Радио "Стори FM"
Монти Пайтон

Монти Пайтон

Британскую комик-группу «Монти Пайтон» часто сравнивают с «Битлз». Мол, точно так же, как «Битлы» полностью изменили лицо современной музыки, «Пайтоны» изменили лицо современного юмора. Не совсем так. 

«Битлз» возникли не на пустом месте. Было множество рок-команд, которые играли аналогичную музыку, а они в силу своего таланта просто сделали мощный рывок вперёд – и понеслось. 

Когда же британские комики Эрик Айдл, Терри Джонс, Джон Клиз, Майкл Пейлин, Грэм Чепмен и американец Терри Гиллиам создали своё скетч-шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 1969 году на BBC, ничего подобного в массовой культуре и в помине не было. Сделали они его практически на пустом месте. 

Существовала, конечно, британская традиция нонсенса, вспомним того же Льюиса Кэрролла, был авангардный театр Эжена Ионеско, а в России был абсурдистский юмор ОБЭРИУ – Даниил Хармс и сотоварищи… Но всё это было элитарное искусство, и широких масс трудящихся оно не касалось. Было невозможно представить, что нечто подобное можно показать по популярнейшему телеканалу и оно не только не прогорит в первый же сезон, но и просуществует пять лет, а затем разовьётся в серию искромётных художественных фильмов. А ведь до сих пор множество критиков и зрителей называют «Летающий цирк…» лучшим юмористическим шоу всех времён и народов.

Что такое абсурд? Это изнанка смысла. Джордж Оруэлл в своём знаменитом романе «1984» вывел министерство правды. Это абсурд, правда по Оруэллу – постоянное переписывание истории в соответствии с текущим моментом. А что сделали «Монти Пайтоны»? Они стали делать нонсенс. Создали министерство глупых походок, где британские чиновники занимаются распилом грантов на совершенствование дурацких походок. 

Они всё время атаковали здравый смысл откуда-то сбоку. Например, в фильме «Житие Брайана» они не переворачивали с ног на голову проповедь Иисуса, нет, они просто показали нам своё Евангелие про некоего Брайана, родившегося в соседнем хлеву с Иисусом Христом и постоянно путавшегося в тех же самых евангельских местах. В Иерусалиме он чуть не попался легионерам, и когда казалось, что выхода не было, его подхватила летающая тарелка. Но в космосе тарелка попала в звёздные войны и потерпела крушение, вернув Брайана обратно в Иерусалим. Ни до, ни после летающая тарелка не возникала. 

Перечислять подобные атаки на наш мир со стороны инопланетян «Монти Пайтонов» можно до бесконечности. Они дали миру гораздо больше, чем просто гениальное шоу. Помимо искромётного юмора они открыли шлюзы. Как писал Григорий Горин в сценарии «Тот самый Мюнхгаузен», самые большие глупости в мире делаются с серьёзным выражением лица. И в этом заключается главный парадокс «Монти Пайтонов». 

Пока с серьёзным выражением лица совершают глупости, британские комики с идиотским лицом в своём министерстве глупых походок атакуют здравый смысл, а это проверяет его на прочность. Это как прививка идиотизма в малых дозах, которая не даёт нам всем окончательно сойти с ума. 

Автор: Дмитрий Ромендик

Иллюстрация: Алим Велитов

Похожие публикации

  • Вы звери, господа!
    Вы звери, господа!
    Все знают, что настоящее имя Мэрилин Монро – Норма Джин Бейкер. А имя её отца неизвестно.
  • Мой... Довлатов
    Мой... Довлатов
    Татьяна Друбич рассказывает о том, как благодаря прозе Сергея Довлатова поняла, чем прекрасны «никчёмные» люди