Радио "Стори FM"
Прима и Будда

Прима и Будда

Автор: Наталья Смирнова

Оперная прима Любовь Казарновская – о кокосовом молоке, голубоглазом гуру и зерне, что объединяет религии мира

Моя Индия

Я была в Индии несколько лет назад в аюрведической клинике, и это оказался удивительный опыт. В буддистской традиции многое определяет учитель. В день, когда мы должны были приступить к занятиям йогой, вдруг выяснилось, что наш учитель по дороге в клинику попал в аварию – упал с велосипеда, да так, что сломал обе ноги. В результате вызвали наставника по имени Дэви-сан, который сорок лет провёл в ашраме. 

Он будто сошёл со старинных икон: борода седая, синие глаза (у индуса – ярко-синие глаза, поразительно!), гладкая седая голова и умница просто невероятный. И вот каждое утро в семь – для меня это время подъёма в обычной жизни просто нереальное – я вставала, когда над Индийским океаном всходило огромное, какого-то совершенно небывалого размера солнце, мылась и бежала на йогу. 

Занимались мы на деревянной террасе, океан как на ладони, перед носом пальмы с бананами, с кокосами. Ароматы, красота! Название того сказочного места – Керала, это юго-запад Индии. Перед поездкой моя подруга предупредила: «Приедешь в аэропорт – не смотри вокруг, это страшно...» И пока мы ехали, я вспоминала её слова, потому что там действительно жуть: бедность, помойка, кошмар, какие-то чумазые, ободранные дети бегают. Заезжаешь на территорию клиники – попадаешь в рай. 

portret v statyu.jpg
Любовь Казарновская
Глиняные дорожки, которые метут девочки в сари, – всё время метут мокрыми веничками, и все по этой прохладной чистоте ходят босиком. Встречают на ресепшн с большущим кокосом размером с футбольный мяч, и ты, уставший после дороги, с наслаждением пьёшь кокосовое молоко. Врач наша была красоты необыкновенной, такими бывают женщины в болливудских фильмах. Фигура точёная, кожа оливковая, прозрачная, глаза огромные, влажные, каждый день в новом роскошном сари, и каждый день новая бусина во лбу.

Вначале она подробно расспросила обо всём, чем я живу, что люблю, как ем-сплю, составила персональную карту, и вот по этой карте-плану я и жила. Утром на йогу, потом маленький завтрак, совсем лёгкий, они что-то своё готовят, что-то невероятное, съел две ложки – и на массаж. Массажистки – обычные такие хрупкие девушки, ложишься под их руки – катком по тебе ездят. Сильные необыкновенно. И весь день ты занят. Весь день! 

Они прорабатывают весь организм, все внутренние органы. При этом поют мантры, читают молитвы.  Есть и особые процедуры на мате, который при тебе моют и протирают благовониями. Ты ложишься, массажист спускает с потолка верёвку и ногами, которые тоже вымыты и умаслены, начинает тебя массировать, выгоняя соли из позвоночника, из почек. Прямо по телу не ходит, а возит ногой, но так, что ощущаешь, как он из тебя выдавливает всё. Заканчиваются процедуры широдарой – ты ложишься на деревянную доску со специальной прорезью для головы, чтобы было удобно шейным позвонкам, и из чайника сверху по капле или тончайшей струйкой на зону «третьего глаза» тебе льют ароматное целебное масло. Медленно тёплое масло капает, они его вытирают, делают маску на волосы. Засыпаешь… 

Мне с далёких детских лет, с пяти-шести, не снились цветные сны. А там я видела цветные сны. Было ощущение, что я в раю, в каком-то райском саду!.. Я после той поездки стала слышать своё тело. К примеру, грубый спорт: подъём тяжестей, кардионагрузка, упражнения, чтобы накачивать и поддерживать мышечную массу, – мне это не подходит. А индийские эскулапы говорят, что это и не нужно, особенно женскому организму. Он требует щадящего стрейчингового спорта, растяжки. Нужно всё время растягивать и нагружать мышцы, постоянно. Плечевые суставы, чтобы не допустить затвердевания хрящей, коленки, ахилл, поясницу. А синеглазый Дэви-сан сказал мне, что пение – это прекрасный способ гармонизации всех систем тела. Вся чакральная история – это на самом деле и есть пение. Если вы не задействуете все чакры, то это ерунда, а не пение. При правильном извлечении звука происходит раскрытие «третьего глаза» и «верхнего лотоса», седьмой чакры, потому что всё тело откликается на вибрации настоящей музыки. Происходит раскрытие души, раскрытие внутреннего космоса. Дэви-сан утверждал, что в таком состоянии человеку жить намного легче. Хотите вы этого или нет, даже если вы поёте неправильно, активные вдох-выдох – это то, что является основой спортивных и тем более йоговских упражнений, это активизация солнечного сплетения. Мастер так и сказал: «Это вас Господь благословил, что вы занимаетесь пением».

budda.jpg

Вообще, Индия – удивительная страна, но у меня она вызывает не только восхищение. Всё же там безумная грязь, такая элементарная бытовая грязища.  Для меня мука наблюдать, как люди ведут себя будто животные, практически без стеснения отправляют физиологические потребности в общественных местах, а для них это так естественно... Многие говорят: «Ну, вот этого надо не замечать...» Но я такая, что обязательно замечу. Всё время бояться что-то выпить или съесть – это становится фобией, начинаешь чувствовать себя идиотом.

