Радио "Стори FM"
Кевин Спейси за два дня

Кевин Спейси за два дня

Автор: Александра Машукова

Алексей Нужный, сценарист, режиссёр сериала «Ольга» и комедии «Я худею», может похвастаться тем, что в его фильме снялся Кевин Спейси. В 2011 году Алексей победил в конкурсе короткометражных фильмов Jameson First Shot, поддерживающем молодых кинематографистов, который возглавляет актёр. Призом для победителя стало участие кинозвезды в его проекте: в фильме Нужного «Конверт» Спейси сыграл главную роль – советского писателя Евгения Петрова  

– В том году конкурс Jameson First Shot проходил впервые, причём сразу в трёх странах – в России, ЮАР и США. Надо было прислать сценарий короткометражки протяжённостью не более семи минут и состоящей всего из одной сцены. В сценарии, который я отправил на конкурс, было около пятнадцати сцен, это был маленький рассказ, действие которого происходит в 1942 году. О том, как писатель Евгений Петров, соавтор Ильи Ильфа, якобы любил отправлять письма в разные страны на вымышленные адреса несуществующим людям и как однажды ему пришёл реальный ответ из Новой Зеландии… Байку эту я прочёл в интернете.

После второго тура был разговор по скайпу. Мне назначили время: 4 утра. Я поставил будильник на 3.30, и мы с женой, лёжа в кровати, сонные, вышли в скайп… Я не причесался, не выпил кофе, не надел футболку, а вот каким проснулся, таким и предстал перед организаторами конкурса, в том числе и перед продюсером Дэной Брунетти…

pismo.jpg
Кадр из короткометражного фильма "Конверт", снятого Алексеем Нужным

Помощником Кевина Спейси?

– Деловым партнёром. Дэна Брунетти – очень успешный американский кинопродюсер, человек, сделавший большие проекты. «Социальная сеть», «Капитан Филлипс», «Пятьдесят оттенков серого» – лишь несколько из его фильмов.

Я им сразу сказал: «Ребята, вот моя жена, у меня не очень хороший английский, и она мне будет помогать, если я что-то не пойму. Параллельно я работаю креативным продюсером на фильме, у меня в семь утра начинается смена, я абсолютно выжат. Вы сейчас видите перед собой не лучезарно улыбающегося американца. Я русский, и мне всё равно, что вы обо мне подумаете. Хотите – давайте дальше разговаривать». Им это понравилось. Наверное, они почувствовали за этим какую-то правду.

Во время этого разговора мы много смеялись. Они меня спросили: «Ты был в каких-нибудь других странах? Мы хотим понять, не станешь ли ты для нас проблемой?» Я ответил: «Конечно. Я был в Египте». Они засмеялись.

Потом мне сообщили, что мой сценарий победил. И я начал готовиться к съёмкам. Продюсеры конкурса предложили мне изменить сценарий, перенести историю из 1942 года в 1985-й. Потому что невозможно воплотить на экране 1942 год в другой стране за те деньги, которые выделили на это кино. И ещё выяснилось, что съёмки будут продолжаться всего два дня.

А дальше я прилетел в Лос-Анджелес. Мне говорят: «Ты хочешь повстречаться с Кевином?» Я отвечаю: «Конечно! Обязательно до съёмок я должен это сделать. Более того, я хочу репетировать». Они сказали, что у него не так много времени, он может один раз встретиться и почитать текст. «Но мы бы хотели, чтобы ты съездил к нему на встречу. Он сейчас снимается в другой короткометражке». Я говорю: «Классно! Я хочу провести с ним столько времени, сколько он сможет мне уделить». Ему мои слова передали, и, когда я приехал, он очень дружелюбно меня встретил: «Привет, Алекс!»

richard.jpg
Постановка Сэма Мендеса "Ричард III". Действие перенесено в 20-е годы XX века. Спейси не делал из Ричарда монстра, все его злодейства вполне объяснимы, он получился сегодняшним, одним из нас...

Волновались перед встречей?

– Очень сильно. Много о нём прочитал, все фильмы с ним пересмотрел, изучил интервью. Для меня удивительно было, что Спейси оказался настолько обаятельным человеком. Мы даже обнялись, он спросил: «Как ты? Как поживаешь?» И сразу: «Ты взял водку?» Такие шутки про русских, клишированное представление о русских. Я ответил: «Прости, она уже внутри».

Рассказал мне историю про Горбачёва. Говорит: «Слушай, у меня столько с Россией связано! Когда-то я приехал в Москву, и меня водили по Кремлю. Мы гуляем, рассматриваем коридоры. И тут нам навстречу идёт человек с пятном на голове. Мне говорят: «Это мистер Горбачёв». А я, представляешь, его не узнал!» (Кстати, потом Кевин вёл в Лондоне юбилейный вечер Горбачёва – 80 лет.) Я Спейси отвечаю: «Ну так я эту историю знаю». – «Откуда?!» – «Да я как-то увидел Горбачёва, а он мне говорит: «Представляешь, иду однажды по коридору в Кремле и встречаю Кевина Спейси».

