Радио "Стори FM"
Выставка «Место под солнцем. Беньков / Фешин» в Москве

Выставка «Место под солнцем. Беньков / Фешин» в Москве

Время проведения: 5 июня — 24 сентября

Место проведения: Музей русского импрессионизма, Москва

Свой путь в искусстве Павел Беньков (1879-1949) и Николай Фешин (1881-1955) начинают бок о бок: талантливые студенты знакомятся в 1895 году в Казанской художественной школе, становятся друзьями и едут поступать в петербургскую Академию художеств. Там Николай Фешин попадает в невероятно популярную — и оттого переполненную — мастерскую Ильи Репина, а Павел Беньков — в мастерскую ученика Репина — Дмитрия Кардовского. За повышенное внимание к цвету Беньков получает среди студентов прозвище «Тициан». Когда появляется возможность, он едет на каникулы в Европу, учится в Париже, в Академии Жюльена. Окончивший Академию с медалью, Фешин тоже путешествует по Европе, а его работы участвуют в выставках в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Венеции, Нью-Йорке и Сан-Франциско. На выставке 1910 года в Питсбурге работы Фешина соседствуют с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсаро, Альфреда Сислея; но даже в этой компании мастерство русского художника отмечают и публика, и критики, и американские коллекционеры.

portret.jpg
Фешин Н.И. «Портрет миссис Фешиной с дочерью» 1925 (холст, масло, 88,1х80,6 см). Собрание Вадима Коссински, Москва

После учебы в Академии художеств Беньков и Фешин возвращаются в Казань и преподают в «родной» школе. Студенты, обожающие своих педагогов, делятся на «беньковцев» и «фешинцев» — такими разными эти педагоги были: замкнутый Фешин и душа любой компании Беньков. Революция и гражданская война переворачивает привычную жизнь и ставит перед художниками глобальный вопрос: «Уехать или остаться?». Пути Павла Бенькова и Николая Фешина расходятся. В 1923 году Фешин с семьей переселяется в Штаты, где одна за другой открываются его персональные выставки, покровители-коллекцонеры покупают картины прямо с мольберта и делают заказы. Казалось бы, долгожданная благополучная жизнь, но у Фешина открывается туберкулез. В поисках места под солнцем художник перебирается сначала в Нью-Мексико, а потом в Калифорнию.

Павла Бенькова, оставшегося на родине, преследуют трагедии: репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака. В 1928 году он впервые посещает Бухару, и уже через год переезжает в Узбекистан навсегда. Азиатское солнце и местный колорит дарят ему силы и вдохновение.

Спустя более чем 90 лет, после того как их дружбу и жизнь разделила эмиграция, работы художников и друзей будут представлены вместе. Выставка «Место под солнцем. Беньков / Фешин» расскажет о том, как сложились судьбы художников. Чье решение оказалось верным — решит уже сам зритель. В пространстве Музея русского импрессионизма будут показаны картины из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного музея искусства народов Востока, Музея Российской Академии художеств, а также из десяти частных коллекций.

Автор: Анастасия Рослова

фото: Фешин Н.И. «Портрет миссис Фешиной с дочерью»1925 (холст, масло, 88,1х80,6 см). Собрание Вадима Коссински, Москва; Беньков П.П. На террасе. 1913. Х, м. 89,5х124 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Harington.jpg

Basi.jpg

lifestyle.png