Радио "Стори FM"
«Первый хлеб» в театре «Современник»

«Первый хлеб» в театре «Современник»

Автор: Максим Андриянов

Кто только не шутил, что Россия живет в нескольких временных поясах, и речь иногда идет не о часах, а о десятилетиях. Если учитывать эту особенность, то московский театр «Современник» оправдывает свое название как никакой другой — его стабильно шатает от шестидесятых до наших дней и обратно. В новом спектакле «Первый хлеб», поставленном по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова молодым же польским режиссером Бениамином Коцем, это очень сильно чувствуется.

Кажется, что Ташимов, ученик Николая Коляды, родился в 1989 году сразу с текстом своей пьесы — отсюда нецензурная брань, пьянчуги, гейские поцелуи и гулящие девки, а действие происходит в какой-то дыре на необъятной территории Российской Федерации. За верное следование заветам учителя Ринату можно поставить пятерку — все элементы на месте, но Коляду «Современник» ставил много: и в 1990-х («Мурлин Мурло», «…Мы едем, едем, едем в далёкие края…»), и в 2000-х («Уйди-уйди», «Селестина», «Заяц. Love story»). Нужно ли возвращаться к той же эстетике в 2021-м? Кто-то назовет это преемственностью поколений, попробуем согласиться.

Тем более, что с товарищем Коцем та же параллель. Он выпускник режиссерской магистратуры ЦИМа и Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова. Он знает что такое апарт, вплетает в сюжет частушки, Эминема и приметы времени вроде электронной очереди в «Сбербанке», сочетает бытовые костюмы с абстрактным оформлением сцены. На «Иранской конференции» в Театре Наций Бениамин был ассистентом Рыжакова, и, видимо, там усвоил, что именитые актеры — живые люди и им тоже хочется новых ролей. Пусть даже эти роли — типичные старые песни о главном. Так в «Первом хлебе» появилась Лия Ахеджакова. И она, собственно, то, ради чего стоит смотреть эту постановку.

3.jpg

Итак, семья татар и семья узбеков живут в «очень маленьком городе на очень большой реке». Они застряли где-то между прошлым и настоящим, между социальными пережитками и «сони плейстейшен». Они потеряны и тотально несвободны. В этом их суть и их несчастье. И только эксцентричная бабушка Нурия (героиня Ахеджаковой) может позволить себе говорить правду и объявить войну тому, что противоречит законам любви и свободы.

1.jpg

Лия Меджидовна играет трогательно, достоверно и местами поверх текста, потому что банальность и запутанность слов мешает ей донести до зрителей главное — веру в высшую справедливость, стремление увидеть свое продолжение в новом поколении, неприятие насилия. Она рисует свою роль плакатными красками: поет и танцует, отыгрывает гэги и поднимается до трагических высот. К ее работе нет претензий, как, впрочем, и ко всему актерскому ансамблю — это как раз сильная сторона постановки. Считается, что это признак зрительского спектакля. Наверное, таким он и будет, когда все сыграются.

2.jpg

Примечательно, что перед премьерным спектаклем худрук «Современника» Виктор Рыжаков произнес речь, императив которой сводился к мысли, что спектакль рождается на публике, и зрителям нужно потрудиться, так же как и актерам. Хитрый ход от опытного режиссера. Не дожидаясь критики, Виктор Анатольевич дал свое определение смутному чувству, возникающему в конце спектакля: усталость после полуторачасового «Первого хлеба» — это результат совместного труда. А труд, как известно, облагораживает.

Фото: Даниил Примак/пресс-служба театра «Современник»