Радио "Стори FM"
Владислав Котлярский: "Страдания – часть нашей культуры"

Владислав Котлярский: "Страдания – часть нашей культуры"

Беседовала Юлия Васильева

Славу и любовь зрителей актеру Владиславу Котлярскому принесла легендарная роль Стаса Карпова из "Глухаря" - воплощенная безнравственность, циничность и жестокость. С этим персонажем у деликатного Котлярского все же есть одна общая черта - обостренное чувство справедливости.
Наша беседа - о том, почему россияне полюбили аморального Карпова "как родного", о страданиях как лейтмотиве русской культуры и о том, почему в Швеции Карлсон - асоциальный тип, а у нас милый толстячок.

Я уже перестала удивляться, когда очередной мой собеседник в ходе разговора вдруг произносит: "Вот мой педагог Андрей Саныч Гончаров..."

И ты, Брут?!

- До ГИТИСа я учился на психфаке, и помню книжку под названием "Профессии, которые нас выбирают", - в этих словах есть доля истины: не мы выбираем профессию, а наш склад психики позволяет нам осуществлять тот или иной выбор. С последних классов школы хотел стать актером, и это на сто процентов моя профессия по складу ума и души! Все остальные мои поиски были случайными. Хотя психологию я обожаю. Я вообще люблю науку, академический научный подход, ценю критическое мышление, анализ, способность мыслить научно - не фейками, штампами, бредом, чего вокруг предостаточно.

В актерской профессии применим научный подход? Это все же творчество...

- Как ни странно, да, потому что помимо танцев, фехтования и сценической речи есть целая методология обучения этой профессии и целый цикл дисциплин и методик, которые актер должен освоить чисто технически - внимание, пластика и прочее. Как разбирать сцену: исходное событие, поворотное событие и так далее, все это как в физике, по пунктам, своеобразная формула. А дальше уже необходимо включать свою психику...

Я прекрасно помню методички ГИТИСа. Актерская профессия - это методология, ремесло, набор инструментария, а уже потом творчество.

Но, конечно, актерская профессия требует некоторой инфантильности, в хорошем смысле слова. А вообще, в жизни я против инфантильности. Но быть открытым миру, не изолировать себя от него - необходимо.

2.jpg

Что сложнее: освоить технику или вложить эмоции?

- Технику может понять каждый, а вот включиться эмоционально способны далеко не все. Не зря в театральных вузах конкурс по двести человек на место и даже выпускаясь, начиная работать, далеко не все актеры востребованы, и это трагическая история: сколько талантливейших актеров сидят без работы!

Очень важно еще и актерское везение: роль должна не просто подвернуться, но и оказаться твоей. Буквально на днях включил телевизор, и там идет "Карпов", и вот в этом сериале я сыграл «мою роль», на сто процентов попавшую в мою психофизику.

Вопрос везения?

- Даже не везения - случайности. В везении есть элемент чуда, а здесь был просто случай, броуновское движение. Но и без дара, хотя я атеист и не склонен к поэтизации, далеко не уйдешь.

Что есть дар?

- Мой педагог, великий Андрей Александрович Гончаров, про которого Петр Наумович Фоменко сказал "учитель, мучитель, спаситель", вспоминал: он принимал какие-то очередные вступительные экзамены, в аудиторию зашел человек, - и в ней сразу стало светло, освещение поменялось, хотя вошло несколько абитуриентов, но лишь один - озарил этот зал. Это был Евгений Павлович Леонов. И с тех пор Гончаров каждый год ждал нового Леонова... Это и есть дар.

Скажу банальную вещь, в которой содержится, впрочем, глубокий смысл: есть мнение, что в актерской профессии один процент таланта и девяносто девять - трудолюбия. Все мои однокурсники, кто пахал, достигли хороших результатов в профессии.

Нам повезло с руководителем курса, хотя о жесткости Андрей Саныча ходили легенды. Студентов от страха перед ним едва ли не парализовывало. Мой друг закончил танковое училище и говорил, что это была ерунда по сравнению с Гончаровым (смеется - Авт.).

Но в то же время это был гениальный педагог, я безумно благодарен случаю за то, что попал именно к нему. Мне было поздно по возрасту поступать на актерский факультет, и пришлось поступать на режиссерский, а курс режиссеров как раз набирал Гончаров, и умные люди посоветовали мне идти именно к нему.

karp.jpg
Кадр из сериала "Карпов"
Как вы относитесь к «медным трубам»?

- Зрителю все равно: если они влюблены в актера, то наслаждаются его игрой и прощают все. Хотя мне кажется, излишнюю «звездность» видно даже из зрительного зала. Пусть не прозвучит громогласно, но суть нашей профессии все же в ином - нести разумное, доброе и вечное, другими словами, "служение гуманистическим идеалам человечества», как в фильме «Курьер». И, если ты сам добрым и вечным не обладаешь, тебе и нести нечего.

