Радио "Стори FM"
Спектакль по песням Виктора Цоя «Живой» в театре «Современник»

Спектакль по песням Виктора Цоя «Живой» в театре «Современник»

Автор: Максим Андриянов

После успеха спектакля-концерта «Наша Алла», поставленного Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-центре», появление новых постановок в этом жанре было делом времени. Худрук «Современника» для трибьюта в своем театре выбрал не менее культовую фигуру. Его «Живой» — из песен Виктора Цоя и группы «Кино». На сцене — молодежь, из медийных — только Варвара Шмыкова. И это лучшее режиссерское решение. Звезда в этом спектакле должна быть только одна — и это тот, чьи песни звучат все полтора часа.

1.jpg
"Живой" репетиция
Виктор Рыжаков умеет и любит делать концерты для драматических артистов, все его исполнители музыкальны и пластичны. В «Живом» — это жирный плюс, потому что со сцены звучат известные и очень известные песни — «Малыш», «Скоро кончится лето», «Звезда по имени Солнце», «Перемен»… Обычный зритель не ищет в последовательности треков какого-то смысла — подпевать начинают практически сразу, на пятой песне зрители включают фонарики у смартфонов, и зал «Современника» начинает напоминать старую «Горбушку». Только там были не смартфоны, а зажигалки, и местные художники-постановщики могли только мечтать о таких декорациях, какие построил Николай Симонов. Он придумал подиум вдоль стены, на которую проецируется видеоконтент. Эта конструкция прорезает пространство сцены по диагонали слева направо, и артисты, выходящие к зрителям, совершают символический путь из туманного будущего в подсвеченное софитами прошлое. И в этом прошлом все предельно понятно: песни, ставшие хитами, человек, получивший признание миллионов, факты его биографии.
Спектакль имеет подзаголовок «Двадцать одна история про Виктора Цоя», но как раз истории — самое слабое место этой постановки. И дело не в том, что актеры рассказывают их как-то неталантливо, нет. Степень их драматического дарования трудно оценить, потому что текстовые вставки в «Живом» — такая же формальность, как разговоры с залом рок-звезд между песнями. Обычно это поверхностно, пафосно и скучно. У Рыжакова невозможно заскучать из-за постоянной смены ритмов, лиц, проекций.

2.jpg
"Живой" репетиция
В программке дается толкование слова живой, и в качестве примера его использования в значении существительного приводится цитата из «Фауста» Тургенева: «Как это случилось, как растолковать это непонятное вмешательство мертвого в дела живых, я не знаю, и никогда знать не буду». Виктор Рыжаков тоже как бы не знает, но подсказывает — ставит в финал спектакля песню «Перемен», что делает его если не живым, то уж живеньким точно. Только учтите, что билеты нужно покупать подальше от первого ряда, ведь большое, а декорация для сцены «Современника» будто бы великовата, видится на расстоянии.

Фото: пресс-служба театра «Современник»