Радио "Стори FM"
Её Величество Мона Лиза

Её Величество Мона Лиза

Автор: Карина Кокрэлл-Фере

Портрет королевы Великобритании Елизаветы II, воспроизведённый на юбилейных коллекционных марках Британской Королевской почты, писал питерский художник Сергей Павленко. Простая удача? Или...

– Вы только не обзывайте меня «придворным художником», как некоторые издания. Это совершенно неграмотное определение. Нет сейчас такого понятия вообще. Придворный художник жил при дворе, на всём готовом. Я просто получил несколько заказов на портреты королевских особ. И всё. 

Сразу как перебрались в конце 80-х на Запад? 

–  Нет. В Англии была знакомая ещё по Ленинграду художница, англичанка. Она и пригласила. Я жил какое-то время у неё в деревне, писал портреты. Это дало возможность зарабатывать. 

Поначалу были только случайные заказы через мою знакомую. Удача? Не знаю. Везёт тому, кто достоин. Российские художники и сейчас пребывают в иллюзии, что на Западе сплошная свобода творчества, как они еёпонимают. Я работаю по заказам. Это нормально. В Лувре, в Национальной галерее в Лондоне девяносто процентов работ – это всё работы по заказам. И Микеланджело, и Рафаэль – все они работали по заказам. А питерские художники – я не знаю, как московские, – считают это чем-то недостойным. «Я занимаюсь искусством для души», «Я так вижу». Ну и что из того? А реальность состоит в том, что способность художника качественно выполнять заказные картины – это высшая степень профессионализма.

Знаю, был конкурс, на котором выбирали художника, достойного написания портрета Елизаветы II, и у вас было двести конкурентов. Почему выбрали именно вас?

– Вероятно, посмотрели мои работы, которые хранятся в картотеке Национальной портретной галереи в Лондоне. Вероятно, понравилось качество живописи, рисунка, композиции. Классический стиль. Академическая традиция. Они, видимо, не хотели композицию без головы или абстракцию с носом на лбу. К тому же я не был настолько известен, чтобы запрашивать астрономическую сумму. Так что, возможно, все эти соображения сыграли роль. Королева не участвовала в выборе художника. Она вообще никогда в этом не участвует. Её парадный портрет мне заказала Гильдия драпировщиков. С ними я вёл переговоры. Они пригласили меня на собеседование, попросили описать концепцию подобного портрета. Я сказал, что сходство мне очень важно, также важен учёт того интерьера, в котором портрет будет вывешен. Осмотрел зал, где его намеревались выставить. Им мой подход понравился. А королева потом одобрила первый эскиз.

Для справки: Гильдия драпировщиков, старейшее в Англии профессиональное объединение торговцев и производителей шерсти и другого текстиля, была основана в 1361 году при церкви Святой Марии Вифлеемской. Гильдия всегда отчисляла значительные средства на благотворительность, что продолжает делать и сейчас, функционируя уже как инвестиционный банк. Британские монархи по традиции считаются почётными членами гильдии, и портрет Елизаветы II был заказан в честь 50-летия её членства. Штаб-квартира гильдии, Холл драпировщиков, представляет собой коллекцию уникальных произведений искусства, накопленных за несколько веков. Портрет королевы был заказан Сергею Павленко для этой коллекции.   

Немец Гольбейн известен портретом Генриха VIII, фламандец Ван Дейк – «Тройным» портретом английского короля Карла I. Почему британских королевских особ чаще изображали иностранцы? 

– Всё очень просто. Если ограничен только одной страной в своём выборе художника, имеешь узкий выбор. Если выбираешь из большого количества стран, то выбор расширяется и есть шанс получить в итоге более высокое качество. Так мне кажется. Кто-то, возможно, объяснит это иначе. Английские художники, кстати, очень плохо понимают суть композиции. Это очень сложный элемент, и это очень важно. Композиция должна отображать характер, связь человека с окружающим миром. Ритм. Расположение гармонии пятен. Размер мазка. Где и как положить мазок? Это очень сложно. Там много чего. Это очень большая тема. Чувство композиции отличает хорошего художника от плохого. Английские художники современности это плохо понимают.  Художник Шилов, например, есть такой в России, – это типично английский художник. (Смеётся.)

фото: личный архив С. Павленко

Прочитать материал полностью можно в номере Январь-Февраль 2019


Похожие публикации

  • Все может королева?
    Все может королева?
    В год столетия русской революции стали часто говорить о том, что монархия в России рухнула, потому что безвозвратно устарела сама форма правления: прогнила, осыпалась. И вообще в ХХ веке практически все страны мира резко свернули на путь демократии. А так ли это? А как же Великобритания, где как был много веков назад установлен монархический строй, так и остался. Причём в Великобритании монархия абсолютная, там даже конституции нет! И народ не ропщет. А всё почему?
  • Десерты Черной королевы
    Десерты Черной королевы
    Жила-была королева. Маленькая, неказистая, не любимая мужем. Но для красоты жизни она сделала столько, сколько не сумела ни одна самая роскошная фаворитка. Как это у неё получилось?
  • Большой шарман
    Большой шарман
    Эмманюэль Макрон, новый президент Франции, женат на Брижит Троньё, которая на 24 года его старше. Но в глазах француженок его неравный брак стал большим плюсом. Как часто люди, вступающие в подобный союз, жалеют об этом?
Qwin.jpg

redmond.gif


livelib.png