Кевин расхохотался. И всё. С тех пор у нас установились очень тёплые отношения.

А как прошла ваша репетиция?

– Он приехал на неё немного уставший, потому что записывал голос для американской короткометражки, сценарий которой победил в конкурсе. Он там озвучивал куклу. Другие артисты тоже приехали, я со всеми поговорил, объяснил, как я вижу сюжет, характеры, что для меня важно. Один раз все прочитали текст, второй. А затем я сделал ошибку, которую запомню на всю жизнь.

У меня с собой были советские сигареты «Прима», старые, из 80-х, я привёз их в Америку, потому что мне нужен был аутентичный реквизит, а я понимал, что там его не найду. Мне хотелось, чтобы персонаж вертел в пальцах настоящую пачку тех лет. Эти сигареты я вручил артисту, который должен был играть шофёра, роль второго плана. Сказал: «Это тебе подарок из Советского Союза, ты с ними снимайся, я хочу, чтобы ты с ними пожил». Он: «Да не надо мне с ними жить, я сделаю всё и так!» Я: «Нет-нет, у нас же всё по Станиславскому, должно быть вживание в образ!» И Кевин заревновал, что я уделяю такое внимание исполнителю второстепенной роли, объясняю ему, как нужно вживаться в роль, а он, мегазвезда, сидит и слушает это.

richard_2.jpg
Постановка Сэма Мендеса "Ричард III"

Он с вами держался как мэтр?

– Нет, абсолютно. Когда мы встретились на читке, я сказал актёрам, что хочу, чтобы они мне доверяли. И он действительно до конца мне доверял. На съёмках он спрашивал: «Тебе понравилось? А что не понравилось?» Я честно отвечал: «Мне не понравилось, что ты в этой сцене слишком быстро сел. Я бы хотел, чтобы ты пожил в этом состоянии, прежде чем что-то сделать». Он: «Отличная задача!» Или я говорил: «А теперь мне хотелось бы, чтобы ты поимпровизировал». – «Отличная задача!» Я всегда надстраивал свои режиссёрские пожелания над тем, что уже и так было на площадке. И мне кажется, что он не скучал ни секунды.

В «Конверте» и правда есть моменты, когда кажется, что Спейси импровизирует. Например, когда его герой шутит с почтальоном, не сразу отдавая тому в руки очередное письмо.

– Точно, это так и было. Какие-то вещи он действительно придумал сам: например, как его герой бежит к почтовому ящику с конвертом, будто с бумажным самолётиком. Задача, которую я ставил перед ним на съёмках, звучала так: этот фильм – трагедия. Но чтобы не превращать её в настоящую тяжёлую драму, надо быть легче. Надо чтобы персонаж существовал как бы несерьёзно, играючи, тогда в голове у зрителя эта видимая лёгкость соединится с ожиданием трагизма. Это столкновение вызовет сильные эмоции, потому что всё лучшее в кино, на мой взгляд, вообще происходит на столкновении. Как бы снял всю эту историю режиссёр, работающий в драме? Он бы сделал так, чтобы персонаж относился к происходящему серьёзно. Ведь письма – это смысл его жизни. И мы, русские, этот смысл обычно несём грузно – как большой чемодан на своих плечах. А я пытался столкнуть драматическую сцену с комедийным настроением внутри одной задачи.

dench.jpg
Вместе с Джуди Денч за кулисами церемонии вручения премии Лоуренса Оливье. Лондон. 2015
А действительно Спейси в первый день опоздал на съёмку на два часа?

– Да. Он проспал. А для него это было вообще неприемлемо, как он сам сказал. Когда исполнительный продюсер сообщил мне, что Спейси опаздывает на два часа, он прибавил фразу, которая меня удивила: «Это большой подарок». Я спросил: «Почему?» – «Потому что Кевин будет чувствовать вину, и из-за этого он сделает всё – вообще всё! – что ты захочешь».

Я подумал: «Ну всё, я не сниму этот фильм». Артиста нет на площадке, он не снимает трубку, никто не знает, где он… Но когда он приехал, то моментально влетел в кадр и спросил: «Так. Что делать?» – «Вот это…» – «Готов! Поехали…» Конечно, он извинился. Вообще, с точки зрения манипуляции такая ситуация работает. Действительно, он бы выполнил всё, что бы я ни попросил. Но дело в том, что я им и не манипулировал. У нас первый съёмочный день получился настолько волшебным, что после смены ко мне подошёл какой-то парень из группы, не помню, кем он работал, кажется, звукорежиссёром, и сказал: «Я никогда не видел таких смен». А Кевин Спейси во время короткого перерыва, когда переставлялась камера, cпросил дольщика, толкавшего тележку оператора: «Как тебя зовут?» – «Джон». – «Джон, ты любишь свою работу?» – «Люблю». – «Я тоже свою люблю. Круто, что мы вместе сегодня работаем?» Тот просто обалдел.

