Радио "Стори FM"
Ольга Рязанова: «Письма моего отца оказались ярким штрихом к «портрету художника в юности»

Ольга Рязанова: «Письма моего отца оказались ярким штрихом к «портрету художника в юности»

Ольга, дочь великого режиссера Эльдара Рязанова (как кто-то сказал, «поистине народного») любезно предоставила нашему журналу бесценное – письма отца. Ниже, после предисловия Ольги Эльдаровны, первое письмо Рязанова, очень смешное, остроумное, теплое – получается, что он и в жизни был таким, каким представал перед публикой. Что вообще-то большая редкость, имидж не всегда совпадает с реальностью.

Ольга Рязанова:

У меня дома сохранилась огромная переписка моих родителей. В основном, это письма из многомесячных командировок, куда папа ездил, работая на Центральной студии документальных фильмов. Я всегда знала об этих письмах, но почему-то никогда не проявляла к ним интереса. И только несколько лет назад прочитала их (что заняло немало времени) и открыла для себя огромную и очень важную часть жизни моих родителей.

Письма оказались яркими штрихами к «портрету художника в юности». Написаны они очень живым языком, с юмором и самоиронией. Есть в них вещи, о которых хотелось бы порасспросить - но некого. Мама, Зоя Фомина, умерла в 1999.

Папины письма маме воскрешают многие детали и реалии далеких лет, уже стершиеся из памяти. В них есть неуверенность в себе, мысли о будущем, описание съёмок, быта и нравов, городов и богом забытых мест Советского Союза, а также очень интимные любовные признания.

История любви моих родителей началась в 1944 во ВГИКе, где они учились на одном курсе (кстати, мама была любимой ученицей Козинцева) и продолжалась около тридцати лет. Но и после развода они сохранили добрые отношения. Их очень многое связывало, в первую очередь я, а позже внук Митя. Они были единомышленниками, друзьями. Папа всегда советовался с мамой. Он высоко ценил ее мнение, она помогала ему, особенно в период его работы на кинохронике. Два документальных фильма родители сделали вместе. С ней он стал тем, кем он стал, она прошла с ним путь, как говорится, от солдата до генерала.

Отдельное место занимает переписка родителей с их общим другом Василием Катаняном. Все вместе они учились во ВГИКЕ на курсе у Григория Козинцева и пронесли свою дружбу до самого конца. Катанян, как и моя мама, всю жизнь проработал на ЦСДФ, оба они были ведущими режиссерами студии, лауреатами Ленинской премии как режиссеры советско-американского проекта «Неизвестная война». Кроме того, Катанян был пасынком Лили Брик и издал несколько очень интересных книг мемуаров.

Эльдар Рязанов
Василий Катанян (слева) и Эльдар Рязанов
Я хочу предложить вниманию читателей несколько писем из этой переписки. И начну с папиного письма Катаняну, написанному 14 июня 1950. Упоминающаяся в письме Анна Васильевна – моя бабушка, мамина мама. Фомой, Фомкой, Фомичем папа называл маму.

«Здравствуй, дорогой Васенька! Пишу тебе письмо шариковой авторучкой, которая подарена мне собственной женой. С каким трудом я вырвал от неё этот подарок!!! Вась! Новостей масса, и все весьма занимательные. Во-первых, мы продолжаем возиться с дипломом. Вчера была запись диктора. Диктор не приехал, и мы записали Тамару Щепетеву и уехали на студию, а в это время диктор приехал, репетировал и записал его Толя, наш звукооператор. Любопытно, что из этого выйдет. Но это не самое новое (!) и не самое главное. Вчера меня вызвал директор. Весь день меня искали, а мы с Фомой были в институте. Оказывается, Медведкин хотел взять меня в Туву, и директор должен был предложить делать «Пионерию» вместе с Лаврихой. Связываться мне с ней не хотелось, но и ехать в Туву на несколько месяцев тоже не тянуло. Я побежал советоваться с Кристи. Мы стали кидать жребий. Выпало, что надо делать «Пионерию», и тут меня вызвали к Кастелину. Я тоже обложил в беседе с ним Лаврову, но он сказал, что мы будем снимать по 2 сюжета раздельно и настаивал на этом. Помня о кинутом жребии, я согласился. Ты должен быть безмерно счастлив, что я, режиссёр, пишу тебе, – ассистенту. В общем, сейчас ищу сюжеты. Срок сдачи нам поставили – 15 августа. Один или два сюжета мы снимем на пару с ней, и по одному – по два сюжета в отдельности.