Что из последнего увиденного в театре произвело на вас наибольшее впечатление?

- Я раз семь посмотрел «Пожары» в театре Калягина "Et Cetera" и недавно был на этом спектакле снова. Считаю эту постановку одним из лучших спектаклей наших дней, если не видели – обязательно посмотрите. После просмотра все наши якобы невзгоды кажутся ничтожными. Но при условии, что вам этот спектакль «зайдет». Люди делятся на две категории - кому этот спектакль «заходит» и кому нет. Притом среди первых есть глубоко театральные люди. А есть те, кого трясет от эмоций. С точки зрения теории драматургии это классическая высокая трагедия, я не знаю другого такого спектакля в Москве. Раз в год хожу в психотерапевтических целях, и каждый раз испытываю тот самый катарсис, о котором говорили древние греки.

Гончаров, к которому мы снова и снова обращаемся в этом интервью, говорил, что театр будущего - это исповедальный театр. И "Пожары" - как раз такой театр.

Я хожу в театр не так часто, как хотелось бы, я же молодой отец (улыбается – Авт.). У меня две дочери, Элина и Николь. Конечно, они дарят счастье, но и столько энергии требуют (смеется - Авт.)! Быть отцом огромный труд. Если Николь, ей три года, - девушка утонченная в соответствии со своим именем, то Элина, ей пять, - натура бурная и страстная, смелая и не считает нужным скрывать свой темперамент (улыбается - Авт.).

5.jpg
С супругой Викторией и дочерьми Элиной и Николь

Многие зрители сейчас выбирают комедии, люди не хотят горевать и даже переживать в зрительном зале, ссылаясь на то, что и в жизни много негативных эмоций...

- Этих людей можно понять, защитная реакция психики. Но в моем понимании театр – это не только развлечение, но и практически научный способ познания мира. Театр - увеличительное стекло этого мира. Благодаря театру познают мир как зрители, так и актеры. Театр выхватывает самые яркие моменты жизни, отражает их и увеличивает, даже гиперболизирует.

Комедия может быть очень глубокой! Яркий пример - спектакль "Ищу мужа", поставленный замечательным Гарольдом Стрелковым, который раскопал в пьесе настоящие глубины!

Мой персонаж, полный никчемыш, добивается в этой постановке того, чего всю жизнь хотел, - настоящей любви, побеждает в борьбе за нее. Да, это смешно, но в первую очередь, это глубоко.

И героиня моей партнерши по сцене, Марии Порошиной и Ольги Тумайкиной, выбирает именно никчемыша, потому что не всегда и не всеми движет расчет, и слава богу.

Мне интересно посмотреть этот спектакль с Даниилом Спиваковским, с которым мы играем в дубль, говорят, он совсем по-другому подошел к этой роли, ведь мы с ним совершенно разные! А я, кстати, помню его в роли Гамлета в спектакле "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" в постановке Арье, и это был самый крутой Гамлет, которого я видел! Я только поступил к Гончарову, а Даниил уже там работал, и в филиале Маяковки шел этот спектакль. Это моя любимая его роль: представляете, Спиваковский с его харизмой, характерной улыбочкой и неповторимой интонацией: "Как я вас всех рад видеть! Еще увидимся!" – и с этими словами утаскивает за собой труп Полония (смеется - Авт.)! Потрясающая режиссура Арье и правильное распределение ролей, отдать Дане с его психофизикой Гамлета было гениальным решением. Я смотрел этот спектакль раза четыре. И что самое удивительное, есть фильм, который создал сам автор пьесы Том Стоппард, выступив режиссером и автором сценария, в этом фильме играют великие актеры, - и это полная ерунда по сравнению со спектаклем! По-моему, Стоппард сам не понял, что написал. А Арье понял. Такие чудеса случаются в театре и кино. И вот мы с Гамлетом-Спиваковским встретились в общем спектакле!

6.jpg
Сцена из спектакля "Ищу мужа" театрального агентства «Арт-Партнер»

В чем ваш огромный, без ложной скромности, секрет популярности у зрителей и особенно зрительниц?

- Мне просто повезло: бесконечно талантливый Илья Куликов написал очень яркого персонажа Стаса Карпова, которого я не испортил своим исполнением, а может быть, даже что-то привнес в образ. Без лишней скромности говорю, что семьдесят процентов Карпова - это сценарий Куликова, и тридцать внес я. «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи - сценарий, сценарий и еще раз сценарий», - говорил Хичкок.

Зрители очень полюбили этого героя еще в силу огромного общественного запроса на справедливость, которой не хватает в этом мире. Люди ждут человека, который восстановит справедливость, защитит слабого. Я не думаю, что в какой-то благополучной Финляндии или Швеции этот персонаж был бы столь востребован и любим. С точки зрения голландцев, даже Карлсон - это асоциальный тип.

