Автор: Наталия Смирнова-Гриневич
Спектакль по пьесе Константина Стешика «Летели качели» в постановке Марфы Горвиц
«…Без пассажиров Без постороннего усилия Сами по себе…» летят качели судеб потерянных персонажей популярного белорусского драматурга К.Стешика на экспериментальной сцене Практики. Герои, выросшие на песнях Егора Летова, культовой фигуры 90-х, не произносят ни одной его поэтической строчки, не подражают своему кумиру ни повадками, ни образом жизни. Протестный пафос почитаемой рок-группы «ГрОб» остался где-то в прошлом, и психопатическая энергия уступила место вялотекущей депрессии, заторможенности и безволию.
Язык-миф-текст-контекст. Возникает ощущение удивительной достоверности происходящего. Уходит куда-то переживание о нарочитой школярности зрелища и некоторой разнородности игры актеров, привыкшим к иным эстетическим пространствам. Непроизнесенные стихи крестного отца русского панк-рока, кажется, начинают звучать в головах зрителей, вовсе не знакомых с творчеством художника.
Пальцам холодно...
Мыслям крохотно...
Из земной юдоли
В неведомые боли —
ПРЫГ-СКОК!!!
ПРЫГ-СКОК!!!
Тем временем на сцене разворачивается сага о подростках не желающих взрослеть. Тавтологическое бормотание историй про песни Летова, про сомнительные подвиги молодости, рождает на наших глазах новую мифологию о никогда не взрослеющих детях, возведших апатию в статус морально-нравственного предписания. Навязчивое желание забрести за черту даже не романтизируется, а просто констатируется. Похоже, Танатос возобладал-таки над Эросом с твердым намерением бесстрастно забрать у вечности право на бессмысленность существования, одиночество и смерть.
Нет в спектакле музыки Гражданской обороны. Зато звучит вечный Бах, а строки дебютного студийного альбома 1990 года группы «Егор и Опизденевшие» приходят сами собой:
Остановились часы
Сгинуло время
Выгорело семя
фото: А. Курова