Радио "Стори FM"
Торговец искусством

Торговец искусством

Автор: Лариса Максимова

Марат Гельман - известный коллекционер, галерист, политтехнолог и оппозиционер. И как с таким человеком не поговорить про деньги?

Марат Гельман

Марат, для тебя деньги – это больше положительный герой или отрицательный?

– Положительный, конечно!

И почему же?

– Мне они дают возможность делегировать кому-то часть работы. Это вообще главное. Ключевое свойство денег состоит в том, что с их помощью я могу разгрузить себя от времязатратной, рутинной работы. Как только у меня появилась возможность, то первое – ага, водитель, второе – секретарь, третье – человек, который помогает по дому, четвёртое – няня и так далее. И чем более серьёзными делами занимается человек, чем занятей он становится, тем больше ему нужно людей, которым он готов платить, только бы они сняли с него лишнюю головную боль. Вообще, у каждого человека есть в жизни то, что он может сделать только сам, и то, что можно безболезненно поручить другим, освободив время для дел или отдыха. Или общения с семьёй.

На ваш взгляд, верна ли постановка вопроса: если ты такой умный, почему ты такой бедный?

– Нет, не верна. Каждый человек получает то, чего он хочет. Я, например, знаю очень много умных людей, в первую очередь это художники, для которых гораздо важнее денег ­– иметь возможность высказаться. И вообще мне кажется, что тот, кто хотел быть богатым, – тот стал богатым, а тот, кто хотел быть знаменитым, – стал знаменитым, а тот, кто хотел спокойной жизни, – имеет спокойную жизнь. Часто деньги и спокойствие входят в противоречие. Я знаю умных богатых, у которых жизнь нервная и неспокойная. И я знаю одного человек с высшим образованием, тоже очень умного, который мог бы стать богатым, если бы хотел. Но он живёт в Черногории и ухаживает за чужим садом. У него жизнь счастливее, чем у владельца этого сада. Он живёт у моря круглый год, здесь хорошая природа, всегда на свежем воздухе, есть возможность купаться. А тот, чей сад он возделывает, приезжает сюда на два месяца, а всё остальное время дышит чёрт-те знает чем.

У Макаревича есть такая песня – либо то, либо другое. Один живёт для денег, другой – для вечности. А разве не бывает – и то и другое?

– Постфактум, конечно же, только так и бывает: вещи, сделанные для вечности, через некоторое время становятся самыми дорогими, самыми успешными. И могут даже сделать их владельца богатым.

Если удастся дожить…

– Чаще делают богатыми наследников. Это, кстати, тоже неплохо. Но бывает и по-другому, сейчас время убыстрилось, что ли. Но я точно знаю одно: если изначально задача – сделать коммерческую вещь, то у неё есть потолок. Это не означает, что художник не должен работать на заказ, до семнадцатого века фактически всё искусство было заказным. Но речь идёт о внутреннем состоянии человека, его мотивациях…

А какая у тебя была мотивация, когда ты стал покупать картины? Для удовольствия или для денег?

– У меня была страсть – коллекционирование. Мне очень нравилось искусство. Но при этом я одновременно думал о том, что это и какая-то инвестиция. Я об этом думал вначале, да. Но в коллекционировании неважно, как человек в него входит, важно, что происходит потом. Одни начинают картины покупать, потому что надо просто интерьер украсить. Вот кому-то нужно пять картин. Он смотрит, смотрит на разные картины, а потом решает для себя: раз уж я всё равно буду тратить деньги, может, стоит во всём этом разобраться, понять – что к чему? И вот глядишь, через год стал коллекционером и картины уже некуда девать.

У тебя было так?

– Я хотел обладать произведениями искусства. Два года активно собирал, нашёл какого-то искусствоведа, который мне помогал. И через некоторое время обнаружил, что я в выборе эксперта сильно ошибся. Мне моя коллекция разонравилась активно, тем более я уже к этому времени образовался и кое-что стал сам понимать. И я начал коллекцию продавать. А в России не было никого, кто мог бы мне помочь в этом, не было ни одной галереи тогда. Я сам лично продал всё, и достаточно успешно, и начал вторую коллекцию собирать, более осознанно и рационально. Мне вообще часто в жизни везёт. Так я стал профессиональным галеристом, то есть торговцем искусством. Получается, стал вынужденно, только потому, что хотел продать то, что мне не нравится. Такая вот история.

Один состоятельный человек объяснял, что есть некая цифра в рублях, при которой человек выходит на тот же уровень потребления, что и у форбсов. И дом у него есть, и яхта, еда всякая. Отдохнуть может где угодно, поехать учиться в любую страну. А он всё продолжает биться за умножение своего богатства и никак остановиться не может. И никакого счастья на его лице не написано. А тебе сколько нужно денег для счастья?

