Радио "Стори FM"
Примы-балерины

Примы-балерины

Автор: Ирина Кравченко

В Большом театре всегда танцевали балерины, которых называли великими, гениальными, выдающимися, замечательными. Мы выбрали самых-самых, хотя, конечно, балетоманы будут расстроены, не увидев сегодня на страницах Story Раисы Стручковой, Нины Семизоровой, Людмилы Семеняки, Нины Тимофеевой, Нины Ананиашвили или Натальи Осиповой... Но это еще раз говорит о том, как много бриллиантов было, есть и, уверены, будет в русском балете!

 

Затворница

ulanova.jpg
Галина Уланова

Галине Улановой (1909–1998) поставили два памятника еще при жизни – в ее родном Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Об иконе классического балета написано и сказано столько восторженных слов, что трудно добавить что-то новое. При этом всей правды о балерине всех времен и народов не знает никто. 

Майя Плисецкая – одна из многих, кто считал Уланову очень закрытым человеком: «Безумно боялась людей! Ходила по коридору, опустив глаза. Не дай бог с кем-нибудь встретиться глазами». Николай Цискаридзе вспоминал, как она репетировала с ним Нарцисса: «В один прекрасный день она мне сказала: «Я тебе сейчас покажу, каким я его вижу» и… стала прыгать! В этот момент в зале произошло какое-то чудо. Ей было 87 лет, она была на каблуках, но она превратилась в молодого юношу, прыгала, бегала. Я в тот момент понял, что людей сводило с ума, что заставляло с ее фотографией идти под пули во время войны. Магия! Магия таланта – она необъяснима».

 

Хранительница традиций

odetta.jpg
Марина Семенова
Как и Галина Уланова, Марина Семенова (1908–2010), была ученицей легендарной Агриппины Вагановой и в Большой театр попала, добившись большого успеха на ленинградской сцене. С именем Семеновой связывают возрождение имперской славы русского балета – она стала танцевать, когда многие ее великие предшественницы после революции оказались в эмиграции. Ее коронной партией четверть века была роль Одетты в «Лебедином озере». В конце 30-х годов карьера Семеновой оказалась омрачена положением «жены врага народа» – ее супруг, посол СССР в Турции, был арестован, а сама она некоторое время находилась под домашним арестом. 

С 1953 года и до конца жизни Марина Тимофеевна с успехом занималась преподаванием, из ее учеников можно составить целый «Семеновский полк»!

 

Оптимистка

lepechinskaya.jpg
Ольга Лепешинская
«От нее можно прикуривать!» – говорили партнеры по сцене об Ольге Лепешинской (1916–2008). Ее танец нарушал каноны академизма, но любимая балерина Сталина и обладательница четырех Сталинских премий умела искусно скрыть свои недостатки, в том числе небольшой рост, и подчеркнуть достоинства. Ее энергия не знала границ! Как вспоминали современники, днем Лепешинская помогала строить метро или ездила «на картошку», а вечером танцевала «Коппелию». «Она была шумная общественница, энергичнейший неутомимый член партии, входивший во все бюро, комитеты, президиумы. 

Ольга Васильевна не пропустила ни одного случая, чтобы не взобраться на трибуну и громогласно не высказать в тысячный раз свою принадлежность к партии большевиков» – так писала о ней Плисецкая. В 1962 году в результате шока, вызванного смертью мужа, генерала Алексея Антонова, Лепешинская ослепла, но в Италии ей смогли вернуть зрение. 

На сцену она уже не вернулась, но активно занималась преподавательской и общественной деятельностью, в том числе за рубежом.

 

Мадам «Нет»

maksimova.jpg
Екатерина Максимова
Шутливое прозвище Екатерина Максимова (1939–2009) получила из-за того, что часто наотрез отказывалась от новых ролей, уверяя, что не сможет выполнить требования хореографа. Но в итоге преодолевала неуверенность, исполняя все предельно точно и артистично. Станцевала весь классический репертуар Большого, ее знаменитые 32 фуэте в «Дон Кихоте» приводили публику в неистовство. Любимой ролью называла Анюту из одноименного современного балета на музыку Гаврилина, поставленного специально для нее.

Полным именем и по отчеству Максимову, миниатюрную и грациозную, звали редко. Для всего мира она была Катей, Катюшей. «Катя и Володя» – не только название фильма Доминика Делуша. Так называли знаменитый дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, ее постоянного партнера по сцене и жизни. Несмотря на разницу темпераментов, они были прекрасной парой, «аристократами сцены».

