Радио "Стори FM"
Ушел Юрий Клепиков

Ушел Юрий Клепиков

Автор: Диляра Тасбулатова

Юрий Клепиков, которого сегодня не стало, относился к тем шестидесятникам, которых не затронула какая бы то ни было риторика, и шестидесятническая в том числе.

Какой-то отдельный человек и талант отдельный: а ведь хоть что-то сделать в этой стране (Шпаликова, считай, просто убили – запретив работать за помощь Виктору Некрасову, то есть уничтожили за благородство, неравнодушие, умение протянуть руку, за, как ни смешно прозвучит, мужское братство) – так вот, сделать хоть что-то, а Клепиков писал великие истории, которыми были вечно недовольны цензоры и прочие официальные лица, - чуть ли не подвиг. Пройти сквозь Время и век-волкодав, не растеряв, будем прямо выражаться - по-офицерски, по-военному, честь и достоинство среди перманентного распада.

По его сценариям снимали лучшие из лучших: Герман - «Седьмой спутник», Кончаловский - «Асю Клячину», Мельников - «Мама вышла замуж», Трегубович - «Даурию», Михаил Калик - «О любви», Лариса Шепитько - «Восхождение», Семен Аранович – «Летнюю поездка к морю», Динара Асанова – «Не болит голова у дятла» и «Пацаны». Чуть ли не каждая картина – шедевр, новое слово в драматургии: и не потому что Клепиков умел «подстраиваться» под каждого, с кем работал, а потому, что всякий раз искал новый подход, меняя углы атаки, разворачивая панораму своего внутреннего зрения в поисках нового ракурса.

4.jpg

Андрей Смирнов, в центре Фрижета Гукасян, справа - Клепиков. Фото Дмитрий Долинин

В Перестройку, причем единогласно (а претендентов было тысячи) кинематографисты выбрали депутатом в Верховный совет именно его, как человека действительно безупречного, а не «сложного» (как иронизировал Григорий Померанц – это нынче говорят «сложный», раньше говорили проще - плохой): сложность Клепикова лежала в иной плоскости, эта была сложность иного порядка, нежели демонстрация своего невыносимого характера окружающим.

Облик Клепикова, в те времена молодого и красивого, знаком и широкой, так сказать, публике – и только потому (кто у нас знает сценаристов в лицо) что он сыграл в «Начале», великой картине Глеба Панфилова, роль режиссера-постановщика, выбравшего на роль Жанны Д’Арк ткачиху Пашу Строганову, то есть Инну Чурикову.

Я всего один раз видела Клепикова на фестивале архивного кино в Белых Столбах, лет, наверно, 15 назад, когда ему уже было семьдесят: изящного, в джинсах и глухом черном свитере, напоминающего какого-нибудь французского актера, молодого, гибкого, говорившего безо всякого академического холода: я даже не поняла поначалу, какая знаменитость сидит с нами за столом. Сдержанный, но без этой уже надоевшей «спасительной» иронии, страстный (он говорил что-то интересное о драматургии), но без морализма, значительный (среди всех выделялся), но без фанаберии. Какой-то осколок лучших времен, где и сам он был лучшим из лучших. Светлая память.  

фото: Дмитрий Долинин