Радио "Стори FM"
Татьяна Лаврова: «Мы часто любим вопреки…»

Татьяна Лаврова: «Мы часто любим вопреки…»

Автор: Эдгар-Кирилл Дальберг

Сегодня уже многим известно, что незабываемые строки стихотворения Андрея Вознесенского “Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду” посвящены этой выдающейся актрисе, женщине, с которой поэта много лет связывали близкие отношения.

Эта удивительная женщина всегда пленяла великих мужчин, ибо сама тяготела к талантливым людям. Ее мужьями были Олег Даль, Евгений Урбанский, знаменитый футболист Владимир Михайлов – отец ее единственного сына Володи, с которым мы очень дружим и сегодня. Но прежде всего она была потрясающей актрисой, которую не забудут никогда. 7 июня исполняется 85 лет со дня рождения Татьяны Евгеньевны Лавровой.

1.jpg

Мне посчастливилось знать Татьяну Евгеньевну лично. Еще ребенком, декламируя поэзию Серебряного века в Центральном Доме литераторов, я обратил на себя ее внимание. После выступления она подозвала меня к себе и сказала теплые слова о том, что я не просто выучил, а передал свое детское впечатление, свои эмоции и сказала моей маме, что во мне есть артистические способности, на что стоявшая рядом с нами моя крестная и коллега Лавровой - Елена Добронравова заметила: ” Таня, не надо.   Пусть сразу выучится”. Лаврова улыбнулась своей неповторимой улыбкой олененка Бэмби, но в наши последующие встречи и к ней в гости на Кутузовский проспект в Центральный дом Литераторов и во МХАТ им Чехова, куда я приходил исключительно ради нее, она всегда советовала мне связать жизнь с Мельпоменой. Познакомился я и с ее единственным сыном - Владимиром, ставшем моим другом и очаровательными внучками Татьяны Евгеньевны - Евгенией, названной в честь прадеда, и Аглаей.   Очарованный Лавровой, я остаюсь и поныне. Великая была женщина. Очень сложная, но масштаб ее личности был огромен.

2.jpg
Таня с папой - Евгением Андриканисом
Татьяна Евгеньевна родилась в Москве, в семье известного советского кинооператора и режиссера Евгения Андриканиса. Ее мама Галина Пышкова, также была кинооператором. Вместе с мужем они снимали картины "Гаврош", "Небо Москвы" и многие другие. Родители Татьяны развелись, когда она была еще ребенком. Отношения между бывшими супругами были сложными. Со своей единокровной сестрой, дочерью Евгения Андриканиса от второго брака, кинодокументалистом Екатериной Андриканис у Татьяны Евгеньевны душевной близости не получилось. А вот их сыновья Владимир и Павел - общаются. По линии отца Лаврова была правнучатой племянницей знаменитого русского коллекционера и промышленника Александра Морозова. Она была также праправнучатой племянницей известного русского мецената Саввы Морозова. Текла в актрисе и кровь революционера Николая Шмита, которому она приходилась внучатой племянницей. Во Франции и в Америке у Татьяны Лавровой жили родные по отцовской линии.

Евгений Андриканис родился в Париже, а потом родители вернулись уже в Советский союз. Татьяна Евгеньевна часто навещала родных во Франции. Была и в Америке. Франция всегда манила ее. Она увлекалась французской модой. У нее был изумительный вкус. Она шикарно одевалась. Жить за границей, по ее собственному признанию, она бы не смогла. Сыну Володе она сказала: ”До чего же мы в Советском Союзе счастливые. У нас всегда есть возможность - жениться по любви. У нас есть выбор. Мы любим очень часто вопреки”. В этих словах она была вся....

3.jpg

Фамилия Лаврова досталась ей случайно. Педагоги школы-студии МХАТ , видя потенциал Татьяны , посоветовали ей сменить неблагозвучную нерусскую фамилию Андрикани на более понятную и русскую. Студенты, которые учились с ней на курсе, а это были впоследствии знаменитые Нина Веселовская, Алла Покровская, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Наталья Журавлева, Галина Морачева на листках бумаги писали варианты ее будущей фамилии, и в итоге Татьяна вытянула листок, где было написано Лаврова. С этой фамилией она не расстанется до конца своих дней. Еще студенткой Татьяна, уже играла на сцене Московского Художественного театра. Ее дебютом стала Нина Заречная в Чеховской “Чайке”, куда ее пригласил руководитель ее курса, прославленный русский актер Виктор Станицын. Успех был громадный. Совсем неопытная, но трепетная, искренняя, трогательная Нина Заречная пленила публику. А все потому что Татьяна не играла, а жила на сцене, растворилась в Нине Заречной. Когда-то в гостях у однокурсницы Лавровой, увы, уже тоже покойной Нины Веселовской, на мой вопрос, кто же был самым талантливым по ее мнению на их курсе, легенда советского кино, не задумываясь произнесла: “Таня Лаврова”. Веселовская с большой симпатией и уважением всегда вспоминала о подруге своей юности - Тане Лавровой. 

