Троянова - феномен, нечто из ряда вон, как когда-то была из ряда вон молодая Чурикова, ни на кого не похожая, «неформатная», другая, из иной, метафизической реальности: недаром ее муж, режиссер Глеб Панфилов, говорил, что сам не понимает, что такое его жена и как с ней «бороться», ибо она выше роли, выше, когда в образе, самой себя, будто витает над всем пережитым. (Забегая слегка вперед, скажу, что они таки встретились, Троянова и Чурикова, на площадке комедии «Страны ОЗ», что, конечно, символично).

Кадр из фильма "Страна ОЗ". 2015 г.
И тут можно было бы ухмыльнуться: мало ли кто что говорит, у нас вообще любят все преувеличивать, впадать в патетику, талдычить о почве и судьбе, призвании, предназначении, судьбе и пр. Однако достаточно посмотреть фильмы Сигарева, чтобы понять, что это не трёп о творчестве и чудотворстве, а чистая правда: Сигарев требует от своих актеров не читки, а полной гибели всерьез.
Скажем, в фильме «Жить», сделанном в редком сейчас жанре трагедии, по накалу чуть ли не античной, как сказал бы умный критик. Там Яна и Оля (Ольга Лапшина, тоже абсолютный феномен) играют, что называется, на разрыв аорты, на пределе человеческих возможностей: так, что зритель просто холодеет, пугается, и тем не менее продолжает смотреть как завороженный.
Вообще-то Яна на пару с Сигаревым уже пугала почтенную публику в своем дебюте, сыграв страшного человека, злобную шлюху и убийцу, ненавидящую свою дочь, которая, напротив, ее любит, несмотря ни на что. Любит и ждет из заключения, простив ей всё – и ее клиентов, которых мамаша порой принимала в одной с ребенком постели, и того, что как-то отвезла ее на вокзал и там бросила, исчезнув в неизвестном направлении.

Кадр из фильма "Волчок". 2009 г.
Фильм назывался «Волчок» и разделил критиков на две враждующие стороны: иные кривились от отвращения, и надо сказать, Троянова к этому приложила немало сил. Я никогда не видела, чтобы играли так аутентично, как будто саму себя – ибо в актерской игре, пусть даже великой, ты всегда отделяешь персонажа от исполнителя. Ну если ты, конечно, не малое дитя или совсем уж наивный человек, девственник от искусства. Троянова же играла так, что даже профи подумали, что дело нечисто: да она сама такая, говорили не кто-нибудь, а критики, люди вроде как в своем деле поднаторевшие. Говорухин даже обозвал ее: да ты шалава, сказал. Мне кажется, Яна не обиделась - значит, роль удалась.
Еще как удалась: этот говор, интонации наглой проститутки из низов, развязность, хамство, уголовная лихость и в то же время какой-то животный магнетизм, сила, эдакое зло в чистом виде.
Сэр Энтони Хопкинс, позволю себе такое сравнение, в «Молчании ягнят» более механистичен, хотя актер он от Бога, понятно, и техника там запредельная. Но тут, у Яны, было даже что-то выше техники и мастерства, какой-то шаг в неизведанное – поверх барьеров, что называется.
Всё дело в том, что и Хопкинс, и даже великий Брандо, и Ал Пачино (ну, назовем самых великих) играют все-таки в предлагаемых конструктах, в рамках классической драматургии, а Троянова - в манере «док», будто это кусок жизни, наблюдение за живым человеком, снятое на пленку.
А ведь это еще сложнее: здесь техника, как ни странно, второстепенна, и виртуозность, каковой эта актриса владеет в совершенстве, просто не видна. Высший класс то есть. Еще и потому, что Сигарев, как драматург, пишет новую прозу – здесь нет места литературной речи, это речь улицы. Что в принципе архисложно – как в свое время Сорокину было сложно ввести в литературный обиход речь «низов», экспериментируя с языком, выворачивая наизнанку штампы так называемой советской литературы. Кстати, тогда, восемь лет назад, казалось, что Яна может только это: играть, как у нас любят припечатать, «чернуху», или, как в «Жить», трагедию.
Сигареву, однако, надоело, что он якобы – «певец дна», и он взял и снял комедию. «Страна ОЗ» (можно читать как «Страна ноль три», так оно, впрочем, и есть) – тоже, разумеется, не «Дневник Бриджет Джонс», но таки повеселее предыдущих фильмов. Такой российский абсурд глазами пришибленной девочки из городка «Новые Ляли», Кандида в юбке, тихой и немногословной, приехавшей в большой город Екатеринбург (откуда Яна, кстати, родом) в самый Новый год - чтобы заработать копейки киоскершей. И эта девочка, некая Шабадинова, в исполнении Яны, - уже совсем другая, не шалава из «Волчка» и не трагическая фигура из «Жить», а такая девочка-Россия, наивная, чистая, мужем битая, нищая и смиренная.
В общем, вы поняли: Трояновой подвластно всё, от фарса до трагедии, от «док» до театральной условности (я видела в театре ее Паннычку, мороз по коже, хотя какие там в театре спецэффекты, сами посудите), от гиньоля до народной драмы (сериал «Ольга»).
И всюду она – не просто персонаж, Ольга или Шабадинова, но – архетип, не просто женщина, а собирательный образ женщины, социальный тип: как, скажем, в «Кококо» Дуни Смирновой, где Троянова играет бесцеремонную провинциалку с комедийным блеском.
Сама она говорит, что многое ей удается в полпинка, мастерство у нее в крови, и она это знает. А вот с собственным мужем работать сложно, всегда боится его подвести, хочет быть на уровне его притязаний.
И он, думаю, тоже знает ей цену, хотя невероятно требователен.
Хотя, повторюсь, никогда не говорил, что его жена феноменальна, как говорил о Чуриковой Панфилов.
Ну ничего, скажет – они ведь оба еще молоды.
Придет время и скажет.
фото: Архив фотобанка/FOTODOM; kinopoisk.ru