Радио "Стори FM"
«Бэтмен против Брежнева» в Театре на Малой Бронной

«Бэтмен против Брежнева» в Театре на Малой Бронной

Автор : Максим Андриянов

В программке спектакль заявлен как советский триллер, но на самом деле это литературный анекдот. Драматург и режиссер Саша Денисова придумала историю про скромного журналиста Толю Дудочкина, который оказывается Бэтменом в коммунистическом Готэме. Он сам — немножко Довлатов, а потому выпивает и пишет роман. Жена его — из технарей, поэтому не понимает мятущуюся душу мужа, теща — из женщин старой закалки и тяжелой судьбы, коллеги — типичная советская интеллигенция, боящаяся КГБ и с завистью поглядывающая на западное общество потребления. Ну а враги… Их много, но есть главный. «Почему один человек мешает демократическим изменениям в стране? Потому что он — гарант и обеспечивает сохранность этой системы», — выпаливает однажды Дудочкин. И тут на переднем плане появляется он, Леонид Ильич.

33.jpg

Брежнева играет актриса Ольга Лапшина, и это блистательная работа. По яркости и точности с ней спорит только теща в исполнении Александра Семчева. В какой-то момент их герои составят пару — инфантильный Леонид Ильич, мечтающий о сабельке, пострелять уточек и чтобы все отстали, поселится у поманившей его домашней стряпней Клавдии Георгиевны. А Дудочкина-Бэтмана собьет с пути истинного Женщина-кошка, она же советская телезвезда Лика Кувшинова, и жизнь простого супермена пойдет под откос. С женой он разойдется, станет больше пить, меньше видеться с дочерью и в конце-концов его ждет трагический исход.

b1.jpg

Весь рассказ, кстати, ведется как раз от лица дочери Дудочкина. Ее играют две актрисы: одна — маленькую, а вторая — взрослую, как бы вспоминающую все через годы. И в этом дуализме персонажа зашит основной код постановки — режиссер предлагает посмотреть и изнутри, и со стороны как на историю отдельно взятой семьи, так и на историю страны в целом. Саша Денисова заставляет зрителя быть и соучастником, и свидетелем. В других ее пьесах («Гарри в огне», «Отель «Калифорния»», «Маяковский идет за сахаром», «Зажги мой огонь») исторические или литературные персонажи так же оказываются в самых причудливых обстоятельствах, и этот прием наряду с современным фейсбучным русским языком стали визитной карточкой Денисовой как драматурга. Денисова-режиссер усиливает свой текст приметами времени — словечками из популярных фильмов, песнями вроде «Куда уходит детство» и Sunny. Даже члены политбюро похожи у нее на Тарталью, Пенталоне и Бригеллу из старой вахтанговской «Принцессы Турандот».

b2.jpg

Единственное, нужно помнить, что у «Бэтмена против Брежнева», как у анекдота, есть одна особенность. Его успех зависит не только от таланта рассказчика, но и от чувства юмора слушателя. Мне например, попался тяжелый зал, в котором пять человек утирали слезы, а остальные пытливо вслушивались, после какого слова смеяться.

Символично, что премьерные показы этого спектакля совпали с очередной волной протестов в Москве, и на площади трех вокзалов силовики задержали человека в костюме Бэтмена — его показывали во всех новостях. Так суровая постсоветская действительность еще раз доказала, что сказка всегда может стать былью.

Фото: пресс-служба Театра на Малой Бронной