4.jpg
Незабываемая Лаврова
Сила сценического переживания отличала Татьяну от своих сверстников еще тогда - в самом начале творческого пути.   Восхищенные зрители вызывали Лаврову в роли Нины Заречной 23 раза на финальный поклон. Старики МХАТ видели в юной Лавровой будущую великую актрису русской сцены. Любили ее и опекали. Алла Тарасова, Ольга Андровская, Павел Массальский, Ангелина Степанова были для нее близкими и дорогими людьми, ее путеводными звездами. Но как мне рассказывала сама Татьяна Евгеньевна, ее самой любимой актрисой была несравненная Ольга Андровская. Дочь голландца и француженки, Ольга Николаевна была тогда блистательной комедианткой и великой драматической актрисой, умевшей на сцене все. Лаврова часто любила слушать записи с голосом Ольги Николаевны, она вспоминала живую энергию ее души и ту заботу, которую проявляла к начинающей свой творческий путь Тане Андриканис большая русская актриса. Именно Ольге Андровской принадлежит замечательное высказывание: "Поднимаясь по лестнице славы, не стучите громко каблуками".

C Ангелиной Иосифовной Степановой у Лавровой сложились особенно доверительные отношения. В 1959 году после окончания школы-студии МХАТ -  Лаврова становится актрисой Московского Художественного театра, но уже через два года Лаврова принимает судьбоносное для себя решение - она переходит в театр Современник. Андровская просила Лаврову не cовершать столь поспешного и необдуманного шага и остаться во МХАТе, но Татьяна была неумолима, и в 1961 году она становится актрисой Современника, где будет занимать положение первой актрисы этого театра в течение долгих 17 лет.

5.jpg
Актёры театра Современник: Татьяна Лаврова, Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков, Людмила Иванова
Вся театральная Москва была на премьере спектакля "Двое на качелях" – первой режиссерской работе Галины Волчек в Современнике. В главных ролях играли Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. Лаврова исполнила роль Гитель Моска – бездарной американской танцовщицы, влюбившейся в очаровательного молодого человека в исполнении Михаила Козакова. Спектакль стал событием. Публика одолевала кассы Современника в надежде достать билет на этот спектакль. В том же судьбоносном для Лавровой 1961 году она снимается в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главные роли исполнили Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов и дебютантка Татьяна Лаврова. Фильм вышел на экраны в 1962 году.

Успех был феноменальный. Лента была названа лучшим советским фильмом 1962 года. Еще совсем неопытная в кино Лаврова была вровень, если даже не более убедительна, чем маститые Баталов и Смоктуновский. Кинокартина о любовном треугольнике физиков-ядерщиков стала откровением для советского зрителя. Лаврова великолепно сыграла героиню, любящую двух мужчин одновременно. Ромм высоко ценил ее дарование. Ее незабываемый голос стал украшением киноленты. Это была творческая победа. Лаврова обьездила с фильмом весь мир. Роль Лели стала для актрисы судьбоносной, сделавшей Лаврову легендой еще при жизни.

13.jpg
С Жаном Маре
Личная жизнь Лавровой всегда была бурной. Еще учась в школе-студии МХАТ, она познакомилась с восходящей звездой советского кино - Евгением Урбанским, его называли Марлоном Брандо Советского кино. Он был старше Лавровой на 6 лет. У него за плечами уже был неудачный брак и росла дочь. Он стал первым мужем Татьяны Евгеньевны. Долго им прожить не пришлось. "Добрые люди" доложили об увлечениях Урбанского на стороне, и брак был закончен. Его дальнейшая жизнь сложилась трагично. В 1965 году в возрасте 33 лет Урбанский погибает на сьемках фильма "Директор". С Лавровой они уже не были вместе, но как потом мне рассказывал сын Лавровой Володя, одна весьма известная актриса решила сообщить Татьяне Евгеньевне эту новость прямо во время спектакля. Лаврова спектакль сыграла, но гибель Урбанского стала для нее ударом.