Знатоки тамошней жизни говорят: «Надо выпить немножко водки с самого утра, она всё дезинфицирует...» Вот так, буквально, с водки начинать день…  Так что жить там я, вероятно, не смогла бы, но что мне в Индии безумно нравится – там люди всегда в хорошем настроении. Что бы ни было, индусы всегда радостные. Это культура веков, ценное свойство – умение транслировать в мир позитив. Перед поездкой в Индию я очень много читала и о стране, и о жизни Будды. Люблю книги Рерихов: и Елены Ивановны, и Николая Константиновича, их опыт духовных практик, то, как они жили, – всё это действительно интересно. Они не случайно обрели пристанище в Индии, там действительно можно посвятить себя просветлению и духовному развитию. В этом смысле лучше, чем Индия, страны нет.

Я давно живу с пониманием, что все религии мира имеют одно зерно. Это зерно – высший разум, Творец, Божественный Логос. Из него под влиянием истории, народных традиций развились все религии. Но основа незыблема: Всемирный Логос един. Как говорят буддисты и настоящие христиане, Логос сотворил этот мир в любви и гармонии. И если человек с этими идеями живёт, ему не надо ходить каждый день в храм, не надо колотиться головой об пол, сотворять себе кумиров. 

Церкви – это, конечно, часть большой культуры, но в основном ритуалы придуманы для тех, кому нужна сублимация. Сидя дома и слушая ругань пьяного мужа, ты не можешь сказать: «Господи, как хорошо, что ты со мной, а я с тобой». Ты идёшь в храм, где красиво, где успокаиваешься. И бывает, что внешняя набожность заменяет истинную веру. Ты исполняешь все требы, ты перед Пасхой и Рождеством постишься, значит, всё должно быть хорошо. Но это лишь внешняя сторона медали. Потому что, выйдя из храма, эти же люди гневаются, осуждают, лгут... Разве это вера? 

«Хочу машину, квартиру, дачу, всё в одном флаконе и сразу, и мужа-миллиардера, и офшоры в Панаме и на Виргинских островах». Эти вещи никоим образом не могут быть связаны с тем, что Всемирный Логос хотел сказать, когда подарил нам эту жизнь. А подарил он её нам, чтобы мы учились во имя созидания, чтобы созидали во имя Земли, во имя Космоса. В итоге – и для себя самих. Академик Леонид Маслов, который занимается развитием технологий, сберегающих здоровье, настойчиво повторяет, что как мы мыслим, так и живём, и привести в порядок наш внутренний храм – вот основная задача.

 

Итигэлов

Совершенно необыкновенная история произошла со мной несколько лет тому назад. Отправилась с концертами в Сибирь, выступала сначала в Иркутске, потом в Улан-Удэ. Накануне выезда в столицу Бурятии мы с Робертом (Роберт Росцик, муж Любови Казарновской. – Прим. авт.) смотрели канал National Geographic, и там показали сюжет о людях, которые способны погрузиться в состояние самадхи (просветление, последняя ступень перед нирваной. – Прим. авт.) и, с медицинской точки зрения, не умереть. В программе рассказали об Итигэлове. 

Мы с Робертом переглянулись, и он говорит: «Слушай, нам обязательно нужно попасть к нему, мы же именно туда и едем!» Итигэлов, верховный лама буддистов Восточной Сибири, был другом семьи Романовых, участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых в 1913 году, предсказав во время поездки в Санкт-Петербург мрачное будущее страны и царской семьи. Говорят, царь Николай II воспринял его слова скептически – Итигэлов предрёк, что России после потрясений, которые, как он чувствовал, стояли у порога, предстоит пройти долгий путь испытаний и мук. 

