Радио "Стори FM"
Игра в политкорректность

Игра в политкорректность

Автор: Анастасия Машкова

Культуролог и киновед Кирилл Разлогов - о том, как цензурный контроль больших компаний вредит большим сюжетам

– По сути, большой сюжет «Игры престолов» – это история цивилизации. Это один из редких, практически единичный случай большого эпического повествования. На него был запрос и будет всегда. Просто, когда появилась «Игра престолов», никто ничего подобного делать не пытался. Считалось, что подобный охват событий невозможен. И публика не воспримет, потребности такой нет. Тут сериал и выстрелил…

Уж очень большой масштаб был задан. Масштаб противоборства между разными мирами… Между Добром и Злом в контексте истории. Причём решались эти коллизии очень свободно. В этом главная новация. Все точно подобранные сюжеты-мифологемы – истории королей и их наложниц, королевских фаворитов и так далее – рассказывались без жёсткого цензурного контроля, характерного для кино и телевидения последних лет. А компания НВО большей частью, пока шёл в эфире этот сериал, была независимой. И могла себе позволить показывать то, что другие телевизионные компании себе позволить уже не могли. Она имела одно время совершенно особый статус, много над этим работала, все понимали, что ожидаются всяческие большие безобразия, и были несказанно этим безобразиям рады. К концу сериала состоялась перепродажа и переформатирование НВО, появились более жёсткие цензурные рамки. А ведь изначально зрителей привлекло как раз то, что реальные человеческие отношения трактовались авторами с предельной внутренней свободой. Но постепенно всё это стало ослабевать, хотя и не сошло на нет окончательно. Инерция успеха была так велика, что сериал всё равно собирал огромную аудиторию.

Сила мартиновского детища, конечно, не только в этой внутренней свободе и откровенности. Авторы сериала и главный автор (Джордж Мартин) отказались от характерной и поведенческой стабильности персонажей. 

Они показали, что вообще судьба может сделать с человеком. В сериале очень правильно задали исходные конфликтные ситуации: борьба за трон, за власть, слияние со своей исторической миссией. Но… есть ещё превратности судьбы. Особые выверты рока. Грандиозные ошибки. И тут может происходить всякое, или, иными словами, что угодно, что в итоге с героями и происходит.

К примеру, в финале гибель матери драконов Дейенерис (одной из главных действующих лиц эпопеи), наиболее стабильно-положительного персонажа, во всяком случае вызывающего наибольшие наши симпатии, выявила то, что она превратилась в конце в законченную злодейку. 

И подобная переменчивость персонажей проходит через всё повествование. И эти метаморфозы не только не возмущали зрителей, не отвращали, а как раз таки пробуждали и усиливали интерес. Потому что никто не мог просчитать, куда же повернёт Колесо Истории – исходя из изначально заданных характеристик персонажей.

А дальше уже в ход пошли все эти сказочные персонажи, те же драконы. А уж потом – ассоциации с современным миром, некоторые придумки, что в косвенной, иносказательной форме связывали сериал с нашей современностью. С нынешними враждой и войнами.

А правда, что этот сериал сделал для популяризации политики, даже конспирологии, в широких зрительских массах едва ли не больше, чем «Карточный домик»? Коллективное народное думанье о Колесе Истории, путях цивилизации и мрачном закулисье большой политки – всё оттуда?

– Ну, «Карточный домик» я бы со счетов не списывал. Кстати, любопытно, что и «Домик» в финале тоже рухнул. 

А в фантастическом мире «Игры престолов» в финале не просто скомкали, а буквально взорвали всю стройную концепцию: читалось, что авторы ведут нас к идее краха мужского начала, толкуют о превосходстве женского, даже «мамочкиного» подхода, куда более гуманного – в политике, и не только. А всё перевернулось вверх тормашками.

– Тут не превосходство одного пола над другим, а равноправие полов. По-моему, всё очень правильно и корректно. Хотя финал подобного произведения по определению не мог удовлетворить всех, но в конечном счёте не удовлетворил никого. Почему? В финале появляется демократически выбранный лидер, так сказать «Президент всего мира», правда, за исключением одного из королевств. Этакая демонстрация умения договариваться и идти на уступки. Слишком уж в лоб. Заигрались в модную политкорректность. 

 В сериале просто маниакальная зацикленность на выявлении бастардов: это как бы вторичное подтверждение, что «нет власти не от Бога», каждый, кто наш по крови, может прийти к финишу, если говорить современным языком. Это легитимизация власти через кровь. И тут наблюдение как бы в сторону: это же ровно как в наших, российских телешоу, где только об этой теме и толкуют: кто там у знаменитости Х ещё есть кровно близкий? А все эти истории с эксгумациями через годы после смерти известных французских политиков и певцов... Оказывается, революция в медицине, прочтение генетического кода человека ввергли людей в тотальный пересмотр этики светского поведения. Не духовное родство, а вот такое – по крови. И вновь, похоже, поднимает голову идея наследования трона из клана в клан. 

– Но в финале «Игры престолов» они же пришли к демократии! Провели выборы, потому что идея наследования по крови себя изжила. Посмотрим, как справляться будут в реальности.

Прочитать материал полностью можно в номере Июль 2019

фото: VOSTOCK PHOTO; AMEDIATEKA

Похожие публикации

  • Орлиное гнездо
    Орлиное гнездо

    Писатель Владимир Орлов – автор знаменитого мистического романа «Альтист Данилов». Фактически это он заново открыл в 70-е жанр городского фэнтези. Почему он? Потому что всегда был убеждён: всем нужна сказка, утешение, не может без этого человек существовать. И, как часто бывает со сказочниками, написанные им истории нередко плавно перетекали в реальную жизнь

  • Праздник
    Праздник "АББА"
    Четверо неудачников создали мечту и заставили весь мир поверить в то, что рано или поздно все переженятся, что будет домик с камином, детишки, что нищие Золушки купят концерн "Вольво". Им поверили. Потому что такая вера - золотой запас, которого не коснется мировой финансовый кризис. Она никогда не станет немодной
  • Много желтых ботинок
    Много желтых ботинок
    Мы снимали финальный эпизод фильма «1001 рецепт влюблённого повара», смерть героя. Пока ставили осветительные приборы, Пьер Ришар веселил всех очередной смешной историей, мы хохотали... И тут раздалась команда: «Внимание! Мотор! Камера!» Непонятно, как ему это удаётся?! Пьер стал играть смерть героя, плакали все, даже шофёр «Лихтвагена», даже гримёрша Эльза, которая постоянно сбегала к возлюбленному... и где-то рядом выла совсем по другому поводу
Harington.jpg

Basi.jpg

lifestyle.png