен себя вести, потому что у него реальный авторитет. Равик был из тех, кто не стесняются сказать, что я, мол, подкаблучник.

Именно потому, что не подкаблучник, понятно.


Равик и Басик

У вас, наверно, были дома посиделки интересные? С равными ему людьми? Порой посиделки – и есть школа жизни, да и интеллект оттачивается в ходе разговоров с друзьями, изустное такое образование.  

- Ну, конечно. Так и есть – разговаривая, общаясь, много получаешь от людей. Когда Равик работал у Трушкина, они с Басилашвили часто ездили в поезде, играя в одном спектакле, в «Ужине с дураком», и гоняли туда-обратно в вагоне СВ поезда Москва-Ленинград. К тому же часто жили в одной гостинице, и вечерами общались. Басик тоже очень умный человек.

«Басик»? Забавно. Равик – Басик. Да, Олег Валерианович очень умен, а актер какой, боже мой.

- Вот им точно было о чем поговорить. Басик сам обожал Равика, ему и самому редко выпадало такое счастье взаимопонимания – тех, с кем он бы мог общаться на таком уровне, было мало. Потому он так и ценил Равика. Вот у кого были общие темы и такая, знаете, тонкость взаимопонимания.

Счастье дружбы, что называется. «Мой первый друг, мой друг бесценный», как Пушкин писал Пущину...

– Ну да… Потом у нас был такой историк, Евгений Анисимов, я даже не знаю его отчество…

Викторович, блестящий человек. Я его лекции слушала как-то.

– Да, доктор исторических наук, образованнейший человек, в Петербургском университете преподавал. Младше Равика лет на 10, наверно. Он к нам в Псковскую область, в деревню приезжал, специально чтобы просто пообщаться с Равиком. Дело в том, что Равик, которому все буквально было интересно, образование получал по ходу дела – заинтересуется чем-нибудь и начинает читать книги по теме. Хорошо, что ему в институте попались пара педагогов, которые привили ему интерес к истории. Он вообще очень любил факты, именно что факты.

Которые, как известно, упрямая вещь и фундамент истории как науки. 

– Да, Равик любил доискиваться до истины. Его интересовало многое, широкий у него был круг интересов – происхождение природных феноменов, страноведение, научные исследования, физика. У нас дома было много специальных книжек, которые ему дарили. И сам он много книг выписывал, и поклонницы присылали ему из других городов, кто-то работал в книжном, кто-то в библиотеке. Читал он очень много, буквально запоем.

Редкость для артиста.

– И не говорите (смеется). Из области – научить нельзя, можно только научиться.

А с кем вы еще дружили и сейчас дружите? Тогда, кстати, в перестройку, как-то стало посвободнее, дышать стало легче: мы без конца тусовались тоже. Интересное время. 

– Друзья у нас были замечательные. Андрей Максимков, например, остроумнейший человек, и его жена, Вика Корхина.

А! Это который делал скетчи с Вадимом Жуком, который сейчас поэтом стал, очень хорошим. Он немного троллит меня в Фейсбуке, но не обидно так. Блестящий человек, язык – бритва.  

- И с Жуком тоже немножко тусовались. Кстати, у нас с ним недавно вышел спектакль – называется «Синичкин. Театральное безумство», Виктор Крамер поставил, а Вадим Жук стихи к песням писал, мы их теперь поем. Новый спектакль, ему еще года нет. Стихи и правда отличные. Жук знает театр и со мной хорошо знаком, и конечно, Равика хорошо знал. Андрей же – ближайший друг, мы долго общались и дружим по сей день.

Помню, как Жук, Максимков и Андрей Ургант зажигали в девяностые, со смеху помрешь.

- Ну вот это и была наша основная тусовка, Жук, правда, немного отдельно. А с Андреем семьями дружили и часто собирались.

А еще с кем?

– С Сашей Демьяненко, знаменитым Шуриком. Жаль, он так рано ушел… Какой прелестный был человек, вы себе не представляете.

sobaka.jpg

Да… Равикович, наверно, умел вести стол? Хотя Максимкова перешутить, видимо, сложно было… 

- Равик – да. Где бы они ни появлялся, сразу начиналось веселье, смех до упаду – рассказы, байки, анекдоты. Он уже в прихожей начинал: приходят, допустим, к нам гости, а он не дает им даже раздеться. Человек еще только вошел, задницей к нему стоит, сапоги стягивает и сморкается, а Равик стоит сзади и рассказывает: «Приходит еврей к ребе…» А я ему – «Равик, ты хоть дождись, пусть человек хотя бы два шага в комнату сделает, разденется и выдохнет». И когда за столом опять рассказывает тот же самый анекдот, люди как будто первый раз его слышат, такой вот феномен. Он мог по сто раз буквально одно и то же рассказывать, все равно все ржали, потому что он анекдот из десяти слов пятнадцать минут мог рассказывать. Например, анекдот, как еврей рассказывает анекдот. Все просто в лежку, от смеха слезами утираются, хотя смешного там ничего вроде и нет – ну, кто-то пролил чай на ширинку. Еврей рассказывает, нудно так – пролил, говорит, чай, ну… на эт самое пролил. А все – ха-ха-ха. Надо у Андрея спросить, есть ли это на видео где-нибудь. Да, Равик был, что называется, душа компании. Интересно и то, что к нему многие шли за советом – именно за столом спрашивали, что им делать. Ну а Равику было очень важно всеобщее внимание, чтобы его ценили.