По традиции верховного ламу выбирают так: монахи ходят по деревням и показывают детям трёх-четырёх лет вещи, принадлежавшие прежним ламам. И если ребёнок угадывает десять предметов, он становится верховным ламой. Итигэлов не только угадал десять предметов, он ещё рассказал, что именно с каждым из них делали, как использовали. Ему было четыре года. А в 1927 году он вдруг собрал монахов Иволгинского монастыря, который правильнее называть дацаном, наказал им поместить себя в кедровый короб, закопать и извлечь только через семьдесят пять лет. Сам же прочёл себе молитву об усопших и ушёл в состояние медитации, а потом погрузился в нирвану. 

ruchey.jpg
Окрестности Иволгинского дацана, место силы российских буддистов
Монахи поместили тело в кедровый короб и закопали. В 2002 году Итигэлова, как он завещал, извлекли, и при этом обнаружилось, что тело его сохранилось практически в нетленном виде. Учёным позволили изучить феномен «живого Итигэлова». Были взяты пробы тканей, и эксперты пришли к выводу, что их состояние соответствует органике живого человеческого тела. Итигэлов в том же положении, в позе лотоса, с 2002 года находится в Иволгинском дацане за слюдяным стеклом.

И мы поехали в дацан из Улан-Удэ по трассе на Новосибирск и Красноярск. Я говорю водителю: «Нужно здесь остановиться». Он в ответ: «Здесь все останавливаются. Только это бесполезно. Нет, ну дацан вы, конечно, увидите, а к Итигэлову вас не пустят – почти никого не пускают». 

Но нас встретили любезно. Молодой лама вызвался показать дацан и рассказать его историю. Мы ходили по территории, слышали, как молятся монахи. Наш провожатый отлучился, потом вернулся и произнёс: «Верховный лама сказал, что вам можно пройти к Итигэлову». 

Мы зашли в комнату. Нас предупредили, что спиной к Итигэлову поворачиваться нельзя, предложили обойти его кругом. Мы медленно обходили сидящего за прозрачным стеклом, и, когда круг этот уже завершался, Итигэлов вдруг кивнул головой. Я схватила Роберта за руку: «Слушай, я, наверное, сошла с ума, но мне показалось…» А он в ответ: «Я тоже видел!» 

itigelov.jpg
Так вот выглядит "живой Итигэлов"
Потом мы узнали, что редко, но бывает, что, если приходит человек с созвучной энергетикой, лама совершает движения, иногда даже шевелит рукой, будто в знак приветствия… Мы познакомились с его двоюродной правнучкой Янжимой Васильевой. Она написала книгу «Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Смерти нет», в которой изложила биографию знаменитого прадеда и привела данные исследований состояния, в которое он погружён.

Янжима рассказала, как ездила в древний монастырь в Непале и там один из лам спросил её: «Вы ищете ступу (буддистское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, памятник в честь героя или события. – Прим. авт.) Итигэлова?» Оказалось, его там знают, Итигэлов прожил свою двенадцатую, последнюю по буддистским канонам земную жизнь, то есть был на высочайшей ступени посвящения, и ступа в его честь стоит в Гималайских горах. 

Конечно, многие относятся к Итигэлову, да и к буддизму вообще, с недоверием, однако мой личный опыт позволяет судить, что всё это созвучно философско-религиозным концепциям в книгах Елены и Николая Рерихов, Блаватской, Конкордии Антаровой. 

Антарова была оперной певицей, солисткой Мариинки и Большого, а в зрелом возрасте написала книгу «Две жизни» – о том, что человек не знает и не ведает истинных возможностей ни своего разума, ни своего тела. 

Мне всё это очень близко и очень увлекает. И особенно интересны параллели, которые Антарова проводит между оперой и теми сакральными знаниями, что ей постепенно открывались. Духовное её преображение сказалось и на её голосе, и на манере исполнения. Те, кто слушал, поражались: «Как ты поёшь, как ты извлекаешь этот необыкновенный звук?» Она словно переносила себя в другой мир, то есть это была не сублимация, не проживание образа на сцене, она на самом деле уходила в иные миры. Итигэлов и Рерихи этому учат, я уверена. Поэтому для меня соприкосновение с Итигэловым было очень глубоким по смыслу событием.

Из книги "Любовь меняет все. Любовь Казарновская в беседе с Амарией Рай" (издательство ЭКСМО)

фото: VA/VOSTOCK PHOTO; ТАСС; ЛИЧНЫЙ АРХИВ Л. КАЗАРНОВСКОЙ 

Похожие публикации

  • Определение свободы
    Определение свободы
    Опыт испанских анархистов 30-х годов прошлого века – возможно, единственная в истории попытка реально построить идеальное общество по рецептам анархии. Так почему этот опыт потерялся в коридорах истории?
  • Запечатленные странствия
    Запечатленные странствия
    Журналист и фотограф Юрий Рост – о пинежанах, не ведаюших, что такое дверной замок, и о гражданах королевства Мустанг, расстреливающих из мушкетов Зло
  • Место силы
    Место силы
    Мария Арбатова категорически заявляет: «Если вы не побываете в деревне Окунёво, что под Омском, и на Тарском увале, считайте, что жизнь прошла стороной». Что же это за место такое загадочное?