Радио "Стори FM"
Совсем другие

Совсем другие

Автор: Александра Машукова

«Что с нами происходит?» – этот вопрос задаёт себе каждое новое поколение, с ностальгией оглядываясь на прежнюю, ушедшую жизнь. Отчего мы так мало способны жить в настоящем и либо идеализируем прошлое, либо мечтаем о будущем? Художественный руководитель Московского Губернского театра, актёр Сергей Безруков – о вечно непростых отношениях «отцов» и «детей»

Вот мы говорим, «шестидесятники», «семидесятники»… А вам не кажется, что это разделение на поколения всё же довольно искусственно и дело не в годах рождения, а в конкретных людях? Оно, это разделение, вообще есть?

– Конечно, есть. Если сравнивать те времена и наши, когда я слышу, что сейчас нет свободы, то мне становится странно. Давайте вспомним, какие спектакли создавались тогда (несмотря на цензуру, с фигой в кармане, говорили о настоящих ценностях) и сейчас, когда любой театр может делать всё что угодно. Если только это уже не совсем ниже плинтуса, когда зритель не воспринимает и могут за это побить… Вообще, я считаю, что искусство хорошо до того момента, пока тебя не станут бить те самые зрители, для кого, собственно, ты это искусство и делаешь. 

Тогда всё было гораздо жёстче. И договариваться с идеологической верхушкой было сложнее. И эти худсоветы, на которых несли абсолютный бред, когда из-за ерунды твой спектакль закрывали навсегда. Сейчас заниматься искусством – пожалуйста. Самовыражайся, как хочешь. Значение имеют только какие-то внутренние границы, когда ты как человек что-то можешь себе позволить, а что-то нет. Чисто по-человечески. «Шестидесятники» – это редчайшее поколение великих артистов, великих режиссёров. У них были идеалы – то, что, к моему великому сожалению, отсутствует сейчас. Мы сегодня с ужасом хватаемся за голову, понимая, что дети растут без моральных обязательств. Без того, чему нас учили в советской школе, в советском обществе. Я не говорю про партийную элиту, которая жила, скрестив пальцы за спиной, говорила одно, а делала совершенно другое. Я имею в виду общую массу людей, тот самый народ, к которому себя причисляю. Потому что я родился в 1973 году и вырос в бедной семье. Вспомните моральные принципы, которые в нас вкладывали, – товарищество, дружба. Это же были, по сути, христианские заповеди, только под красным знаменем. Даже когда мы шли в школу на всякие пионерские смотры, то было ощущение праздника, во всём этом чувствовалось какое-то единение. То, что в 90-е уничтожили большую страну… Я совершенно не собираюсь восхвалять идеологическое прошлое, а уж тем более петь осанну коммунистам – ни в коем случае! Но посмотрите на высшее образование, которое давали тогда и которое дают сейчас. Разве можно спорить, что советское образование гораздо мощнее, чем нынешнее? Просто представьте себе количество и уровень специалистов – учёных, инженеров – из тех времён. И из нынешних. Представили? А врачи? К шаману ходить не надо – наверное, в случае надобности вы пойдёте к врачу, который имеет советское образование, то ещё, с тех времён…

А актёрская профессия? Бесчисленное количество сериалов, которые выпускаются на душу населения, – что у них за уровень! Выберите наугад несколько сериалов из сетки вещания, а потом сравните с многосерийными фильмами советской поры. Как там играют артисты! Даже просто «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». А ведь это историческое «мыло». Я по своим артистам вижу, во что превращает их участие в телепроектах. И говорю им, как и Олег Павлович Табаков в своё время говорил нам, своим ученикам: «Не будьте всеядными. Умейте отказываться. Не тиражируйте себя». Потому что каждая роль – это приобретение, а не использование самого себя так, что следующая твоя работа становится неживой. Штамп, штамп, штамп – и ничего живого!

Сегодня действительно есть чувство, что время больших актёров прошло. Во времена молодости Олега Табакова или, скажем, Олега Янковского артист в России был больше чем артист. Сейчас же – меньше чем артист, хотя талантливых и хорошо выученных людей этой профессии немало. Как думаете, отчего так?

