Радио "Стори FM"
Эдвард Радзинский вывел формулу идеальной музы

Эдвард Радзинский вывел формулу идеальной музы

Гёте было 72 года, когда он влюбился в 17-летнюю Ульрику фон Леветцов. Он и до этого влюблялся в маленьких девочек, но именно эти отношения приобрели невероятно серьёзный оборот. Спустя два года Веймарский герцог сватался от имени Гёте к 19-летней Ульрике.

Влюблённость и напор Гёте были такими, что испуганная мать − в преклонном возрасте 34 лет! − была вынуждена силой увезти Ульрику в другой город и другую страну, подальше от влюблённого безумца. Зная эту историю, я всегда задавался одним вопросом: неужели Гёте не понимал, что эта его влюблённость в столь юное создание просто смешна, что он сам смешон?!

А потом мне в руки случайно попала книга писем Флоренского, и в одном из писем я наткнулся на строчку: «Гений отличается тем, что он − вечный ребёнок, он вечно молод». И тут все кирпичи сложились. В этом всё дело!

Гёте даже в 74 года по-прежнему Вертер, по-прежнему юн. Так же как и Фауст, когда решает быть молодым, он просто меняет лицо, он сдирает старую маску и надевает новое молодое лицо, потому что внутри ему меняться не нужно, внутри он мальчик. И вот этот внутренний ребёнок никак не может согласиться со временем, поэтому бесконечно влюбляется, увлекается, соблазняет...

И, конечно, самое подходящее для такого художника существо − женщина-птица. Такую и полюбил Гёте. Птица − потому что она поёт, она всегда весела. Это женщина, которая может быть и служанкой, и матерью, и любовницей. Для такой женщины творчество − её мужчина, который с ней. Она вся вкладывается в него. И дети, которых она будет рожать, − это его дети, и это часть того же творчества. Собственно, всё это и могло бы, и очень счастливо, случиться у Гёте с Ульрикой, но не случилось. И это страшный сюжет.

Ульрика потом так и не вышла замуж, при этом её всю жизнь спрашивали о Гёте, и ей приходилось оправдываться: «Романа не было». Причём она не могла от него, даже уже умершего, освободиться, он обольстил её стихами, возвёл её на вершины, спуск откуда невозможен, − и потом, кого бы она ни встречала, никто не шёл в сравнение со старым безумцем.

фото: Александр Невежин/МИА "Россия сегодня"