Радио "Стори FM"
А к вам лиса не заходила?

А к вам лиса не заходила?

Автор: Наталия Смирнова-Гриневич


Дождь не капает, не моросит, а навязчиво как-то шуршит в кромешной мгле неблагополучного городского района. Еще одна премьера в театре Практика: «Дождь в Нойкёльне» силами недавних выпускников ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Пьеса современного немецкого драматурга Пауля Бродовски, резидента театра Фрайбурга, выстроена в модной сегодня технике монтажа коротких эпизодов (shot-cut). Жанр можно было бы определить как «читка от третьего лица». 

1.JPG

Режиссер спектакля – Полина Золотовицкая, обнаруживает поэтическую составляющую пьесы, выводит своих актеров на сцену как на подиум, и манекены-чтецы в облике случайных прохожих или завсегдатаев «грязного» района, ритмично проговаривают свои тексты. В это время их телодвижения рассказывают какие-то совсем другие истории (хореография Н.Шургановой). На этом диссонансе режиссер выстраивает оптику города как универсальную саморазрастающуюся конструкцию. Металлические балки, обклеенные светодиодами (Дэн Флавину здесь поклон!) как леса на стройке (художники – А.Леонов, С.Васильева) разлиновывают скупое пространство и обозначают границы каждой конкретной истории.

Рэповая подача, электронная музыка «со вкусом мостовой», телесные знаки, расходящиеся с текстом – все это ради попытки хоть как-то встроится в самодостаточный городской организм. Правда, остаться целым и невредимым получается не всегда, потому что на пути к самым незамысловатым целям могут стоять случайности и совпадения наподобие той сатанинской истории, в которой «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила...».

2.JPG

Спектакль начинается с полной тьмы, из которой вырывается мрачное, безразличным голосом произнесенное пророчество: «Всегда найдется сирена, которая приведет к крушению мой корабль». С недобрых небес доносится до нас невеселый конец истории: «Будет ли у мостовой еще и вкус песка?»

А дальше – круговорот ночной жизни с полукриминальным замесом: дискотеки, проститутки, таксисты, наркотики, шальные деньги. Всю эту грязь и вместе с ней – опасную болезнь, «эхинокок», разносит король городских помоек – Лис обыкновенный (И.Борисов), явившийся нам то ли из «глюков» обдолбанных граждан, то ли из реальных городских нечистот.

«А к вам лиса не заходила?» Ну, хотя бы в виде очаровательного трансвестита, танцующей походкой прогуливающегося по мокрым от бесконечного дождя тротуарам, не заходил он к вам? Уж и не знаю, пугаться очаровательного разносчика инфекции или как-то приспосабливаться к новым реалиям, но я была захвачена динамичным зрелищем, и в какой-то момент уже была готова поверить в экзистенциальные порывы героев и в целительную силу дождя.

3.JPG

Однако ритм спектакля, его ненавязчивая «рэповость», мягкая абсурдность, достигаемая разведением слова и движения по разные стороны баррикады смыслов – все это режиссерское шитье, надежно поддержанное художественным и музыкальным решениями (костюмы Е. Павелко, музыка – Д.Мазуров), терялись в тот самый момент, когда кто-то из актеров включал «школу переживания». И тогда моя суетная мысль переключалась на проблемы образования и воспитания. Как же здорово, что совсем еще молодые юноши и девушки имеют возможность пробовать свои силы на обновленной сцене театра Практика, где самый смелый эксперимент и самые безумные идеи всегда находят сторонников и почитателей. Но параллельно взгрустнулось о том, что расслабляться не стоит – лиса может нагрянуть в любую минуту.

фото: Анна Шмитько/театр "Практика"