– Не знаю, допустим, пятнадцать тысяч евро в месяц. Ну, это при условии, что у меня уже всё есть. Это означает, что я не буду делать какие-то усилия, чтобы зарабатывать больше. Но если оно само происходит, то я, конечно же, найду, как употребить эти деньги. Опять же буду собирать коллекцию, а может быть, создам какой-то фонд или профинансирую какой-то проект самостоятельный.

А про образование для детей ты не думаешь? Это сегодня тема такая модная – иметь деньги, чтобы детей обучить наилучшим способом…

– Дети-то маленькие пока, а придёт время – заработаю и на образование. А может, к тому времени что-то другое будет, может быть, вообще деньги отменят или всё станет бесплатным. Или ещё доплачивать будут тем детям, которые готовы учиться, к примеру. Нужно жить сегодняшним днём. Если говорить про деньги, то у меня была такая история. Моя мама работала учительницей математики и воспитывала меня до тринадцати лет одна. Она застраховала меня и с дня моего рождения откладывала деньги. И накопила за восемнадцать лет, к моему совершеннолетию, три с половиной тысячи рублей. Целое состояние по тем временам! Они лежали на сберкнижке. Когда я пошёл учиться, я хотел их взять, мне очень нужны были эти деньги, просто позарез. Но мама сказала: нет! Возьмёшь только когда женишься, и на эти деньги купим тебе мебель в квартиру. Я так уговаривал её, чтобы она мне отдала эти деньги, но она твёрдо стояла на своём. А потом эти деньги сгорели, превратились в ничто. У меня до сих пор есть эта сберкнижка, на ней лежат эти три с половиной тысячи «старыми», которые теперь, наверное, полдоллара стоят.

Есть такая поговорка: не в деньгах счастье. Согласен? Или, как считают многие богатые, вся эта народная мудрость – отмазка для лузеров, терапевтическое средство от бунта бедных и жаждущих социальной справедливости?

– Есть исследования, которые вывели индекс счастья и три главных фактора, от которых оно происходит. И деньги – один из этих трёх. А ещё солнце и молодость. Солнце, молодость и деньги делают человека счастливым – это научно доказано. От них какие-то химические вещества в кровь выделяются, и человек получает удовольствие. Механизм сложней, но принцип такой.

Марат Гельман
С художником Дмитрием Врубелем

А почему многие богатые люди так любят демонстрировать своё богатство?

– Это от восточной культуры. На Востоке роскошь – это власть, роскошь поднимает тебя над остальными людьми. В Европе это тоже было, но сейчас уже, кажется, прошло. Надо спрашивать историков, но, по-моему, с завершением феодализма, то есть, собственно говоря, когда вместо королей пришли банкиры, мода на роскошь в европейской культуре ушла.

Какие финансовые аферы, на твой взгляд, самые показательные для последнего века?

– Я не считаю, что финансовая афера – это плохо. Например, то, что делает «Тесла», Илон Маск, – это явно афера, и очень мощная. Но она позволяет финансировать какие-то космические путешествия и что-то другое очень хорошее.

А что такое «грязные деньги»? Какой заработок ты считаешь унизительным и чего бы ты не стал делать ни за какие деньги?

– Грязными я считаю деньги, заработанные обманом. В целом христианская культура не считает обман доблестью. Но культура восточного базара, напротив, видит в обмане чуть ли не доблесть. На базаре, если ты не торгуешься и соглашаешься с ценой продавца, то продавший тебе втридорога продавец потом будет хвалиться этим перед своими, потому что для них обмануть покупателя – это цель.

А ты легко даёшь в долг?

– Когда-то легко давал в долг. Потом, после того, как портились отношения с теми, кому дал в долг, стал хуже давать в долг, тяжелее. Кстати, я и сам не люблю одалживаться.

фото: Виктор Горячев; Александр Кряжев/МИА "Россия сегодня"; Александр Таран/PHOTOXPRESS; ALEXEY KUDENKO/KOMMERSANT/FOTODOM

 

Похожие публикации

  • Цирк уродов как важнейшее из искусств
    Цирк уродов как важнейшее из искусств
    Старше - ведь не значит умнее. А если ты действительно умнее - так постарайся понять, чем отличаются от тебя эти пацаны, которые в буквальном смысле следуют мантре Маркса: смеясь, расстаются с прошлым. Критик Алла Боссарт по просьбе Story исследует феномен одного из молодых блогеров-миллионщиков
  • Христос без Христа
    Христос без Христа
    Российский писатель сочинил первую в нашей стране «Автобиографию Иисуса Христа». Почему Иисус уже две тысячи лет не даёт покоя литераторам, каждый из которых хочет приписать Сыну Человеческому свои мысли?
  • Экотовары
    Экотовары
    Повальная мода на экологию, органику и зеленый значок «био» – это вовсе не могучая волна, которая захватывает сейчас народ, это вялый отлив. Похоже, человечество просто принудительно сажает себя на диету, переев синтетической гадости в прошлом веке
Harington.jpg

Basi.jpg

lifestyle.png