Радио "Стори FM"
Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Автор: Максим Андриянов

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась увлекательнейшая выставка «Музы Монпарнаса». Да, по нынешним временам тема довольно-таки сексистская, и кого-то может привести в негодование — почему выделили женщин, почему причислили их всех к музам, а не к творцам? Но давайте не будем придираться к словам. В конце концов эта экспозиция иллюстрирует яркий период первой половины XX века, когда представительницы прекрасного пола отвоевали себе крепкие позиции в искусстве. А ведь возможность получить художественное образование появилась у женщин лишь в самом конце XIX столетия, и французская столица была скорее исключением из правил. Несмотря на то, что речь шла о частных школах-«академиях», а не о государственных учебных заведениях, их ученицы оказали огромное влияние на формирование славы Монпарнаса как колыбели современного искусства. Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Удальцова, Тамара Лемпицка, Соня Делоне, Дора Маар — почти два десятка громких имен, оставивших след в истории.

site_goriz.jpg

«Мы хотели собрать воедино галерею наиболее ярких образов из тех, кто в 1900–1940-х годах утверждал роль женщины в разных областях искусства, и показать их в самом насыщенном в те времена «центре притяжения» — парижском районе Монпарнас. Именно в это время и в этом месте в спорах и соперничестве, через насмешки и непонимание постепенно сложились основы привычного для нас сегодня отношения к женщине в искусстве», — говорит о новой выставке директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

У Марины Девовны, как и у легендарных женщин Парижа, слова с делом расходятся редко — хотели собрать и собрали. Более 50 картин, сотня рисунков, а еще скульптуры, произведения прикладного искусства, художественная фотография, а также архивные документы и материалы — все это заняло целый этаж галереи. Многие экспонаты — из частных коллекций, большинство — показываются в России впервые.

1.jpg
Мария Васильева. 1884–1957. "Крыши". 1915 г. Собрание Владимира Царенкова, Лондон 
Экскурс в историю начинается с учениц монпарнасских академий, среди которых оказались и будущие создательницы русского авангарда: Экстер, Попова, Васильева, Удальцова. Тут же воспитанницы итальянца Филиппо Коларосси и академии Де ла Гранд-Шомьер. Их имена тоже на слуху — Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина. Далее — Соня Делоне, раньше других обратившаяся к дизайну и моде.

2.jpg
Жаклин Марваль. 1866–1932. "Кокетки". 1903 г. Предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж 

Ну а завершают выставку сюрреалисты. Их глава носит название «Покидая Монпарнас». Ведь ветер экономических перемен 1920-х развеял дух свободы и раскрепощенности, который способствовал расцвету талантов художниц, моделей, писательниц, коллекционеров и ярких светских фигур Парижа. И на этой последней странице имена трех женщин — Клод Каон, Леонор Фини и Доры Маар. Окончательно прекрасную эпоху похоронила Вторая мировая война. Та же Дора Маар творила по примеру своего возлюбленного Пикассо за закрытыми ставнями, отгородившись от наступающего фашизма буквально. И это уже была борьба за жизнь, а не за место в искусстве.

Чтобы «Музы Монпарнаса» заговорили в полный голос, конечно, нужна экскурсия. Индивидуальная или групповая — это уже как вам нравится. В любом случае сотрудники музея знают десятки историй про каждый экспонат этой выставки, и кроме эстетического удовольствия, вы получите приличный багаж знаний.

Верхнее изображение: Жаклин Марваль. 1866–1932. "Танцовщица". Эскиз панно для театра Елисейских Полей. Начало 1910-х — 1913. Частное собрание.

Все изображения предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина