Радио "Стори FM"
Январь 1936 Кошка Баланчина сменила пол

Январь 1936 Кошка Баланчина сменила пол

Мурку Баланчина знали все балетные. Когда в 1934 году он открыл в США свою балетную школу и принялся создавать американцам их собственный танцевальный стиль, кошка по имени Мурка принимала участие во всех уроках. Её Баланчину подарила другая русская балетная знаменитость – Тамара Карсавина, подобравшая на улице маленького, облезлого котёнка самой дворовой породы. 

С первых же дней кошка заняла в жизни русско-американского балета самое заметное место. Баланчин души в ней не чаял. Прима его театра Сюзанн Фаррелл рассказывала: «Он любил животных и говорил, что кошка Мурка помогает ему сочинять. И нас он учил прыгать и танцевать раскованно, немного по-звериному. Я пыталась репетировать Титанию в балете «Сон в летнюю ночь». Получалось не так, и Баланчин спросил: «У вас что, нет дома кошки?» Пришлось завести». Другая незадачливая прыгунья никак не могла воспарить в прыжке, так учитель кричал ей: «Выше, выше, выше!», приводя в пример свою обожаемую Мурку. Тем временем кошка сыто жмурилась у него на коленях. И вот однажды, спрыгнув с колен, кошка пустилась в пляс, на глазах у изумлённых учениц, застывших в полёте. Отвечая требованиям танца, кошка высоко подпрыгнула в такт музыке, как будто подражая порханию балерин, изящно опустилась на лапки и выбежала за занавеску, поднявши хвост трубой. Можно было бы подумать, что кошачий арабеск лишь совпадение, если бы милейшая кошечка не принялась проделывать такое регулярно. На каждом занятии она теперь в кульминационный момент затевала серию прыжков, исполнив которые высокомерно удалялась, показав ученицам высший класс танца. 

Заметив склонность своей питомицы к балету, Джордж Баланчин не оставил без внимания талант. И в итоге кошечка стала откаблучивать не хуже Матильды Кшесинской на дне рождения наследника, и даже не от собственного вдохновения, а по команде. Мурка проснулась по-настоящему знаменитой в день, когда снимок с её пируэтом был опубликован на страницах журнала Life. И это было не последнее потрясение, которое Мурка преподнесла своему хозяину. Однажды, после Нового года, Мурка выявила в своём поведении все признаки противоположного пола, внезапно и необратимо оказавшись котом. Впрочем, Баланчин насмотрелся в балете и не на такое. Он продолжал называть животное Муркой и обучать кота арабескам, фуэте, па-де-труа в свободное от собственных занятий время.

«Кошечка – милый человек, она всё понимает, но не любит, когда кругом много народу, не любит, чтобы её теребили, тревожили. В кошках, мне кажется, меньше холопства, угодничества, чем в собаках. Они независимые, гордые» 

(Джордж Баланчин)


фото: AKG/VOSTOCK PHOTO