Татьяна много играет в те годы. Замечательно играет Настю в спектакле на "Дне", Валентину в спектакле "Валентин и Валентина", Полину Андреевну в "Чайке" - спектакле, с которого начался ее актерский путь еще во МХАТЕ, где она играла Нину Заречную и который пройдет через всю ее творческую жизнь. "Чайка" в Современнике не стала триумфом театра, но Полина Андреевна стала безусловной победой спектакля. Лаврова грандиозно сыграла роль страдающей в браке с нелюбимым мужем, но искренне любящей доктора Дорна. Сцены Полины Андреевны и Дорна были кульминационными в спектакле. Это было особенное для Лавровой время, когда ее обожали Галина Волчек и Олег Ефремов, когда она властвовала над умами зрителей и покоряла своим тончайшим мастерством.

В Современнике Лаврова встречает Олега Даля, ставшего ее вторым супругом. Этот тонкий, как натянутая струна, нервный, очень сложный и воистину талантливейший актер очаровал ее. Как потом скажет Лаврова о Дале: «Мы понимали друг друга междометиями». Правда, прожили они всего полгода. Даль был очень пьющим человеком, и Лаврова понимала, что будущего у них нет. Татьяна Евгеньевна хотела иметь от Олега ребенка, но понимала, что это еще больше обременит их семейный союз.   Тема Даля была для нее закрытой. Она почти никому и никогда не говорила об их с ним жизни. Только однажды призналась сыну, что Олег Даль был главной любовью ее жизни. Поразительно, но Лаврова никогда не была довольна собой. Ее требовательность к себе и партнерам не знала границ. Тяжело сходилась с людьми, была неуживчивой, капризной, могла беспричинно обидеть коллег. Она забывала. Они - нет. Правда все понимали, что Лаврова одна из самых больших актрис страны.

14.jpg
С Иннокентием Смоктуновским
В кино в 70-е годы у Лавровой были замечательные роли в картинах "Вся королевская рать", "Вылет задерживается", "Бегство мистера Мак-Кинли". Особенно звездной стала роль Ольги в фильме Леонида Марягина "Вылет задерживается". В этом фильме одну из своих последних ролей сыграла удивительная Елена Кузьмина - жена, к тому времени уже вдова, Михаила Ромма – дорогого и близкого для Лавровой человека. Кузьмина ценила Таню и они были дружны. За роль Ольги Лаврова получила главную премию за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монте-Карло.

В Современнике у Лавровой был непростой период. Галина Волчек стала обращать больше внимания на только что пришедшую в Современник Марину Неелову. Как часто бывает в театре, режиссер влюбился в талант начинающей актрисы. Татьяна это почувствовала и стала переживать. Неелова стала играть Раневскую в "Вишневом саде" в очередь с Лавровой, но переиграть Татьяну Евгеньевну в этой роли ни она, ни Алиса Фрейндлих, приезжавшая из Петербурга, не смогли.

Театр - сложный организм, и все может поменяться очень быстро. После конфликта, случившегося между Галиной Волчек и Лавровой, последняя ушла из Современника. Лаврова в сердцах написала заявление об уходе, и Волчек подписала его. Татьяна Евгеньевна была подавлена, но пошла до конца. Она не ожидала, что Галина Борисовна подпишет ее заявление. Лаврова вернулась туда, где начался ее творческий путь – во МХАТ, куда ее пригласил Олег Ефремов. Уже не было в живых ее любимых Андровской и Тарасовой, Яншина и Станицына.

7.jpg
С Андреем Вознесенским
После развода с Олегом Далем в жизни Татьяны Лавровой появился известный советский футболист Владимир Михайлов. В октябре 1967 года у них рождается сын – тоже Владимир. С Михайловым они расстались очень быстро. Их сыну не было и трех лет. О браке актрисы с Михайловым мало кто может сказать. Лаврова не терпела вмешательства в свою личную жизнь. Михайлов наотрез отказывался говорить об этом периоде его жизни. Сын Володя воспитывался у бабушки Гали - матери Татьяны Евгеньевны. Со своим отцом Володя как следует познакомился уже только после смерти мамы. После Михайлова в жизни Лавровой появился поэт - Андрей Вознесенский. Он был женат. Писал и посвящал Лавровой стихи. Их роман продолжался много лет. Татьяна страдала, так как прекрасно понимала, что поэт не оставит свою жену – Зою Богуславскую. Немногие знают, что сильные чувства испытывала Татьяна Евгеньевна к Олегу Ефремову. Он был для нее наставником, близким по духу человеком, и роман у них был непродолжительный, но оставивший большой след в жизни Лавровой. Она прекрасно понимала, что Ефремов, также как и Вознесенский, никогда не будет принадлежать ей одной.