– Я аккуратно об этом говорю, потому что не хотелось бы превратиться в ворчащего старика. Я ещё далеко не старик, у меня очень много работы впереди, и потом я сам как педагог работаю со своими артистами, что для меня очень важно. У меня это от отца, который с раннего детства был моим персональным учителем, от Олега Павловича Табакова, и я сам для себя отмечаю, что веду себя со своими артистами так же, как вели себя со мной отец или Олег Павлович. Стараюсь подводить их к живой школе русского психологического театра, к жизни человеческого духа на сцене, даже в гротеске. 

Поэтому не будем говорить, что сейчас нет никого, кто является величиной. Или что время обмельчало и людьми движут только низменные интересы. Конечно, это не так: и сегодня есть волонтёры, есть люди, которые занимаются благотворительностью, и делают это искренно. Уровень культуры – вот тема! Что мы смотрим, на каком языке мы говорим и что делает интернет с детьми. Какую безнаказанность он даёт. Количество оскорблений, которые валятся на любого, особенно публичного человека, в интернете, – раньше такое было невозможно! Вот это деградация, которая очень сильно влияет на отношение к жизни. 

Да, существует ура-патриотизм, который у людей уже вот где (показывает), и многие это не принимают…

Естественно, когда все эти «скрепы» насаждаются сверху, то вызывают отторжение.

– А в советское время это в человеке воспитывалось изначально. Я вспоминаю, как мы пели Гимн Советского Союза и плакали.

Реально? 

– Да. Я человек эмоциональный. Для меня это так же, как «Вставай, страна огромная», «День Победы». Это же всё советские песни. Как мало сейчас среди композиторов хороших мелодистов! А в советское время – давайте перечислим: Андрей Петров, Никита Богословский, Исаак Дунаевский, Микаэл Таривердиев, Александр Зацепин. А те, кто живы, кто сочинял тогда – как Геннадий Гладков, – сейчас практически ничего уже не пишут, за редким исключением. Вспомните песни, которые были тогда, это же великие мелодии! Мы их до сих пор поём. Я недавно выпустил музыкальный спектакль о 70-х годах – «Энергичные люди» по Шукшину. Насытил его песнями своего детства. Таких мелодий уже нет. Вы скажете – другая культура. Ну да, сейчас рэп, хип-хоп. Как говорят, если раньше были поэты, то теперь рэперы. Ничуть не умаляя их достоинств, я всё-таки предпочитаю поэзию.

Однако недавно вы организовали свою группу «Крёстный папа», а значит, должны быть в курсе актуальных музыкальных веяний… 

– Я люблю группу Muse, у которой потрясающие мелодии плюс использование классики… Возвращаясь к гимну… Мне Слава Фетисов рассказывал, как однажды наши хоккеисты проигрывали, кажется, шведам. Два периода они проигрывали, потом вошёл Тарасов, посмотрел на них и запел Гимн Советского Союза. Так они в третьем периоде разорвали шведов! Ра-зор-ва-ли. 

фото: Алексей Никишин; Ксения Угольникова/личный архив С.Безрукова

Прочитать материал полностью можно в номере Май 2019

Похожие публикации

  • Любить диктатора
    Любить диктатора
    Мы публикуем отрывки из сенсационной книги «Секретный Муссолини», которая вышла в издательстве «РИПОЛ классик». Это записки, письма и дневники Кларетты Петаччи, любовницы родоначальника фашизма.
  • Любовь в пригоршне
    Любовь в пригоршне
    «Четвёртого вылетаем». – «А сегодня какое?» – «Одиннадцатое». – «Прилетели уже, наверное». Эту шутку придумал русский драматург Владимир Павлович Гуркин, а всенародной она стала благодаря фильму Владимира Меньшова, снятому по пьесе Гуркина «Любовь и голуби»
  • Русская Золушка
    Русская Золушка

    Препаратор медийных пузырей, заядлый провокатор и защитник масс-культа Александр Шабуров наконец-то разобрался с архетипом русской Золушки. Перед вами – сценарий сериала по мотивам жизни прославленной фотомодели Натальи Водяновой

Ovechkin.jpg

Селективная парфюмерия

lifestyle.png