Радио "Стори FM"
Выставка «Щукин. Биография коллекции», Москва

Выставка «Щукин. Биография коллекции», Москва

Время проведения: 19 июня — 15 сентября

Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание (Москва, Волхонка, 12)

Эта беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка занимает практически все пространство Пушкинского музея. Проект представляет историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогают воссоздать собрания его братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию вошли знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Своей задачей кураторы выставки видели демонстрацию одного из крупнейших мировых собраний максимально полно. В составе выставки — более 450 произведений: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы. В подготовке выставки участвовали ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственный музей Востока, Музеи Московского Кремля, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Музей изобразительных искусств (Будапешт). 

11.jpg

Анри Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта" (Поэт и муза). Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен. 1909 (ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Ось выставки — коллекция Сергея Ивановича Щукина (1854–1936). Выходец из московской купеческой семьи, собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет (в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости). Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них повлиял на характер коллекционирования Сергея. Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектичной и настолько разноплановой, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись. Дмитрий Щукин – вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств – собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина в значительной степени сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию. Самый младший из братьев, Иван Щукин – все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству. На выставке показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину, из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания. Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранились только за счет их утраты – в каталогах аукционных распродаж.

12.1.jpg
Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910 (ГМИИ им. А. С. Пушкина)

Центральная часть экспозиции – «реконструкция» коллекции Сергея Щукина, она воссоздает путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Каждому большому увлечению коллекционера посвящен отдельный зал: Клод Моне и импрессионисты, Поль Гоген, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Анри Руссо, Андре Дерен.

Кульминационной точкой в развитии собрания Сергея Щукина стало масштабное декоративное панно, выполненное по его заказу Анри Матиссом. Эту картину, осмеянную, не принятую публикой, коллекционер сначала отказался забирать. Но веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте – на лестнице. Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия. Архитектурное решение выставки воссоздает образ коллекции Сергея Щукина, которая располагалась в интерьерах его особняка. Панно «Танец» представлено отдельно в самом большом пространстве Пушкинского музея – в Белом зале, как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина и его «собирательского» мировоззрения.

фото: Поль Гоген. RUPERUPE ("О, Таити, чудесный край!" Сбор плодов). 1899.;  ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мария Миронова

Basi.jpg

lifestyle.png