Почему у них Карлсон, а у нас князь Мышкин, князь Болконский, Мастер, Стас Карпов, поставим их очень условно в один ряд как героев, воплощающих метания, страдания, искания?..

- Человека, качество его жизни, социальное благополучие надо ставить во главу угла. Около трети россиян, я где-то видел статистику, имеет туалеты на улицах, особенно, в деревнях, да и в городах тоже. Олег Павлович Табаков, возглавив театр, первым делом отремонтировал туалеты, даже не гримерки! Надо начинать с простых, базовых человеческих нужд. "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка", - говорил Достоевский. Мне бы хотелось, чтобы качество жизни человека стало государственным приоритетом. И все эти горести людские, и мы сейчас не о холодных туалетах на улице, конечно же, а гораздо шире и глубже, - несут литература, театр.

Всевозможные страдания - это конечно, к сожалению, часть нашей культуры, и это же подсознательно транслируется и на жизнь. Тем не менее, надо чётко разделять искусство и жизнь. Драматургия невозможна без борьбы. Но в жизни не должно быть страданий. Точка. Счастье человека, право на жизнь - основа. И безумно горько, что в России XXI века это не аксиома.

Окружающие проецируют на вас ваши кинообразы?

- Да, подходят крутые брутальные мужики, которые хотят увидеть во мне Карпова, а видят доброго открытого человека, и часто расстраиваются (улыбается – Авт.). Многие мужчины хотят соответствовать образу Карпова, он зачаровывает своей силой, бескомпромиссностью. Я видел интервью с одним очень известным продюсером, в котором он сказал: "Я часто веду себя как Карпов" (улыбается - Авт.).

Что касается других кинопроектов, вышел "Смерш", планируется его продолжение. Сейчас снимаюсь в сериале канала ТВЦ "Репейник", играю полицейского. После выхода "Глухаря" и "Карпова" я сказал, что вряд ли после этих ярких ролей у меня будет что-то более значимое в кино, и это оказалось правдой. Дай бог, чтобы появилось что-то знаковое и интересное.

А другие амплуа вас не привлекают, все же учились на режиссерском?

- Была попытка выступить продюсером, но я от нее отказался, и, слава богу, а то разорился бы. Чтобы быть продюсером, нужно о-о-о-очень страстно любить деньги, а это абсолютно не мое (улыбается – Авт.). И еще я для себя сформулировал, что нельзя деньги любить больше, чем актерскую профессию.

Как вернуться после роли в реальность и восстановить себя – задам дилетантский вопрос.

- Во-первых, все актеры разные, и у меня такие проблемы остро не стоят. Даже мама моя после "Карпова" вздыхала: "Как ты мог это выдержать?!" Нормально (улыбается – Авт.).

Говорят, Смоктуновский после роли Гамлета полгода где-то отлеживался. А обстоятельства, в которых оказывается Карпов, Гамлету и не снились!

По сути, вы Гамлета уже сыграли!

- Да, даже круче (смеется - Авт.).

Антигероев интереснее играть: они более яркие, противоречивые. Я бы в жизни не сыграл Илью Муромца с добрым, открытым, романтичным взглядом.

Что сыграть сложнее: смешное или трагическое?

- Я могу и то, и это, но как ни странно, в кино смешное ни разу не играл, а в театре играю в основном комическое. Суть актерской профессии: если ты создаешь трагическую роль, надо в нее погрузиться полностью, заставить себя нырнуть в нее по-настоящему, по-честному, и это непросто. Когда мне непонятно как играть, я задаю себе вопрос, а как было бы в жизни. Но не всегда, конечно, ответ на этот вопрос помогает, - на то оно и искусство, чтобы где-то утрировать, гиперболизировать.

Вы много играете в антрепризе, при этом есть актеры, которые относятся к ней как к театру другого сорта…

- Огромное количество моих друзей работают в репертуарных театрах и нередко чертыхаются на свое положение, и в силу высокой зависимости, и в силу того, что ты далеко не всегда играешь то, что тебе нравится. А антрепризный театр - это привилегия актеров, которые стали известными и могут себе позволить выбирать. Я антрепризу люблю и практически не играю в том, что мне не близко. Более того, среди антрепризных спектаклей есть один из моих любимых - "Мужчинам можно верить", в котором я по-актерски живу и дышу, несмотря на то, что ему около десяти лет. Наверное, есть актеры, относящиеся к антрепризе как к халтуре, но мне кажется, я в этом не участвую.

Актеры разные, у каждого свой «манок» - то, что "приманит" твою душу, раскроет твою актерскую суть. Мой "манок", то, что вдохновляет меня на сцене, - это радовать людей, нести хорошее, доброе, вечное как бы банально это ни прозвучало.

Критика вас ранит или подвигает совершенствоваться?

