Радио "Стори FM"
Вечер одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
  • Вечер одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Вечер одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

Автор: Максим Андриянов

Администрация МАМТа старается держать лицо, хотя условия, в которые сейчас поставлена балетная труппа, нужно признать, те еще. Надеяться на сотрудничество с западными постановщиками уже не приходится, а из платежеспособной публики осталась преимущественно та, которую привел Константин Богомолов на балет «Ромео и Джульетта». Как тут и артистов занять, и бюджет пополнить? Ответ очевиден — идти по пути импортозамещения. Так на афише вместо балетов Шарон Эль и Хофеша Шехтера появились работы 34-летнего Владимира Варнавы и 25-летнего Максима Севагина, вставшего у руля балетной труппы вместо покинувшего Россию Лорана Илера. Их постановки «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» решены в максимально популистском ключе.

IMG_3161.jpg
Сцена из спектакля

Первая вообще выросла из хореографии, придуманной для сериала «Балет», который снимает режиссер Евгений Сангаджиев на студии «Видеопрокат» Сергея Бондарчука и Алексея Киселева. Аналогичного случая в МАМТе не припомнят, и уж тем более, на сцену прославленного театра ни разу не выходил кланяться кто-нибудь со светским прозвищем Киса. Возможно, забыли. Ведь если верить древнегреческому философу Эмпедоклу, чья поэма «О природе» легла в основу балета, все в мире циклично. Именно на бесконечном повторении построена хореография Варнавы на музыку Алексея Наджарова. Начинается все со скучного застолья — полтора десятка нарядно одетых людей (костюмы — Натальи Турниковой) что-то грустно празднуют, к ним забредает путник, у которого на руках карта с маршрутом, напоминающим замысловатый узор. Люди начинают следовать ему, и узор увлекает их в захватывающее путешествие. Вот только путник не предупредил, что карта циклична, и вернуться люди в то же место, откуда начали свой путь. Без синопсиса вы ничего этого не поймете — просто будете отвлекаться от хореографии Варнавы, копирующего сразу все современные тенденции, на завораживающие проекции Ильи Старилова, который выводит на экран фрагменты тел танцовщиков, сплетающихся в замысловатые узоры. Не успеете устать, как на авансцене вновь покажется стол с сияющими в свете софитов фужерами. Прекрасная мизансцена для поклонов, а они будут долгими, ведь в балете-безделушке заняты 16 лучших солистов труппы, среди которых и Эрика Микиртичева, и Ксения Шевцова, и Анна Окунева, и Денис Дмитриев.

IMG_3233.jpg
Сцена из спектакля

Балет Максима Севагина «Нет никого справедливей смерти» вдохновлен одноименной аргентинской сказкой и концертом для арфы с оркестром аргентинского же композитора Альберто Хинастера. Сюжет тоже требует пересказа: крестьянин берет в крестные своему сыну Смерть, та одаривает его способностью исцелять любого, кроме того, к кому она садится в изголовье. Но вопреки уговору крестьянин вылечивает королевскую дочь, а потом пытается скрыться от Смерти обрившись наголо. Не найдя своего кума та решает забрать себе лысого бедолагу. Все вроде бы стройно, но Севагин решает поступить с балетом, как Джеймс Бонд с коктейлем — взболтать, а не смешивать. В итоге сюжет разбит на несколько планов действия, что в купе с богатым символизмом делает балет почти абстрактным. Тем более, что сценограф и художник по костюмам Анастасия Нефедова при поддержке все того же Ильи Старилова переносит историю на межгалактический корабль. Где тут аргентинский фольклер? О нем напоминают только эксцентричные па и упругие прыжки. Овации здесь тоже обеспечены, ведь Смерть танцует Оксана Кардаш, крестьянина — Дмитрий Соболевский, принцессу — Ксения Шевцова, а короля — Георги Смилевски.

Балетным критикам в этих двух работах Варнавы и Севагина оценивать особо нечего — это максимально зрительские постановки, почти эстрадные шоу. Но в деле вербовки новых поклонников балетного искусства, таким ярким и легким спектаклям замены нет.

Автор фотографий: Карина Житкова, на главном фото: Оксана Кардаш (Смерть), Дмитрий Соболевский (Муж), Иннокентий Юлдашев (Бог)