Теперь, в-третьих. Вчера пришли мы домой и легли спать. Вдруг в пол-пятого утра я слышу ужасный крик. Дверь нашей комнаты распахивается, в дверях Анна Васильевна, босиком, в одной рубашке кричит: «Нас обокрали!!!»… Я дико вскакиваю и в трусах, босиком вылетаю за ней. Зойка тоже вскочила и побежала вслед за нами в костюме Евы. Я и Анна Васильевна выскочили через уже распахнутую входную дверь на лестницу и помчались вниз. На первой же лестничной площадке валяется куча барахла. Я выбегаю на двор. Льёт дождь, и на дворе ни души. Голая Зойка в это время будила всех соседей. Я вернулся на лестницу. Мы с Анной Вас. собрали все наше барахло и отнесли домой. После этого я с соседями побежал искать вора, но никого уже, конечно, не нашли. Начали перебирать все вещи. Ничего вор не украл. Всё бросил. После этого в коридоре квартиры состоялся получасовой митинг полуголых людей. Основным оратором была Анна Васильевна. Оказывается, она всё слышала, как вор топтался в коридоре на цыпочках, но решила, что это я иду в сортир, потом, когда вор вошёл в её комнату, она решила, что это я зашёл попить. Когда он копался в шкафу, то она думала, что это царапается кошка. Когда же вор, вынув из шкафа Зойкины платья, блузки, кофты, мой костюм и маленький чемоданчик, где, по его мысли, должны лежать деньги, а на самом деле лежали лоскутки для заплат, побежал, она открыла глаза и увидела, что двери шкафа настежь открыты, что «я» убегало к выходной двери, увидела, что в шкафу ничего нет, тогда она закричала, и мы помчались. Вор испугался и бросил все манатки, включая чемоданчик с тряпками, и задал стрекача. Таким образом, всё кончилось благополучно, но сейчас мы принимаем меры в смысле замков и ключей и т.д. Главное, нашёл же этот кретин у кого красть. То, что он стащил из шкафа, дало бы ему максимум 1500 руб., а тюрьмы значительно больше. Все платья и блузки он схватил прямо с плечиками. Копался он в комнате минут 10.

Вот видишь, Васенька, какие страсти бывают на свете. Мы уже, конечно, не могли больше уснуть, и все переживали… В воскресенье Азаров уезжает в чудную командировку, в Казань, Куйбышев, Саратов и Свердловск искать актёра на роль Димитрова. Прелестная безответственнейшая командировка: ходить в театры и ездить, а актёра он может привезти, а может и не привезти. Аж завидно! Вот и все наши бурные новости. Главное, что это всё произошло в одни сутки.

Как у тебя дела? Как температура? Как съёмки? Пиши чаще. Растут ли усы? Привет Серёжке. Целую. Элик.

Здравствуй, Васенька! Это пишу уже я – Зоя. Перетрусили мы сегодня здорово. Очень противно, что какая-то сволочь в нашем присутствии шлялась по нашей квартире и могла делать что угодно. Неприятно. Что касается ручки, то Элька врёт со страшной силой. Ты всё уж сам знаешь, если я не захочу, заставить меня трудно. Подарила ему, чтобы был похож на режиссера. Привет. Зоя.»

фото: Ольга и Эльдар Рязановы; из личного архива Ольги Рязановой

Похожие публикации

  • Дунай Мудрости
    Дунай Мудрости
    Супруги Николае и Елена Чаушеску памятны тем, что стали единственными советскими правителями, убитыми собственным народом. Сперва их любили, а потом убили, извините, так получилось. Теперь жалеют, двадцать лет прошло, так пожалели, что выкопали из могилы и перезахоронили официально, по-человечески даже его генсековскую шляпу-пирожок. Эксгумировали историческую справедливость. Спрашивается, что же он им сделал плохого? Или хорошего?
  • Выбор Софи
    Выбор Софи
    Графиню Софи де Сегюр знают все, чьё детство прошло во Франции. Она писала для детей. В России эту писательницу не особо читают, впрочем, как и какую-нибудь родную Чарскую. А между тем графиня де Сегюр нам роднее Марка Твена. Почему? Чёрное платье, чепчик, губки уточкой… Да она же наша бабушка!
  • Жёлтый волос, карий глаз
    Жёлтый волос, карий глаз
    Мила Романовская была одной из первых топ-моделей по-советски. Париж – Лондон − Нью-Йорк. Она гордо несла образ русской красавицы на западных подиумах. А как в это время складывалась её личная судьба?