О себе Екатерина Сергеевна говорила: «Я нормальный человек, причем какой-то очень земной». Преодолев травму позвоночника, полученную в 1975 году, Максимова снова вернулась на сцену, хотя врачи сомневались, будет ли она ходить. Уйдя из Большого – во многом из-за конфликта с Григоровичем, она вернулась туда спустя несколько лет и занималась учениками, передавая им, чему научилась от своих учителей – Елизаветы Гердт и Галины Улановой. 

Умерла Екатерина Сергеевна внезапно, от инфаркта – в канун Международного дня танца.

 

Муза

bessmertnova.jpg
Наталья Бессмертнова
Можно сказать, что Наталии Бессмертновой (1941–2008) повезло с мужем: Юрий Григорович, долгие годы – главный балетмейстер главного театра страны, часто задействовал супругу в премьерных составах своих шедевров (скажем, его «Лебединое озеро» она станцевала прежде Плисецкой).

Но успех к ней пришел гораздо раньше: в труппе Большого театра Бессмертнова служила с 1961 года, а женой Григоровича стала лишь спустя семь лет. И одну из своих коронных партий – Жизель – исполнила в 1963 году, да так, что ее сравнили со Спесивцевой и Улановой, подчеркивали романтичность и одухотворенность созданного ей образа.

«Я сильна своей слабостью», – говорила Бессмертнова. Ее в общем-то ранний уход из жизни можно объяснить травлей, которую устроили Григоровичу. В последние годы о Большом театре Наталия Игоревна предпочитала не говорить.

    

Павлова-вторая

pavlova2.jpg
Надежда Павлова

Говоря о стиле Большого театра 70-х годов, чаще всего вспоминают Надежду Павлову (1956 г.р.) и ее неповторимый большой батман – она буквально летала над сценой! Однофамилица знаменитой русской балерины, родом из Чувашии. Младший, восьмой ребенок в семье. Рано стала знаменитой, станцевав в 17 лет Золушку и Жизель. 

Постоянным ее партнером, а первые 10 лет и мужем был танцовщик Вячеслав Гордеев. Эту пару считали символом Большого театра и называли «Надеждой и Славой русского балета». На пике карьеры Павлова пережила тяжелую депрессию, однако сумела вернуться на сцену. Сочетала в себе драматический и комедийный дар. 

Сыграла главные роли в фильмах «Синяя птица» и «Сицилианская защита». Сегодня – профессор РАТИ, работает в разных странах как педагог-репетитор. Любит верховую езду. По мнению людей, знающих ее близко, обладает сильно развитой интуицией и ясновидением.

 

Символ

zaxarova.jpg
Светлана Захарова

Светлана Захарова (1979 г.р.), новый символ русского балета и «главная государственная балерина», родом из украинского Луцка. В Большой театр перешла в 2003 году из Мариинского. Обладательница прекрасного тела и техники, она активно работает на ведущих сценах мира, за рубежом известна даже больше, чем в России, и считается самой востребованной русской балериной. В «Ла Скала» Захарова получила титул этуал. 

Говорят, Михаил Барышников называет ее своей любимой современной танцовщицей. Балерина склонна к экспериментам: к своему 30-летию показала на сцене Большого новый балет «Захарова. Суперигра», созданный специально для нее. После окончания карьеры Светлана видит себя в кресле министра культуры, а пока – депутат Госдумы от «Единой России». 

Замужем за известным скрипачом Вадимом Репиным. В начале 2011 года родила дочь и уже приступила к репетициям.

 фото: Рудольф Кучеров/РИА "Новости", Михаил Трахман/FOTOSOYUZ; Александр Макаров/РИА "Новости", Николай Бобров; Надежда Баусова/Большой театр/FOTOSOYUZ

Похожие публикации

  • Божественная Бернар
    Божественная Бернар
    Французская актриса Сара Бернар познала невероятную славу. Среди актрис докинематографической эпохи соперниц у нее не было: более сорока лет она вызывала восторг, ненависть, любовь не только у театралов, но и у тех, кто никогда не посещал театр. К концу жизни ее имя воспринималось как название некого феномена. Почему?
  • Ave Майя!...
    Ave Майя!...
    Майя Плисецкая смогла вылепить из себя образ настолько волшебный, гармоничный, воздушный, что, глядя на нее, забываешь, что балет – тяжелейший труд. Кажется, что и в жизни Плисецкой не приходилось продираться не через какие тернии. Как ей удалось создать эту иллюзию?
  • Единственная любовь
    Единственная любовь
    Писатель и сценарист Евгений Габрилович, классик нашего кино, любил жизнь тихую, почти незаметную, немного ленивую. Но его семейные отношения оказались сложными, почему отчасти легли в основу знаменитой картины режиссёра Ильи Авербаха «Объяснение в любви»