Радио "Стори FM"
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Манеже

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Манеже

Место проведения: СВЗ "Манеж" (Москва, Манежная площадь д.1)
Время проведения: 28 января - 25 марта 2020 г.

Нынешняя зима подарила нам сразу две выставки Сальвадора Дали. Сначала мы могли увидеть выставку скульптуры, керамики и графики «Дали и Пикассо» в саду имени Баумана. Сейчас же в Московском Манеже идет выставка одного Дали, более глобальная, отображающая все направления, в которых он когда-либо работал: кубизм, пуантилизм, авангардизм, переосмысление старых классических художников.

Есть художники, цель творчества которых – вызывать и передавать эмоции. Дали же был художником-исследователем, холодно изучавшим и фиксировавшим эмоции и пороки других (да и свои тоже).

Сальвадор Дали
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954 (Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»)

В этом плане показательны иллюстрации Дали к «Божественной комедии»: жуткие фантасмагорические образы. Дали не изображает тех грешников, к которым у Данте и его читателей возникает сочувствие. В иллюстрации к Песни V нет уносимых вихрем Паоло и Франчески, к Песни XXXIII – нет графа Уголино. Только макабрические расчеловеченные фигуры, только холодный энтомологический интерес к природе греха. Причем до этого на выставке графики была серия персонификаций пороков, которую Дали писал без привязок к дантовским образам. И она получилась гораздо ярче, детальнее, объемнее.

Дали – внехристианин и больше, чем христианин. Например, интересно решение одной из картин «Без названия. Онирический бал»: женская фигура, чьи ноги заканчиваются улитками, а вместо головы – колыбель с младенцем. Тело женщины напоминает изображения в первобытных пещерах. Животные на конечностях – языческий мотив, часто встречавшийся, например, в скифских украшениях (пантера, чьи лапы заканчиваются другими пантерами, мелкими; олень с хищными птицами-копытами), люлька с младенцем – мотив очевидно христианский. Так, объединяя эпохи, Дали создает новые символы.

Именно в этом смешении эпох Дали ищет ответ на главный вопрос своего творчества: что такое время, как победить и обмануть его? Да, то самое время – всем известные текучие часы.

Человек смертен. Что, в конечном итоге, останется от него? Прах, а то и всего лишь тень на стене (Дали с интересом, все тем же холодным интересом исследователя, изучал последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки). Нет смысла плакать, нет смысла привязываться. Можно только попытаться оставить о себе память.

Мир Дали сложен и неуютен: это ледяной космос, холодные четкие геометрические построения (на выставке были представлены несколько трехмерных иллюзий) и холодные препарируемые души.

Единственный повторяющийся у Дали образ, вызывающий сочувствие – пылающий жираф. Парадокс – «изысканный жираф», красивое экзотичное животное, и вдруг в огне, почему он в огне? – как символ жертвы, потому что любая жертва парадоксальна. Изображений пылающего жирафа было очень много на первой выставке, и ни одной – на выставке в Манеже. Намеренно или случайно – но в итоге так и получилось, что из персонажей этой выставки не жаль никого.

Однажды Дали в рамках эксперимента нарисовал несколько двойных картин – одно и то же изображение в левой и правой частях несколько смещено, как смещается оно, когда мы смотрим в одну и ту же точку сначала одним, потом другим глазом. Для создания объемной картины мозг должен совместить оба вида. Так и с творчеством Дали: чтобы увидеть его сквозь магический стереоскоп восприятия, нужно посетить обе экспозиции.

Автор: Людмила Бычкова

фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019; PR-служба Музея Фаберже