С корабля на бал

Кроме Театра комедии и Ленсовета, он ведь работал еще и с Трушкиным?

– Да, Оля Волкова посоветовала когда-то Леониду Трушкину посмотреть Равика. Для спектакля «Поза эмигранта» по пьесе Ганны Слуцки – вместо, кажется, Джигарханяна, если я не ошибаюсь. Который подвел и не приехал на гастроли. Трушкин сначала сам играл, предстояли еще и гастроли в Киеве, в Израиле, целый тур предстоял, в общем. А актера нет как нет. Трушкин был в отчаянии просто: нужен артист, плачет Трушкин. И вот тут Оля ему и говорит – есть, мол, такой, в Питере. Притом что Трушкин его не знал совсем, и Оля его заверила, что этот Равикович так сделает, как никто, вот увидишь, еще в сто раз лучше будет. Ну Трушкин и поехал в Питер, встретились, Равику дали текст, и всего лишь через неделю он буквально влетел в спектакль, прямо на гастроли поехал, ввелся мгновенно. С корабля, как говорится, на бал. При том что Леня очень требовательный к артистам, такой въедливый. Равик здесь очень пришелся, хотя времени мало было, играл блестяще. После чего у него еще было четыре спектакля с Трушкиным, и он в Равика буквально влюбился, боготворил, уважал и всем в пример ставил. Это был большой период в его жизни, не помню, сколько лет Равик играл у него...  Двадцать, наверно. Трушкин к тому же поддержал нас и материально, да и морально тоже, роли были замечательные, очень хорошие. Не очень большие, но яркие. Сцена в «Ужине с дураком» просто искрометная у него, блеск. И для него это было очень-очень важно, потому что у него к тому времени уже были проблемы со здоровьем, и большие роли он не мог уже играть, но очень хотел. Просто физически не выдерживал, потому что в полноги не умел, выкладывался на всю катушку…

До сих пор каждое 24-е декабря, в Равиков день рождения, театр Трушкина играет «Ужин с дураком», посвященный ему… И каждый год бывают на кладбище…Что, конечно, дорогого стоит. Кстати, памятник Равику придумал Алексей Штерн, художник, его ближайший друг в последние годы…


Как это было, как совпало…

Мне один человек, сын гения, как-то сказал, что всякому ребенку кажется, что его мать – самая красивая, а отец – самый умный. Но вот у меня, сказал этот человек, совпало. Вот и Равикович был для вас и близким человеком, и большим актером – совпало. Что такое, собственно, счастье, никто из нас не знает. Видимо, ваша жизнь с ним и была одной из разновидностей такового.

– Видимо… Вы посмотрите – ТВ, слава богу, зафиксировало, есть в Интернете – спектакль по Максу Фришу «Биография», где виден уровень актера Равиковича. Переживавшего, что многое не доиграл, не выразил себя вполне, не успел, не то и не это… Еще в Интернете есть записи таких спектаклей, как «Люди и страсти» и «Человек и джентльмен» – посмотрите. Многие говорят, что он был гениальный артистом, но недооцененным. Я согласна…

PARA.jpg

Счастье, видимо, всегда идет рука об руку с несчастьем. Особенно когда требования высоки. Особенно, как у Равиковича, к себе самому. Спасибо вам за беседу. 

фото: Из личного архива Ирины Мазуркевич; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Педант и любимец женщин
    Педант и любимец женщин
    Писатель Михаил Зощенко всю свою жизнь прожил с любовницами, а умер на руках заботливой жены. Чего стоила ему такая «семейная идиллия»? 

  • Юрий Трифонов: Правда и красота
    Юрий Трифонов: Правда и красота
    Трифонов, писатель громадного дарования, возможно, недооцененный (зато сейчас к нему все чаще и чаще возвращаются) боготворил Чехова. Обозначив его значение всего двумя словами: Правда и Красота
  • Петр Тодоровский: Человек с гитарой
    Петр Тодоровский: Человек с гитарой
    Петр Ефимович Тодоровский совсем юным попал на фронт. Курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года он уже командир минометного взвода. Петр Тодоровский дошел до Эльбы, был ранен. Увидев работу военных кинооператоров, Тодоровский решил, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg