Автор: Наталия Смирнова-Гриневич
Сходила на «Баядерку » в Большом театре. Рядовой спектакль. Никакая не премьера, не юбилей. Владислав Лантратов - идеальный принц (хоть он здесь и воин). Летал как орел. Зависал в знаменитых позах Чабукиани. Безупречно. Никия – Екатерина Крысанова – нежная, выразительная, линии прекрасно чувствует, на редкость музыкальна, каждую ноту пальчиками «допевает» - русская школа. Столько драматизма вложила в «танец со змеей», что вспомнилась Уланова в Бахчисарайском фонтане… Но я не об этом. Меня как-то с новой силой поразила (видно, давно про классику не писала) цельность и гармоничность конструкции академического балета, которая именно в этом сочинении нашла свое идеальное воплощение.
Мариус Петипа больше 50 лет проработал на сцене петербургского императорского театра. И все это время строил «балетный Парфенон», где каждое па, каждый такт, все большие и малые формы строго обозначены и соподчинены друг другу. То есть детали можно менять и переделывать, но до тех пор, пока «блюдется» принцип «золотого сечения», открытый великим метром, здание классического балета будет стоять и сиять нетленной своею красотою. Перед нами дивертисментная феерия с громоздким, не слишком литературно выверенным либретто и простенькой музыкой Минкуса, умевшего писать «по заказу» хореографа – столько-то тактов для вариации, столько-то для коды. Здесь все подчинено жесткой руке хореографа. С.Худеков – автор выдающегося труда по истории танцев – соавтор либретто. Он умел писать и мог бы наверняка что-то более литературное состряпать. Но это было не нужно. Нужен только предлог для танцев, для каскада танцев, для бесконечно закручивающегося и раскручивающегося дивертисмента, для нанизывания как бисер на нить выверенных балетных па, поз и переходов. И в центре этого пира для глаза – главный объект большого академического балета Петипа – Балерина.
фото: Государственный академический Большой театр России