Во МХАТе у Лавровой все складывалось непросто. Учитывая ее характер, наверное, по-другому быть и не могло. Вместе с Олегом Ефремовым Лаврова великолепно играла в спектакле "Наедине со всеми" по пьесе Гельмана. Спектакль имел большой успех. Лаврова была недовольна. Она всегда была всем недовольна. Переход из Современника во МХАТ не стал для Лавровой счастливым. Играла она не так много, как прежде. Во МХАТе Ефремов дал ей снова роль в чеховской "Чайке", только на сей раз это уже была роль Аркадиной. Играла Лаврова Аркадину грандиозно. Пожалуй, это была лучшая Аркадина своего времени. Это при том, что в то время на Мхатовской сцене блистала пленительная Анастасия Вертинская, много играла и Ирина Мирошниченко, но Лаврова всегда была над временем. Бог щедро одарил ее уникальным актерским дарованием. И пока она не стала болеть, мало кто из актрис мог с ней соперничать.

11.jpg

Драматургия Чехова была особенно близка Лавровой, и ее роли в "Чайке" и "Вишневом Саде" - золотые страницы в летописи Русского театра 60-х- 80-х годов XX века. Я никогда не забуду, когда видел ее уже на закате ее карьеры во МХАТе, в спектакле "Молочный фургон здесь больше не останавливается" по пьесе Теннесси Уильямса. МХАТ всегда тяготел к драматургии Уильямса. Лаврова была удивительно правдива в роли эксцентричной, но глубоко одинокой постаревшей Миссис Гоффорд. Зал сидел, оцепенев. Я был ошеломлен совершенством ее актерской игры. После спектакля мы с мамой прошли к ней за кулисы поприветствовать ее и выразить свое восхищение. Мы очень тепло пообщались. Она тяжело дышала, но была счастлива, от того, что зритель по-прежнему находится в ее власти. Теперь уже по прошествии лет, я понимаю, что роли Лавровой - это крупицы золота. В 90-е годы Лаврова играла уже очень мало. И роль Миссис Гоффорд напомнила зрителям, что талант ее никуда не исчез, просто пришло другое время. И театр тоже стал иным. Лаврова стала уходить с авансцены времени. И прекрасно это осознавала. Татьяна Евгеньевна была умным человеком, умевшим делать и добро, и быть преданной и участливой. Легенда театра имени Маяковского, прожившая 102 года, великая русская актриса Татьяна Михайловна Карпова рассказывала мне, как во время работы над телеспектаклем Эцитоны Бурчелли, где также играла и Лаврова, Карпова плохо себя почувствовала. У Татьяны Михайловны резко поднялось давление, работу прервали. Лаврова лично отвезла Татьяну Михайловну домой и потом звонила своей коллеге, справляясь о ее самочувствии. Лаврова умела быть преданной и верной. При печально знаменитом разделе МХАТ Лаврова поддержала Олега Ефремова, которого считала своим учителем, и осталась во МХАТ имени Чехова, хотя и получала приглашение Татьяны Дорониной перейти во МХАТ имени Горького.

В кино Лаврова снималась уже довольно редко. В 1997 году снялась в фильме "Кризис среднего возраста". А в 2002 году получила премию Ника за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Кино про кино". Роль в этой картине стала для Лавровой последней.

16.jpg

После смерти Олега Ефремова новым художественным руководителем МХАТа стал Олег Табаков. В новой постановке "Чайки" для Лавровой роли не нашлось. Знаменитая своей практичностью и умением идти напролом в достижении цели, Ирина Мирошниченко стала играть Аркадину. Мирошниченко - крепкая актриса, но Аркадина - это Лаврова. Ее душа подлинной чеховской актрисы всегда жила в ней, несмотря ни на что. Театр - это место для сильных людей, отнюдь не самые талантливые могут быть успешны и много играть, Татьяна Евгеньевна была уникальной, но очень нервной, раздражительной. Максимализм Лавровой сыграл с ней злую шутку. В новое время ее требовательность к создаваемым образам, к совершенству актерской игры оказалась невостребованной, а по-другому она не могла, не умела и не хотела. Она стала болеть. Стало сдавать сердце, печень. Последние 3 года жизни она практически была прикована к постели. Ее близкими подругами были замечательная русская актриса - Екатерина Васильева, бывший завлит в Современнике - уже ушедшая из жизни Галина Боголюбова, писательница Ольга Никулина и некогда директор букинистического магазина в проезде Художественного театра – Юлия Петрова. Все они были рядом в самые тяжелые для Лавровой моменты. Дружила Татьяна Евгеньевна и с Евгением Евстигнеевым - ее любимым партнером и очень близким ей человеком. Был у Татьяны Евгеньевны еще один верный друг - известный адвокат Генрих Падва.   Он и сегодня курирует Володю и его семью.