- Я настолько самокритичен, что меня тяжело удивить дополнительной критикой извне и тем более выбить из колеи. На меня это не влияет. Мне кажется, я адекватен в оценке себя. К тому же, я мало читаю о себе, раньше, когда на меня только свалилась кинослава, я читал многое, а сейчас перестал.

4.jpg

В чем принципиальное отличие ролей в театре и кино?

- Театр позволяет бесконечное хулиганство. В нем есть моменты - живые, сиюминутные, не повторяющиеся из спектакля в спектакль. Если все идет хорошо, и зритель у тебя "на крючке", то в этом есть пик театрального волшебства.

Но импровизация на сцене, шутка ради шутки, - это, конечно, неприемлемо. Шутка допустима только в рамках действия. Нельзя выйти на сцену и начать хохмить, "самовыражаться". Это будет кривляние. Все должно быть по делу, только точные реплики, жесты и прочее.

Воплощая ваши роли, вам приходится и драться, и стрелять, и бегать, и выполнять трюки…

- Я человек спортивный, и в ГИТИСе сценический бой, фехтование - это было прямо мое. В кино тоже обожал драться. Но снявшись в «Глухаре» и «Карпове», я радуюсь, когда новая роль не предусматривает подобных сцен (смеется - Авт.). Как я только не дрался и из чего только не стрелял… Снимаюсь сейчас в детективном сериале "Репейник", и впервые меня никто не бьет, я ни за кем не бегаю. Интеллектуальное расследование - и это так неожиданно (улыбается - Авт.).

В одном из интервью вы сказали: "На страх надо идти прямо, на опережение". Вам близок этот принцип по жизни?

- Чем смелый от труса отличается? Оба боятся, но смелый делает. У индейцев есть пословица: "Мои глаза идут вперед мечей моих завоевателей". Меня до сих пор, бывает, потрясывает перед выходом на сцену (улыбается - Авт), и я считаю, это хорошо, страх - это энергия! Говорят, актер, который не боится, это уже мертвый актер.

Что за магия происходит перед выходом на сцену, когда актер преображается, перевоплощается?

- Никакой магии! Адреналин, эндорфины, гормоны, одним словом (улыбается – Авт.)! Конечно, само по себе магия - что ты играешь ситуацию, обстоятельства, которых нет, пытаешься в них существовать. Пожалуй, да, это волшебство.

Спасибо, с вами так приятно общаться, вы очень открытый человек, и у вас очень теплая энергетика!

- Представляете, как тяжело мне было играть этого жестокого психопата Карпова! (смеется - Авт.)

Мастерство, Гончаров, ГИТИС?

- Точно!

фото: из личного архива Владислава Котлярского и канала ТВЦ; театральное агентство "Арт-Партнер", kinopoisk.ru

Другие герои

  • Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми»
    Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми»
    Смоктуновский был, несомненно, актером выдающимся, мирового уровня. Умер он довольно рано, но Светлана Новикова-Ганелина, наш автор, сумела встретиться с ним и взять интервью. За несколько лет до его ухода
  • Фанни Ардан: Я не скрываю свой возраст
    Фанни Ардан: Я не скрываю свой возраст
    Фанни Ардан – особенная звезда: из тех, кто не пиарится, не участвует в скандалах и тщательно оберегает свою личную жизнь
  • Ушел из жизни  Александр Ширвиндт
    Ушел из жизни Александр Ширвиндт
    Ушел из жизни Александр Ширвиндт – актер, театральный режиссер, автор нескольких книг, широко известный не только своим творчеством, но и искрометными высказываниями в своем фирменном стиле. Интересно, что эти фразы рождались у него из самой жизни, которую он очень любил и, можно сказать, завещал любить нам – его поклонникам.

Похожие публикации

  • Юрий Богатырёв: Тайный дневник
    Юрий Богатырёв: Тайный дневник
    Юрий Богатырев, которого больше знают как замечательного актера, был еще и прекрасным художником. У него была одна интересная привычка: он вел подробные дневники, записывая в тетрадь всё, что с ним происходило за день: то есть писал почти каждый день.
  • «Фокусник» Гердт
    «Фокусник» Гердт
    Как-то, на одном из выступлений Зиновия Гердта спросили: «Что вас раздражает в людях и какие их свойства вы цените?». Гердт на мгновенье задумался и ответил, что привлекает его - в любом человеке - сознание своего несовершенства. А раздражает - эпидемия комплекса собственной полноценности в искусстве»
  • Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву
    Тимофей Трибунцев: Русский человек на рандеву
    Трибунцев, которого долго считали актером эпизода, хотя в театре он играл и в шекспировских пьесах, и играл заметно, не боится разнообразить репертуар – от графа Кента до российского обывателя, от издевательской короткометражки до сложной главной роли. Такого диапазона, может, сейчас нет ни у кого