Думаю, и Кевину было интересно сниматься. Ведь самые удачные его фильмы – «Семь», «Красота по-американски» – были сняты именно молодыми энтузиастами. Дэвид Финчер только начинал, когда сделал триллер «Семь», для Сэма Мендеса «Красота по-американски» вообще стала режиссёрским дебютом. Мне кажется, я как бы достал из его памяти эти воспоминания, активизировал их.

После премьеры Кевин оставил мне свою почту и сказал: «Если у тебя будет клёвое кино, предлагай».

kevin.jpg
Спейси в юности. Фото из скандальной книги Рэндалла Фаулера, брата Кевина, "Момент времени"
Предложили?

– Пока у меня нет материала, который мог бы ему подойти. Это должно быть очень точно, очень для него.

Как вы относитесь к тому, что случилось со Спейси, к краху его карьеры?

– Мне сложно об этом говорить, я живу в другом государстве, у нас другая ментальность. Если бы у нас преследовали за харассмент, то половина бы российских артистов села в тюрьму, а половина продюсеров получила бы пожизненный срок. У нас люди на высоких постах ведут себя так, как он себя вёл когда-то, и это считается нормальным. Мне тяжело оценивать произошедшее со Спейси – наше общение с ним слишком замечательно, я слишком хорошо к нему отношусь, он слишком многое для меня сделал. Если бы я его не знал, был бы холоден к нему, конечно, я бы его осуждал. Говорю об этом честно. Мне кажется, то, как он поступил, – неприемлемо. Но я не могу его осуждать и ничего не могу сделать со своими чувствами, я не могу их спрятать. И я себя со своими чувствами уважаю больше, чем себя, его осуждающего.

Жертва ли он обстоятельств? В известной мере да. Знаете, как в детстве мы с друзьями бросали с балконов шарики, наполненные водой. Кому-то прилетало прямо в голову. Это было больно, мокро, неприятно. Тема харассмента – это огромный шар с водой, она накопилась и обязательно кому-нибудь пролилась бы на голову. И вот этот шар вылился на него, вместе с мусором, с грязью. Я сильно ему сопереживаю – он когда-то оступился и его за это наказали. Режиссёр «Стражей Галактики» Джеймс Ганн десять лет назад написал в «Твиттере» сомнительный пост, этим летом его уволили из третьей части франшизы. Мы живём в другом государстве. Но лет через пятнадцать – двадцать и мы станем такими, должно пройти ещё немного времени. Несколько феминистических лидеров должны выйти на арену. Я очень хочу, чтобы это произошло.  

То есть вы хотите, чтобы лет через пятнадцать – двадцать неосторожно брошенная вами сегодня шутка была поднята на щит общественностью, подвергла вас, в лучшем случае, общественному порицанию, а то и уголовному преследованию и сломала карьеру и жизнь? Разве это не похоже на тоталитаризм?

– Нет, я бы этого не хотел. «Твиттер» я не веду. А в «Инстаграме» стараюсь шутить только над собой, чтобы через пятнадцать – двадцать лет ни у кого не возникло желания меня за это наказать.

фото: IAN COOK/THE LIFE IMAGES COLLECTION/GETTY IMAGES RUSSIA; THE MEGA AGENCY/EAST NEWS; MATT HUMPHREY/EYEVINE/EAST NEWS; THE LIFE PICTURE COLLECTION/GETTY IMAGES RUSSIA; IMDB.COM

Похожие публикации

  • Бог умер
    Бог умер
    Марлон Брандо был актёром, с которым киностудии связывались вопреки желанию, вопреки его репутации и тем адским суммам, которые он запрашивал. Такой заносчивый, что тошно с ним здороваться. Ему просто не было равных. За что он так презирал окружающих? – вот вопрос, который ему мечтали задать все. Действительно, за что?
  • Заслуженный плейбой Америки
    Заслуженный плейбой Америки

    Более 30 лет модельер Кельвин Кляйн был притчей во языцех в моде. С ним связано больше всего скандалов на душу модного населения и такое же количество громких наград. Что же толкало его на подвиги? 

  • Клоун Федерико
    Клоун Федерико
    Федерико Феллини всегда огорошивал биографов противоречивостью своих «показаний». Постоянно меняя их, как хамелеон окраску, Маэстро добился на этом пути замечательных результатов: теперь уже ни один биограф не сможет определить, где правда, а где чистейший вымысел