15.jpg
С сыном Владимиром

У сына Володи была своя жизнь. Но он как мог заботился о матери. Один раз даже подрался с врачом на скорой помощи, который грубил еле дышавшей Татьяне Евгеньевне и не хотел везти ее в больницу. Мама была для Володи всем. Володя – скульптор. Талантливый человек. Такой же взрывной, ранимый, нервный, очень добрый – и глаза как у маленького олененка, такие же, как были у его мамы. От разных браков у Володи две дочери - Евгения и Аглая, которая родилась, уже после смерти Татьяны Евгеньевны. Уже будучи тяжело больной, Татьяна Евгеньевна из последних сил водила обожаемую внучку Женю в театр на детские спектакли. Всячески старалась уделять ей внимание. Актриса жалела о том, что отказалась преподавать на курсе в школе-студии МХАТ, куда ее приглашал еще Олег Ефремов.

1.jpg
Аглая Лаврова - внучка Татьяны Лавровой
Нельзя не сказать, что в последние годы Лавровой очень помогал материально Олег Табаков. Володя один не мог справиться с баснословными счетами за лечение и услуги сиделок. Если бы не Табаков и забота сына, вряд ли бы Лаврова прожила столько времени, после того как она ушла из театра по состоянию здоровья.

Ее любили великие мужчины, и она любила их. Но в конце жизни она была одинокой. У нее был ее единственный сын Володя с любимой внучкой Женечкой, но спутника на излете ее жизненного пути не оказалось. Лаврова была слишком требовательной, избирательной и гордой. А семейная жизнь - это искусство компромисса, на который, судя по всему, Татьяна Евгеньевна идти не могла. 16 мая 2007 года не стало великой русской актрисы, народной артистки РСФСР – Татьяны Евгеньевны Лавровой. Актриса скончалась в больнице. От острой сердечной недостаточности. Вопреки ее воле (актриса хотела быть похоронена с мамой на Преображенском кладбище), Московский Художественный театр торопился и решил похоронить актрису на Троекуровском кладбище. Владимир Михайлов пришел проститься со своей бывшей супругой. На кладбище он впервые увидел свою внучку - Евгению. Она была со своей мамой Марфой – правнучкой поэта Константина Бальмонта и бывшей супругой Володи. Володи не было на похоронах. Он был очень обижен на Московский Художественный театр и накануне похорон, друзья и родные, во избежание скандала и зная взрывную Володину натуру, посоветовали ему не идти на похороны. Мне кажется, Володя и сейчас не может смириться с этой потерей, а прошло уже 16 лет...

12.jpg

Лаврова была явлением как в театре, так и в кино. Все созданное ею было глубоким, точным, достоверным и незабываемым. Мы потеряли актрису, имя которой составляет гордость русского искусства и русской культуры.

Сегодня все в доме Володи напоминает о его блистательной маме. Ее фотографии, украшения, любимые книги, кое-что из ее роскошного гардероба, бережно хранится ее горячо любимым сыном, на долю которого выпали большие испытания после смерти его мамы. Он пережил инсульт, к счастью Володя сумел поправиться и прийти в себя. Отношения Володи с его великой матерью не были безоблачными, уж слишком похожими были мать и сын, но любовь к настоящему искусству навсегда объединила их. С днем Рождения, дорогая Татьяна Евгеньевна. Помню и люблю. Мир и покой Вашей светлой душе.

фото: Советский экран/FOTODOM; из личного архива Эдгара-Кирилла Дальберга

Похожие публикации

  • Паганини гитары из джунглей Парагвая
    Паганини гитары из джунглей Парагвая
    Великий Агустин Барриос Мангорé, парагвайский музыкант и композитор, настолько поразил весь, без преувеличения, мир, что даже сейчас, почти через 80 лет после его смерти, кажется, что голос его гитары никогда не смолкнет…
  • Подарок для Шагала
    Подарок для Шагала
    Мы публикуем новый рассказ Евгении Лещинской, ныне американки и бывшей москвички, чей отец был коллекционером и дружил с такими же, как он, собирателями поразительных артефактов. Эта заметка о том, как Женин папа сделал подарок самому… Шагалу
  • Побег в Аргентину
    Побег в Аргентину
    Вообще-то, побега как такового не было. Были официальные гастроли труппы «Русского балета» в Буэнос-Айресе, куда не поехал Сергей Дягилев. Зато поехали Вацлав Нижинский и статистка кордебалета Ромола де Пульски. Из поездки бог танца и его истовая поклонница вернулись супругами. На глазах у всей труппы барышня увела у всемогущего Пигмалиона его Галатею.